ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра гражданского права
Направление: 40.03.01 – Юриспруденция
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»
Выполнила:
Студентка 3 курса дневного отделения
Группа 08-409
«___» __________ 2017 г.
________ Никитина Ю.С.
подпись
Работа допущена к защите:
Научный руководитель
К.ю.н., доцент
«____» __________ 2017 г.
________ Макаров Т.Г.
подпись
Казань – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....................................................................................................................... 3
Глава 1. Общие положения об авторских правах .................................................... 5
1.1. Понятие и общая характеристика авторского права................................... 5
1.2. Понятие и виды авторских прав.................................................................... 8
1.3 Объекты и субъекты авторских прав ............................................................. 12
Глава 2. Особенности защиты прав авторов в сети "Интернет" .......................... 17
2.1. Понятие защиты авторских прав ................................................................... 17
2.2. Формы защиты авторских прав ..................................................................... 19
2.3. Способы защиты авторских прав в сети Интернет ................................... 21
Заключение ................................................................................................................ 25
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной
практики и специальной литературы ...................................................................... 26
2
Введение
С начала XXI века в связи с развитием информационных технологий для
жизни общества все большое значение имеет правовая защита авторских прав в
сети «Интернет». В связи с тем, что происходит увеличение количества
применения цифровых записывающих технологий, авторы и правообладатели
объектов
авторского
права
подвергаются
риску,
что
их
результат
интеллектуальной деятельности может быть за считанные минуты скопирован
и переделан таким образом, что будет сложно доказать нарушение их прав.
Актуальность авторского права в том, что оно является составной частью
гражданского права, которая признается и охраняется всемирным сообществом.
Благодаря стимулированию и обеспечению защиты, авторское право так
быстро и стремительно развивается, одновременно расширяя культурную
сферу.
Данной темой занимались такие авторы, как: Ю.В. Александровский,
И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, С.П. Гришаев, В.А. Дозорцева, Н.Л. Дювернуа,
А.К. Жарова, Р.И. Ситдикова, Е.А. Суханов, Г.Ф. Шершеневич и многие
другие.
Объектом исследования в данной работе является общие положения о
защите авторских прав в сети «Интернет». Предметом же исследования
выступили нормы гражданского законодательства, в том числе закрепляющие
само понятие авторского права, его объекты, субъекты, принадлежащие им
права и их защиту.
Основной
целью
работы
является
формирование
комплексного
представления о защите авторских прав в сети "Интернет".
В соответствии с обозначенной целью определены следующие задачи
исследования:
1) проанализировать общие положения авторского права;
2) раскрыть особенности субъектного состава авторского права;
3
3) проанализировать содержание субъективного авторского права,
личные неимущественные и имущественные права авторов;
4) проанализировать понятие защиты авторских прав;
5) раскрыть формы и способы защиты авторских прав в сети «Интернет».
В работе задействованы такие общенаучные методы и приемы, как
конкретно-исторический подход, метод системного анализа, логические методы
исследования – анализ и синтез.
.
4
Глава 1. Общие положения об авторских правах
1.1.
Понятие и общая характеристика авторского права
Человеку всегда было свойственно мыслить, размышлять, что является
одним из отличий от животных. Со временем некоторые мысли человека
начинали перерастать в творческие идеи, которые находили своё отражение в
материальном мире. Ещё до начала возникновения великих цивилизаций и
государств, творчеству имело место быть, так, например, доказательством
наличия его у древних людей служит открытие в Испании, поразившее мир в
1879 году, юриста Марселино де Саутуола, когда он обнаружил наскальные
рисунки в пещере Альтамира.
В связи с развитием технологий и социума всё более становился
актуальным
вопрос
защиты
прав
авторов
на
их
интеллектуальную
собственность. В 1662 году в Великобритании был издан «The Licensing of the
Press
Act»,
данный
нормативно-правовой
акт
регулировал
запрет
на
распространение копий произведений, нарушающие права авторов. Его
действие планировалось лишь на несколько лет, однако при его последующем
рассмотрении парламентом, заседатели заметили, что авторы, которые
написали и опубликовали свои произведения имеют полное и абсолютное
право собственности на то, что они написали. Это привело к тому, что данный
акт просуществовал ещё сто лет и привёл к созданию одного из самых первых
актов – «Copyright Act», более известный, как «Статут королевы Анны»1710
года1, он стал одним из самых серьёзных шагов на пути к созданию институту
авторского права.
Абдуллин А. И. Правовая охрана интеллектуальной собственности и роль международных
организаций в ее развитии (на примере ООН и ее специализированных учреждений) //
Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - №3.
1
5
Нормы авторского права также нашли своё отражение и в Российской
Империи, в законодательных актах от 22 апреля 1828 года «Положение о
правах сочинителей, переводчиков и издателей», содержащее в себе целых пять
статей, затрагивающих авторские права. Чуть позже этот акт догнали: «Правила
о музыкальной собственности» 1845 года, «Положение о собственности
художественной» 1846 года. Однако спустя четыре десятилетия, в 1887 году все
нормы, находящиеся, в данных нормативно-правовых актах были перенесены в
статью 420 «Свобода Законов Российской Империи».
С обширным развитием международной торговли и связей начинают
появляться также и международные нормы, находящие своё отражение в таком
нормативном акте, как Бернская конвенция по охране литературных и
художественных
произведений
1886
года.
Данная
конвенция
оказала
существенное влияние на институт авторского права, поскольку закрепила
основные принципы, например, принцип презумпции авторства, принцип
автоматической охраны и другие. Также конвенция закрепила основные права
для автора, это - право на воспроизведение произведения любым способом и в
любой форме (статья 9), право на перевод (статья 8), право следования (статья
14), право на публичное вещание (статья 11) и т.д.2
За двадцатое столетие во всём мире принималось огромное количество
нормативных актов, которые так или иначе, но затрагивали права авторов. В
Российской Федерации также был принят ряд актов, закрепляющие многие
авторские права: Закон РФ от 23 сентября 1992 года «О правовой охране
программ для ЭВМ и баз данных», Закон РФ от 17 ноября 1995 года «Об
архитектурной деятельности в РФ», Закон от 27 декабря 1991 года «О средствах
массовой информации», Законе РФ от 9 июля 1993 года № 5351-I «Об
авторском праве и смежных правах». Однако в настоящий момент большинство
этих актов не действуют и основные юридические положения институт
авторского права содержит часть IV Гражданского Кодекса в раздел VII,
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/2540350
2
6
который называется «Права на результаты интеллектуальной деятельности и
средства индивидуализации». Это по словам Зенина И.А. означает, что охрана
интеллектуальных прав должна предусматриваться законом, а также должна
быть реально предоставлена результату интеллектуальной деятельности.3
В действующей гражданско-правовой базе Российской Федерации
отсутствует чёткое, легальное определение понятия «авторское право». Однако
сами права оговариваются законодателем в пункте 1 статьи 1255 ГК РФ
следующим образом: «Интеллектуальные права на произведения науки,
литературы и искусства являются авторскими правами». 4
Поскольку законодательного понятия авторского права не существует, в
теории ведутся споры относительного определения авторского права. Свои
точки зрения, взгляды и мнения на данный вопрос высказывали такие авторы,
как: Ю.В. Александровский, И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, С.П. Гришаев, В.А.
Дозорцева, Н.Л. Дювернуа, А.К. Жарова, К.Б. Леонтьев, В.А. Носенко, Е.А.
Позднякова, А.Г. Серго, Р.И. Ситдикова, Е.А. Суханов, А.А. Чёрный, Г.Ф.
Шершеневич и многие другие.
Е.А. Суханов разделяет понятие авторского права на два: в объективном и
субъективном смысле, первое из которых определяет следующим образом:
«Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность
норм гражданского права и информационного права, регулирующих отношения
по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства,
установлению
режима
их
использования,
наделению
их
авторов
неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других
правообладателей. Защита данных прав осуществляется способами, которые
применяются при защите любых субъективных гражданских прав. В то же
Зенин И. А. Проблемы российского права интеллектуальной собственности (избранные
труды). - М.: Статут, 2015. - С. 36.
4
Федеральный закон Российской Федерации "Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть четвертая " от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Российская газета. 2006 г. № 289. с
изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
3
7
время авторские и смежные права по своей природе неоднократны, что
обусловливает наличие специальных способов защиты».5
Авторское право в субъективном смысле Е.А. Суханов расценивает как
«исключительное
право,
содержанием
которого
является
возможность
совершения управомоченным лицом (автором, правообладателем) действий по
исключительному и независимому от посторонних лиц использованию
произведения и распоряжению им, а также возможность требования от любых
лиц воздерживаться от использования данного произведения и создания
препятствий к его использованию управомоченным лицом, если иное не
установлено законом».6
Предметом института авторского права являются имущественные и
личные
неимущественные
общественные
отношения,
связанные
с
возникновением, использованием и охраной объектов авторского права.
Авторское право – это одна из гражданско-правовых отраслей, которая
регулирует правоотношения, складывающиеся из создания произведений,
науки искусства и литературы. Авторское право – это особые, субъективные,
индивидуальные права, возникающие у лиц, которые получили результат своей
интеллектуальной деятельности. Это один из видов права интеллектуальной
собственности, имеющее первостепенное, фундаментальное значение для
данного права, поскольку без авторского права оно не может существовать.
Таким образом, авторское право является неотъемлемой частью системы
права, без которого отношения в социальной и в культурной сфере существовал
бы огромный пробел и различные несогласования.
1.2.
Понятие и виды авторских прав
Гражданское право: учебник. В 2 т. Т. 1 / под ред. Е.А. Суханова. – М.: Волтерс
Клувер, 2004. – 853 с.
6
Подробнее о разделении авторского права в объективном и субъективном смыслах см.:
Советское гражданское право / отв. ред. В.А. Рясенцев. – М.: Юридическая литература, 1987.
– С. 454.
5
8
Право интеллектуальной собственности – это совокупность закрепленных
законодательством исключительных прав, личных неимущественных прав
авторов на результат их собственной деятельности или же средства
индивидуализации. Оно включает в себя такие права, как:
1) авторские права;
2) смежные права;
3) патентное право;
5) права на средства индивидуализации;
6) другие.
Авторские права состоят из множества прав, совокупность которых
составляет авторское право, которое в свою очередь находит своё юридическое
закрепление в гражданском законодательстве Российской Федерации.
В результате своей интеллектуальной деятельности, создав произведение,
субъект
авторского
права
автоматически
наделяется
целым
рядом
субъективных, личных неимущественных и имущественных прав. Данные
права обычно именуются исключительными авторскими правами.
Законодательство
Российской
Федерации
предусматривает
целый
комплекс прав и защиты личных неимущественных прав авторов произведений.
Глава 70 Гражданского Кодекса РФ «Авторское право» закрепляет
основные положения касаемо прав авторов. Пункт 1 статьи 1255 ГК РФ
подчеркивает «Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и
искусства являются авторскими правами»7, тем самым удостоверяя, какие
конкретно интеллектуальные права являются авторскими.
Пункт 2 и пункт 3 статьи 1255 ГК РФ перечисляет авторские права
следующим образом:
«2. Автору произведения принадлежат следующие права:
1) исключительное право на произведение;
Федеральный закон Российской Федерации "Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть четвертая " от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Российская газета. 2006 г. № 289. с
изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
7
9
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.
3.
В
случаях,
предусмотренных
настоящим
Кодексом,
автору
произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи,
принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное
произведение,
право
на
отзыв,
право
следования,
право
доступа
к
права
на
произведениям изобразительного искусства».8
Большинство
авторов-теоретиков
разделяют
авторские
несколько основных видов. К ним относятся:
I. Личные неимущественные права автора. Эти права достаточно сложно
выявить, поскольку они чисто имущественного или неимущественного
характера.9 Данный вид, как правило, носят бессрочный характер и являются
непередаваемыми другим лицам.
К этому виду можно отнести в первую очередь право авторства и право
автора на имя, оно предполагает, что автор имеет полную свободу в том, чтобы
именовать себя автором произведения, остальные же, кто использует его
произведение, обязаны ссылаться на его авторство.10 Гражданский Кодекс РФ
закрепляет это право в статье 1265 «Право авторства и право автора на имя»
следующим образом:
«1. Право авторства - право признаваться автором произведения и право
автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения
под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания
имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при
передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на
Там же.
Иваненко М. Р. Защита авторских и смежных прав. - М.: Лаборатория книги, 2010. - С. 28.
10
Ионес В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М.: Издательство
юридическая литература, 1992. - С. 26.
8
9
10
произведение и при предоставлении другому лицу права использования
произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за
исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его
личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого
указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается
представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и
обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока
автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем
авторстве».11
Также сюда входит право на защиту произведения от любого
посягательства на него или его произведение, порочащие и приносящие ущерб
чести и достоинства автора. Данное право также закрепляется ГК РФ в статье
1226, которая в полной мере и объеме раскрывает его содержание.
Право на обнародование произведения и его отзыв также относится к
личным неимущественным правам. Это право позволяет публично выставить
напоказ своё произведение, а также отозвать его в случае своего решения, но
уже за счёт самого автора, которому придется
возмещать убытки его
обывателям.12
II. Имущественные права, к которым относятся такие права автора, как:
✓ право распространения копий и экземпляров своей творческой
деятельности любым законным способом13;
✓ права на публичный показ и публичное исполнение;
✓ право на перевод произведения или его переработку;
✓ право на вознаграждение автора за его деятельность;
Федеральный закон Российской Федерации "Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть четвертая " от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Российская газета. 2006 г. № 289. с
изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
12
Гражданское право. Учебник. Часть III. / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.:
ПРОСПЕКТ, 1998. - С. 74.
13
Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. . - М.:
Юридическая литература, 2001. - С. 28.
11
11
✓ другие.
III. Иные права, к которым следует относить право доступа и право
следования. Право доступа даёт автору возможность воспроизвести своё
творчество в ином любом предпочитаемом для него виде, но он не должен
создавать собственнику каких-либо проблем. Право следования предполагает
под собой то, что при перепродажи его результата интеллектуальной
деятельности, он имеет полное право доли на доход от его продажи.
Авторские права, несомненно, являются абсолютными, неотъемлемыми
правами автора, они составляют совокупность различных прав автора, которые
в большинстве своём находят своё закрепление в ГК РФ и достойно позволяют
автору реализовать его творческие возможности и потенциал.
1.3 Объекты и субъекты авторских прав
Объектом авторского признается произведение науки, искусства и
литературы. Легального определения что есть «произведение» российский
законодатель в ГК РФ не даёт. По данному вопросу существует достаточное
количество точек зрения.
Так, В.И. Серебровский даёт следующее определение произведения:
«Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в
результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для
восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей
возможность воспроизведения»14.
М.В. Гордон отмечал, что объект авторского права – «это произведение
как реально существующее явление окружающего нас мира выступает в
качестве комплекса идей и образцов, получивших свое объективное выражение
в готовом труде»15.
Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. – М.: Академия наук
СССР, 1956. – 135 с.
15
Гордон М.В. Советское авторское право. – М.: Академия наук СССР, 1955. – 514 с.
14
12
В настоящее время законодательство Российской Федерации даёт полный
перечень объектов авторского права в статье 1259 ГК РФ «Объекты авторских
прав» следующим образом:
«1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы
и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от
способа его выражения:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные
произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические
рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового
искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами,
аналогичными фотографии;
географические и другие карты, планы, эскизы и пластические
произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ,
которые охраняются как литературные произведения.
2. К объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие
собой переработку другого произведения;
13
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой
по подбору или расположению материалов результат творческого труда».16
К объектам авторских прав также относятся часть произведения, его
название, персонажи и остальные составляющие результата интеллектуальной
деятельности автора, согласно пункту 7 статьи 1259.
Также данная статья ГК РФ в пункте 3 предусматривает, что авторские
права возникают, как на обнародованные объекты авторских прав, так и нет.
Достаточно важным аспектом в авторском праве является пункт 5 статьи
1259 ГК РФ, который гласит: «Авторские права не распространяются на идеи,
концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения
технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки
программирования, геологическую информацию о недрах».17
Таким образом, законодатель поясняет, что произведение, из которого
возникают авторские право, обязано быть материальным, а не плодом
воображения человека.
Следующим элементом авторского права является его субъект. Можно
выделить два понятия субъекта авторского права – в широком и в узком
смысле. В узком смысле, субъект авторского права – это лицо, которое создало
произведение, то есть правообладатель личных субъективных прав на данное
произведение. В широком смысле субъектов авторского права признаётся –
лицо,
которое
участвует
либо
участвовало
в
каких-либо
авторских
правоотношениях. В данном случае субъектами авторских прав являются не
только физические лица, то есть граждане, но и различные организации,
юридические лица. А также не только сами авторы произведений, но и те, кто
имеет непосредственное отношение к произведениям литературы, науки и
искусства.
В теории принято выделять два вида субъектов авторского права:
Федеральный закон Российской Федерации "Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть четвертая " от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Российская газета. 2006 г. № 289. с
изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
17
Там же.
16
14
1) авторы;
2) иные правообладатели.
«Автор – это лицо, которое создает произведение»18 – такое толкование
даёт Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности понятию
«автор».
«Автором произведения науки, литературы или искусства признается
гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в
качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом
в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его
автором, если не доказано иное»19 - таким образом законодатель даёт
определение «автора» в статье 1257 ГК РФ.
Ранее, как пишет, Флейшиц Е. А., субъектами авторского права, по
старому законодательству, в течение определенного времени являлись после
смерти автора его наследники.20
Помимо автора, субъектом авторского права является также лицо,
которое принято именовать «соавтор», данное понятие также определено
законодателем РФ в ГК РФ, в пункте 1 статьи 1258: «Граждане, создавшие
произведение
совместным
творческим
трудом,
признаются
соавторами
независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или
состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение».21
Помимо авторов и соавторов субъектами авторского права признаются и
другие лица, такие, как правообладатели. Однако лишь в том случае, если те
имеют исключительные права на произведение, которые перешли к ним от
автора в силу тех или иных обстоятельств. Такими правообладателями могут
Глоссарий терминов по авторскому праву и смежным правам ВОИС. 2000. – 43 с.
Федеральный закон Российской Федерации "Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть четвертая " от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Российская газета. 2006 г. № 289. с
изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
20
Флейшиц Е. А. Избранные труды по гражданскому праву : в 2 т. Т. 1. - М.: Статут, 2015. С. 420.
21
Федеральный закон Российской Федерации "Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть четвертая " от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Российская газета. 2006 г. № 289. с
изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
18
19
15
являться:
1) различные предприятия, приобретающие исключительное право на
использование произведения;
2) работодатели, если произведение создано служащим, работающим по
найму;
3) заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
4) наследники автора или иного обладателя авторского права и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что субъектов авторского права
достаточно широкое количество, стоит заметить, что это неполный перечень,
который существует в настоящее время, поскольку авторское право, авторство,
а также само законодательство об авторском праве ежедневно развивается.
Однако основным субъектом всё же остается физическое лицо, которое создало
непосредственно своей интеллектуальной деятельностью произведение науки,
литературы
и
16
искусства.
Глава 2. Особенности защиты прав авторов в сети "Интернет"
2.1. Понятие защиты авторских прав
Для защиты прав авторов от различного рода посягательств на его
произведения,
результатов
творческой
деятельности
законодатель
предусмотрел меры защиты, которые являются необходимым условием, при
котором предмет авторского права, то есть общественные отношения,
процветают и развиваются. Благодаря этому культура и общечеловеческие
ценности находят своё отражение в различных произведениях и находят всё
большее распространение среди своей аудитории.
В соответствии со статьей 27 Всеобщей Декларации прав человека –
каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных
интересов,
являющихся
результатом
научных,
литературных
или
совокупность
мер,
художественных трудов, автором которых он является.22
Под
защитой
авторских
прав
понимается
направленных на восстановление или признание авторских прав и защиту
интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.23
Дозорцев В.А.. более чётко изложил понятие защиты: «это меры,
применяемые против нарушителей субъективного права».24
В отличие от более широкого понятия «обеспечение права» понятие
самой защиты имеет под собой серьёзное законодательное закрепление. Оно
выражается не только в гражданско-правовых нормах, но и также в других
нормах права – административно-правовых, уголовно-правовых, а также в
международно-правовых нормах права.
Всеобщая Декларация прав человека 1948 года [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
23
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М.: 1999.
- С. 365.
24
Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации.. - М.:
Статут, 2005. - С. 100.
22
17
Так, например, Кодекс об административных правонарушениях содержит
подобные нормы в статье 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав,
изобретательских и патентных прав», которая раскрывает ответственность за
подобного рода правонарушения как: ввоз, продажа, сдача в прокат или иное
незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях
извлечения дохода, а также незаконное использование изобретения, полезной
модели либо промышленного образца.25
Статья 146 «Нарушение авторских и смежных прав» Уголовного Кодекса
РФ закрепляет ответственность за преступление присвоение авторства
(плагиат), совершенного в крупном размере.26
«Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет может
распадаться на ряд направлений, соответствующих некоторым объектам,
охраняемым авторским правом:
защита прав на текстовое содержание (контент) сайта - как объект
авторского права на литературное произведение;
защита прав на графические элементы (дизайн сайта) - как объект
авторского права на графическое произведение:
защита прав на доменное имя - как объект права на торговую марку или
фирменное наименование;
защита прав на сайт как на программное обеспечение - как объект
авторского права на программу для ЭВМ»27.
Для более прочной защиты авторских прав в сети «Интернет» по мнению
Шлюндт Н.Ю. и Кирюхиной Л.В. основным курсом политики РФ должно стать
Федеральный закон Российской Федерации "Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. 2001 г.
№ 256. с изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
26
Федеральный закон Российской Федерации ""Уголовный кодекс Российской Федерации"
от 13.06.1996 N 63-ФЗ" от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. 1996 г. № 25. с изм. и допол. в ред. от 30.03.2017
27
Иваненко М. Р. Защита авторского права в интернете. - М.: Лаборатория книги, 2010. - С.
48.
25
18
её участие в различного рода международных договорах. А также в конвенциях
и пактах, которые относились бы к данной тематике.28
Таким образом, права авторов защищаются в полной мере и объеме при
помощи положений, закрепленных в гражданском законодательстве, а также в
иных отраслях права.
2.2. Формы защиты авторских прав
Формой защиты авторских прав является процессуальный процедурный
порядок. В теории гражданского права выделяется:
1. Юрисдикционная форма защиты;
2. Неюрисдикционная форма защиты.
Юрисдикционная форма защиты авторских прав представляет собой
процедуру защиты нарушенных или оспариваемых прав авторов и иных
правообладателей в соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса РФ в
судебном или административном порядке.
Большинство
споров,
касающихся
защиты
авторских
прав
рассматриваются в судах общей юрисдикции, но кроме того споры по
нарушениям интеллектуальных прав юридических лиц рассматриваются в
арбитражных судах. Помимо этого в 2013 году в судебной системе
арбитражных судов в соответствии с ФКЗ №4-ФКЗ от 7 декабря 2011 года был
создан первый специализированный Суд РФ по интеллектуальным правам.
«По соглашению сторон участников авторского правоотношения спор
между ними может быть передан на разрешение Третейского суда».29
В соответствии с положениями ст. 36, 96 ФКЗ «О Конституционном Суде
Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ юрисдикционная форма
защиты
авторских
прав
осуществляется
путем
подачи
обращения
в
Шлюндт Н.Ю., Кирюхина Л.В. Проблемы соблюдения авторских прав в сети «Интернет»
на примере России и Франции // Символ науки. - 2015. - №3. - С. 169.
29
Михайликов В.Л. Формы защиты авторских прав // Научные ведомости. Серия Философия.
Социология. Право. - 2010. - №2. - С. 137.
28
19
Конституционный суд РФ, которые подаются в форме запроса, ходатайства или
жалобы.
Сенников Н.Л. в своей статье указывает, что «средством судебной
защиты авторских прав выступает иск»30, который можно применять во всех
случаях, если в законе не указано иного.
П. 2 ст. 11 ГК РФ предусматривает, что осуществление защиты
гражданских прав, в том числе авторских прав, в административном порядке
осуществляется в случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 2 ст. 1248 ГК РФ в административном порядке защита
авторских прав не осуществляется. Но в соответствии со ст. 15.2 Федеральным
законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных
технологиях и о защите информации" правообладатель вправе обратиться в
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых
коммуникаций,
информационных
технологий
и
связи
с
требованием
ограничения сетевого ресурса, распространяющего объектов авторских прав
без его разрешения.
Неюрисдикционная форма – представляет собой действия субъектов
гражданского
права,
в
частности
физических
и
юридических
лиц,
направленные на защиту авторских прав самостоятельно без обращения к
государственным органам. В соответствии с п. 10 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых
положений раздела I части первой Гражданского Кодекса Российской
Федерации» самозащита своих авторских прав лицом, у которого они были
нарушены, может производиться соответственно способу и характеру
нарушения его прав.31
Сенников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной собственности // Российский
судья. - 2008. - №2. - С. 20.
31
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25
30
20
Но в связи с особенностью защищаемых прав количество мер, которые
могут быть использованы в неюрисдикиционной форме, крайне мало, так ими
являются «возможности отказа совершить определенные действия в интересах
неисправного контрагента»32
2.3.
Способы защиты авторских прав в сети Интернет
Статья 12 Гражданского Кодекса РФ «Способы защиты гражданских
прав» закрепляет такие способы защиты авторских прав, как: признание права,
самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация
морального вреда.33
В соответствии с положениями п. 1 ст. 1251 ГК РФ защита личных
неимущественных
прав
осуществляется
путем:
признания
права,
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения
действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,
компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном
нарушении.
Защита
же
исключительных
авторских
прав,
кроме
вышеперечисленных способов, состоит также из изъятия материального
носителя, а также публикации решения суда о допущенном нарушении с
указанием действительного правообладателя.
Гражданский Кодекс РФ в ст. 1252 устанавливает перечень лиц, к
которым может быть предъявлено требование об изъятии и последующим
уничтожение носителя: изготовитель, импортер, хранитель, перевозчик,
продавец, иной распространитель, недобросовестный приобретатель
Макаров Т.Г. Формы защиты авторских прав // Бизнес в законе. Экономико-юридический
журнал. - 2008. - №2. - С. 253.
33
Федеральный закон Российской Федерации "Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть четвертая " от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Российская газета. 2006 г. № 289. с
изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
32
21
Кроме того в случае осуществления защиты авторских прав в
юрисдикционной форме судом в соответствии с п. 2 ст. 1251 могут быть
приняты обеспечительные меры, установленные ст. 140 ГПК РФ.34
Все вышеперечисленные способы защиты авторских прав могут быть
использованы как авторами результатов интеллектуальной деятельности, так и
лицензиатами в соответствии с положениями ст. 1254 ГК РФ, но лишь в том
случае, если действия третьих лиц затрагивают права лицензиата, которые
были приобретены им на основании лицензионного договора
В п. 13.4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума
ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с
введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской
Федерации" определено, что в п. 5 ст. 1234 ГК РФ дан специальный способ
защиты прав прежнего правообладателя в случае, если приобретатель
существенно нарушил обязанности выплаты, то тот вправе требовать в
судебном порядке возмещения убытков, перевода на себя прав приобретателя
исключительного права.35
Особенностью защиты авторских прав в соответствии с ст. 1301
Гражданского Кодекса РФ является возможность выбора субъектом, чьи права
были
нарушены,
вместо
возмещения
убытков
потребовать
выплаты
компенсации, размеры которой могут составлять: от 10000 до 5000000 рублей;
двукратной стоимости контрафактного экземпляра или стоимости права
использования произведения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2016 г. N 28П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта
1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса
Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского
Федеральный закон Российской Федерации "Гражданский процессуальный кодекс
Российской Федерации" от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Российская газета. 2002 г. Ст. 220 с изм. и
допол. в ред. от 01.01.2017
35
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О
некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой
Гражданского кодекса Российской Федерации"
34
22
края» было признано не соответствие подпункта 1 ст. 1301 ГК РФ статьям 17,
19, 34 и 55 Конституции РФ. В связи, с чем в соответствии п. 3 данного
Постановления
Конституционного
Суда
Гражданского
Кодекса
отношении
РФ
в
РФ
до
момента
положений
изменения
признанных
неконституционным, размер компенсации устанавливается судом исходя из
характера совершенного нарушения.36
Несомненно, правовые нормы, регулирующие институт авторского права,
распространяются на защиту авторских прав в сети «Интернет»
Но исходя из анализа положений, закрепленных в Федеральном законе
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации",
можно выделить два основных способа защиты прав автора и иных
правообладателей.
Первый способ, закреплённый в статьях 15.2 и 15.6 ФЗ №149 от
27.07.2006, предусматривает возможность подачи заявление в федеральный
исполнительный орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в
сфере
средств
массовой
информации,
массовых
коммуникаций,
информационных технологий и связи об ограничение на основании решения
суда вступившего в законную силу доступа к информационным ресурсам,
распространяющим
объекты
авторского
права,
за
исключением
фотографических произведений и произведений, полученных аналогичным
способом фотографии. В случае неоднократного и неправомерного размещения
на Интернет-ресурсе информации, которая содержит объекты авторских прав,
если решение Московского городского суда об ограничение доступа к сайту
вступило в законную силу в течение двух дней, то оператор связи,
оказывающий
36
услуги
по
предоставлению
доступа
к
информационно-
Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2016 г. N 28-П
23
телекоммуникационной сети "Интернет" полностью ограничивает доступ к
данному сайту. Снятие же ограничения недопустимо.37
К внесудебной мере по прекращению нарушения авторских прав
относится в соответствии со ст. 15.7 выше указанного федерального закона
право правообладателя подать заявление владельцу сайта (в письменной или
электронной форме) о нарушении авторских прав.
В настоящее время в связи с развитием новейший технологий, а также
наличием пробелом в гражданском законодательстве «компьютерные пираты»
всё больше нарушают авторские права в сети «Интернет». Исходя из чего
можно сделать вывод, что требуется разработать более эффективную защиту
прав авторов и иных правообладателей.
Федеральный закон Российской Федерации "Об информации, информационных
технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149 // Российская газета. 2006 г. №
165. с изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
37
24
Заключение
В
работе
рассмотрено
и
исследовано
непосредственно
понятие
авторского права, его структурный и элементные составы, законодательное
закрепление, а также понятие и виды авторских прав, понятие их защиты,
способы и формы его осуществления в сети «Интернет».
В связи с тем, что авторские права являются абсолютными гражданскими
правами, то одной из их характеристик является наличие абсолютной защиты,
что обусловлено наличием общего запрета на использование произведения
третьими лицами без согласия правообладателя.
Исходя из данной работы, можно сделать вывод, что общие положения о
защите авторских прав регулируют защиту прав авторов и правообладателей
также и
в сети «Интернет»,
однако
проявляется малоэффективность
использования способов защиты, а также наличие достаточно большое
количество пробелов в российском законодательстве, чем в последствие
пользуется третьи лица, нарушающие данные права.
Можно предположить, что защита авторских прав в сети «Интернет»
будет
более
эффективна
при
наличии
возможности
привлечения
к
ответственности владельцем интернет-сайтов, на которых пользователи вправе
размещать нарушающие авторские права объекты без ограничений (так
называемые торрент-трекеры).
Несомненно с каждым годом защита авторских прав в сети «Интернет»
будет всё более актуальной и связи с этим законодателю необходимо быстро
реагировать на изменения в общественных отношениях, складывающихся в
сети «Интернет», касающихся нарушения авторских прав.
25
Список использованных нормативных правовых актов, материалов
судебной практики и специальной литературы
1. Нормативные правовые акты:
1)
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2014 г.- № 31. - с изм. и допол. в
ред. от 21.07.2014
2)
Всеобщая Декларация прав человека 1948 года [Электронный ресурс]
// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
3)
Бернская конвенция по охране литературных и художественных
произведений
1886
года
[Электронный
ресурс]
//
Режим
доступа:
http://base.garant.ru/2540350
4)
Федеральный Конституционный Закон "О Конституционном Суде
Российской Федерации" от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1994 г. - № 13. - Ст. 1447 с изм. и допол. в ред. от
28.12.2016
5)
Федеральный закон Российской Федерации "Гражданский кодекс
Российской Федерации. Часть четвертая " от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ //
Российская газета. 2006 г. № 289. с изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
6)
Федеральный
закон
Российской
Федерации
"Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 № 138-ФЗ //
Российская газета. 2002 г. Ст. 220 с изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
7)
Федеральный закон Российской Федерации ""Уголовный кодекс
Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ" от 13.06.1996 № 63-ФЗ //
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. № 25. с изм. и
допол. в ред. от 30.03.2017
8)
Федеральный закон Российской Федерации "Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ //
Российская газета. 2001 г. № 256. с изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
26
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о
защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Российская газета. - 2006 г. - №
165. с изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
Федеральный
9)
закон
Российской
Федерации
"Об
информации,
информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149 //
Российская газета. 2006 г. № 165. с изм. и допол. в ред. от 01.01.2017
2. Материалы судебной практики:
Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2016 г. N
1)
28-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301,
подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского
кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда
Алтайского края.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС
2)
РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением
в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25
3)
«О применении судами некоторых положений раздела I части первой
Гражданского Кодекса Российской Федерации».
3. Специальная литература:
1)
Абдуллин А. И. Правовая охрана интеллектуальной собственности и
роль международных организаций в ее развитии (на примере ООН и ее
специализированных учреждений) // Вестник экономики, права и социологии. 2012. - №3.
2)
Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский
гонорар. - М.: Юридическая литература, 2001. - С. 28.
3)
Глоссарий терминов по авторскому праву и смежным правам ВОИС.
2000. – 43 с.
4)
Гражданское право. Учебник. Часть III. / Под ред. Сергеева А.П.,
27
Толстого Ю.К. - М.: ПРОСПЕКТ, 1998. - С. 74.
5)
Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи
кодификации. - М.: Статут, 2005. - С. 100.
6)
Зенин И. А. Проблемы российского права интеллектуальной
собственности (избранные труды). - М.: Статут, 2015. - С. 36.
7)
Иваненко М. Р. Защита авторских и смежных прав. - М.: Лаборатория
книги, 2010. - С. 28.
8)
Иваненко М. Р. Защита авторского права в интернете. - М.:
Лаборатория книги, 2010. - 64 с.
9)
Ионес В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М.:
Издательство юридическая литература, 1992. - С. 26.
10)
Макаров Т.Г. Формы защиты авторских прав // Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал. - 2008. - №2. - С. 252-253.
11)
Михайликов В.Л. Формы защиты авторских прав // Научные
ведомости. Серия Философия. Социология. Право. - 2010. - №2. - С. 137.
12)
Сенников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной
собственности // Российский судья. - 2008. - №2. - С. 20.
13)
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской
Федерации. - М.: 1999. - С. 365.
14)
Флейшиц Е. А. Избранные труды по гражданскому праву : в 2 т. Т. 1. -
М.: Статут, 2015. - С. 420.
15)
Шлюндт Н.Ю., Кирюхина Л.В. Проблемы соблюдения авторских прав
в сети «Интернет» на примере России и Франции // Символ науки. - 2015. - №3.
- С. 169.
28
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв