САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет
Кафедра русского языка
Печенкина Анфиса Сергеевна
ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО
КОММЕНТАРИЯ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ
Выпускная квалификационная работа
на соискание степени бакалавра филологии
Научный руководитель: доктор филол. наук, доцент
Руднев Дмитрий Владимирович
Рецензент: доктор филол. наук, профессор
Садова Татьяна Семёновна
Санкт-Петербург
2016
Содержание
Введение ................................................................................................................... 3
Глава I. Особенности комментария как интернет-жанра .................................... 8
1.1. Письменный комментарий в интернет-среде как жанр ............................ 8
1.2. Жанровые особенности интернет-комментария ...................................... 11
1.3. Стилистические особенности интернет-комментария ............................ 17
Глава II. Опыт классификации интернет-комментариев .................................. 24
2.1. Материал исследования.............................................................................. 24
2.2. Анализ полученных данных ...................................................................... 26
2.3. Классификация комментариев в интернет-среде .................................... 32
2.4. Анализ полученных количественных данных ......................................... 35
Заключение ............................................................................................................ 39
Библиографический список использованной литературы ................................ 42
2
Введение
Изучение интернет-жанров вызывает большой интерес, так как связано
с актуальным вопросом филологии: исследованием изменений в языке в связи
с возникновением интернет-коммуникации.
При изучении письменного интернет-комментария с лингвистической
точки зрения особый интерес представляет характеристика жанровостилистических особенностей комментария в интернет-среде, возникающих в
связи с особой формой интернет-жанров.
Вопросы организации интернет-коммуникации, особенностей речевых
жанров интернет-среды занимают одно из центральных мест в современной
лингвистике. Особо следует выделить работы, в которых рассмотрение
языковых особенностей интернет-жанров осуществляется с опорой на
структуру текста в его конкретной реализации (Е.Ч. Дахалаева, П.В. Кошель,
Е.В. Холодковская, Л.Ю. Щипицина и другие). В этой связи актуальным
является изучение характерных черт, присущих жанрам интернет-среды.
В
данной
работе
представлен
анализ
жанрово-стилистических
особенностей письменного комментария в интернет-среде, сочетающего в
себе выражение субъективности и следование определённым негласным
канонам
интернет-комментирования.
Таким
образом,
в
настоящем
исследовании предпринята попытка выявления языковых особенностей
письменного комментария в интернет-среде. Изучение данных особенностей
позволит нам определить их роль в жанре интернет-комментирования.
Актуальность исследования. Всемирная сеть Интернет прочно
утвердилась в качестве неотъемлемой части современного общества. Общение
по столь быстрому каналу коммуникации накладывает отпечаток на язык,
которым пользуются участники коммуникации. Интернет-общение породило
большое количество новых форм, совмещающих в себе черты устности и
письменности. Многие из этих форм, в том числе и письменный комментарий,
3
были выделены в самостоятельные интернет-жанры и исследованы.
Стремление доказать жанровую принадлежность тех или иных форм текста
предполагает необходимость их всестороннего описания. Попытку такого
описания мы и предприняли в данном исследовании. Есть основания полагать,
что в условиях возникновения и развития информационного общества
значимость интернет-публикаций как основного источника распространения
коммерческой информации будет только возрастать.
На данный момент письменный комментарий в интернет-среде может
состоять из вербальных и невербальных компонентов. В нашем исследовании
анализируется только вербальная, текстовая составляющая письменного
комментария в интернет-среде. Специального же исследования текстовой
составляющей интернет-комментария на сегодняшний день, насколько нам
известно, не существует. Таким образом, в описании развития современного
русского языка образовалась некоторая лакуна, заполнить которую мы
предприняли
попытку в
данном исследовании.
Всем
сказанным и
определяется актуальность предложенной квалификационной работы: прежде
всего, востребованностью, популярностью и динамичным развитием самого
феномена комментирования в сети Интернет, а кроме того - значимостью и
недостаточной
изученностью
текстовой
составляющей
данного
типа
коммуникации.
Объектом исследования является письменный комментарий в
интернет-среде как особый коммуникативный феномен. Как основной
предмет исследования мы рассматриваем текст интернет-комментария в его
жанровом и стилистическом своеобразии.
Целью данной квалификационной работы является анализ жанровых и
стилистических особенностей текстов письменного комментария в Интернете.
В связи с обозначенной выше целью были сформулированы
следующие задачи исследования:
- обозначить уже исследованные особенности письменного комментария в
интернет-среде;
4
- рассмотреть текст комментария как особый вид интернет-текста, выявить его
основные характеристики
- проанализировать языковые особенности интернет-комментария;
- предложить классификацию письменного комментария в интернет-среде.
В
целом
можно
отметить,
что,
несмотря
на
признаваемую
большинством авторов значимость влияния интернет-коммуникации на
развитие современного языка, текстовые особенности многих интернетжанров до сих пор зачастую оказываются на периферии внимания
исследователей. Таким образом, специфика текстов интернет-комментария
как особого жанрового образования заслуживает описания и серьёзного
теоретического
осмысления.
Это
обусловливает
научную
новизну
представленной работы. Кроме того, новизна работа обусловлена новейшим
корпусом текстов, использованных в качестве эмпирической базы.
Материалом для данного исследования послужили письменные
комментарии в русскоязычном секторе сети Интернет. Из множества
существующих
в
России
веб-сайтов
для
исследования
жанрово-
стилистических особенностей был выбран наиболее популярный среди
интернет-активных пользователей ресурс – социальная сеть ВКонтакте.
Данная платформа характеризуется постоянно растущим количеством
популярных интернет-СМИ, которые активно читаются и обсуждаются
пользователями. Таким образом, комментарии к новостям в данных СМИ
могут считаться вполне релевантными применительно к проблематике
работы.
Методы исследования. В данной работе использован описательный и
сравнительно-исторический подход, так как в центре внимания автора
находится развитие языка под влиянием сети Интернет. В числе
общетеоретических и
общелогических
методов, использованных
при
проведении исследования, необходимо выделить методы типологизации и
классификации.
Также
в
работе
используются
обусловленные антропоцентрическими парадигмами.
5
новые
методики,
Основные положения данной работы, выносимые на защиту, могут
быть сформулированы следующим образом:
для
жанра
письменного
характерны
такие
субъективность,
структур,
особенности,
оценочность,
эллипсис,
экспрессивная
комментария
в
как
эмоциональность,
упрощение
инверсия
пунктуация,
интернет-среде
синтаксических
частей
предложения,
пренебрежение
нормами
орфографии как стратегия;
создание классификации письменных интернет-комментариев
не только необходимо для заполнения лакуны в научном знании
об интернет-языке, но и возможно;
многоуровневая
классификация,
предложенная
в
данном
исследовании, может быть приложена к практическому
материалу и использована в ходе различных исследований;
стандартный интернет-комментарий состоит менее, чем из 50
слов, однако включает в себя завязку, представленную в виде
обращения к одному из предыдущих комментаторов или
отсылки к его словам, содержательную часть и развязку,
содержащие экспрессивный синтаксис и оценочную лексику,
что объясняется тематической отнесённостью комментария
одновременно к теме корневой записи и к своей или собеседника
онлайн-личности.
Теоретическая
значимость
предлагаемой
работы
состоит
в
комплексном исследовании текста интернет-комментария и, как следствие, в
расширении и систематизации научного знания о его специфике.
Практическая значимость заключается в возможном использовании
результатов работы при описании и изучении новейших тенденций в развитии
современного русского языка под растущим влиянием сети Интернет.
6
Структура
исследования
отражает
этапы
решения
основных
поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, поделённых на
параграфы, заключения и библиографии.
7
Глава I. Особенности комментария как интернет-жанра
1.1. Письменный комментарий в интернет-среде как жанр
Перед тем, как описать речевой жанр, необходимо обозначить его
границы и доказать, что письменный комментарий в интернет-среде
действительно
очевидность
можно
определить
данного
понятия
как
некую
иллюзорна,
модель.
Интуитивная
поэтому
необходимо
конкретизировать понятие модели речевого жанра, на что указала в
одноимённой
статье
Т.В. Шмелёва1.
Она
выделяет
некоторые
жанрообразующие признаки: образы автора и адресата, образы прошлого и
будущего, тип диктумного (событийного) содержания, характер актантов
диктумного события и языковое воплощение. Т.В. Шмелёва предлагает
использовать понятие регулярной реализации речевого жанра, которое
позволяет выявить речевые парадигмы жанров.
Чтобы
признать
письменный
комментарий
речевым
жанром,
необходимо доказать наличие у него вышеперечисленных жанрообразующих
признаков. Так как эту работу уже проделали такие исследователи, как
М.Л. Якунина2, Л.Ю. Щипицина3 и А.А. Селютин4, то в данном исследовании
представляется достаточным сослаться на их работы.
М.Л. Якунина предлагает условно обозначить жанры, зарождающиеся в
связи с новыми средствами коммуникации, как жанры 2.0. Среди них есть и
такие, которые не имеют бумажных аналогов. «Это “чистые” продукты
интернет-технологий,
появление
которых
обусловлено
объединением
нескольких интернет-жанров в рамках единого интернет-сервиса или
Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Антология речевых жанров. — М. — 1997. — С. 81-90.
Якунина М.Л. К вопросу о речевых жанрах интернет-коммуникации // Вестник Хакасского государственного
университета им. Н.Ф. Катанова. — 2014. — № 7.
3
Щипицина Л.Ю. Влияет ли канал коммуникации на язык? К проблеме лингвистического статуса
компьютерно-опосредованной коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического
университета. — 2010. — № 2.
4
Селютин А.А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник
Челябинского государственного университета. — 2009. — № 35.
1
2
8
платформы»1. Л.Ю. Щипицина пишет о том, что важнейшее отличие таких
жанров от их бумажных эквивалентов – синхронность коммуникации. Это
понятие исследователи связывают с понятием устности, а понятие
асинхронности, в свою очередь, – с понятием письменности. Для синхронной
формы характерны такие черты спонтанной речи, как экономичность,
неформальность, эмоциональность. Однако в ней есть и характерные для
письменной коммуникации черты, например, печатная форма существования
текста, дистантность между коммуникантами. Сочетание синхронности и
асинхронности, а также возможность использования медиа-файлов помимо
или даже вместо текста составляют сложность и интерес изучения интернеткомментария как жанра 2.0. В связи с этим уместно использовать термин
Г. Лёффлера «медиолект» - «вариант языка, выделяемый в соответствии с
используемым в общении техническим средством». Это важно потому, что
даже в базирующемся на текстовой основе чате обычно есть функция вставки
иконических элементов (смайлов), которые, безусловно, могут значительно
трансформировать смысл сообщения2. Следовательно, в комплекс критериев
письменного
комментария
в
интернет-среде
как
речевого
жанра
целесообразно включить «медийные характеристики, то есть функциональные
возможности, которые даёт каждая служба Интернета (электронная почта,
IRC, всемирная паутина, новостная группа и т.д.) или отдельные программы,
отличающие конкретные жанры в рамках Сети (веб-блог, форум, поисковая
система и др.)»3.
А.А. Селютин называет жанр интернет-коммуникации интернет-жанром
и определяет его как единство формы и содержания, обладающее
определёнными специфическими чертами коммуникативного характера и
Якунина М.Л. К вопросу о речевых жанрах интернет-коммуникации // Вестник Хакасского государственного
университета им. Н.Ф. Катанова. — 2014. — № 7. — С. 100.
2
Щипицина Л.Ю. Влияет ли канал коммуникации на язык? К проблеме лингвистического статуса
компьютерно-опосредованной коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического
университета. — 2010. — № 2. — т. 46. — С. 63-67.
3
Якунина М.Л. К вопросу о речевых жанрах интернет-коммуникации. — С. 100.
1
9
служащее для реализации отдельных интенций пользователя1. Таким образом,
интернет-жанр – способ самовыражения онлайн-личности в коммуникативном
аспекте, что делает его изучение очень важным. Под термином «онлайнличность» мы понимаем некий образ, стоящий за «ником», который создаёт
пользователь. В.В. Виноградов ввёл термин «речевая маска»2, который может
быть использован и при изучении интернет-жанров. А.А. Селютин
утверждает, что «совокупность речевых масок, используемых коммуникантом
в различных ситуациях виртуального общения, формирует онлайновую
личность коммуниканта»3. На выбор же определённой маски оказывает
влияние форма коммуникативного выражения онлайновой личности – жанр.
А.А. Селютин выстраивает схему этого процесса с последовательной и
цикличной
связью
следующих
компонентов:
«речевая
маска»,
активность/пассивность, цель общения, жанр виртуальной коммуникации.
В данной работе используется именно жанровый подход к анализу
интернет-комментария. Подобный подход был использован П.В. Кошелем4
при анализе французского интернет-комментария. Использование такого
метода представляется оптимальным по двум причинам. Первая причина –
преимущество жанровой типологии перед другими, так как она максимально
отражает действительность. Ведь жанр – это речевая модель, построенная по
различным критериями и имеющая несколько уровней. «Анализ с позиции
жанров позволяет вскрыть собственно языковые характеристики текста, при
этом принимая во внимание его социокультурный фон»5. Вторая причина
использования жанрового подхода – гибкость жанровой классификации.
Речевые жанры могут объединяться, создавая некие гибридные формы, или,
наоборот, делиться на новые, позволяя исследовать самый разнообразный
Селютин А.А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник
Челябинского государственного университета. — 2009. — № 35. — С. 138.
2
Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Виноградов В.В. Избр. тр. — М. — 1980.
3
Селютин А.А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности. — С. 138.
4
Кошель П.В. Французский интернет-комментарий как речевой жанр // Вестник Московского
Государственного Лингвистического Университета. — 2013. — № 10 (670). — С. 80-89.
5
Там же. С. 81.
1
10
материал, включая интернет-комментарий. Поскольку интернет-жанры
отличны и от письменных, и от устных форм общения, они имеют качественно
иной характер взаимодействия между адресатом и адресантом, что создаёт
определённые сложности при их изучении. Таким образом, гибкая жанровая
типология позволяет максимально эффективно исследовать письменный
комментарий.
1.2. Жанровые особенности интернет-комментария
С лингвистической точки зрения комментарий как интернет-жанр
изучали также такие исследователи, как Е.Ч. Дахалаева1, Е.В. Холодковская2
и другие.
Е.Ч. Дахалаева так обозначает главную задачу комментария: «дать
интернет-коммуниканту возможность развёрнуто оценить ценность поста,
уточнить непонятные моменты или выразить несогласие с автором корневого
поста». Это следует из того факта, что интернет-комментарии не могут
существовать отдельно от корневых постов, стимулирующих дальнейшую
коммуникацию. Однако из приведённых в работе Е.Ч. Дахалаевой материалов
становится очевидно, что это не только не единственная, но зачастую и не
главная задача, которую решает автор интернет-комментария, – порой эта
задача и вовсе отсутствует. Более подробная информация о выявленных в ходе
исследования
задачах
письменного
комментария
в
интернет-среде
представлена в главе II. Е.Ч. Дахалаева выделяет 3 типа комментариев:
комментарий по теме новостного поста,
комментарий не по теме новостного поста,
комментарий-троллинг.
Дахалаева Е.Ч. Интернет-комментарии портала «Новости mail.ru» как объект лингвистического
исследования // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6.
2
Холодковская Е.В. Особенности синтаксиса англоязычного интернет-комментария социальной сети
Facebook // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. — 2014. — № 1.
1
11
Эта классификация не бесспорна: вполне возможно объединить
комментарий не по теме новостного поста и комментарий-троллинг в один
тип, так как при анализе материала для исследования комментарии,
принадлежащие лишь к одной из этих групп, встречены не были. Свою
классификацию автор исследования предлагает в главе II. Чрезвычайно метко
объясняет
Е.Ч. Дахалаева
необходимость
проведения
комплексного
лингвистического исследования комментариев: «они оказывают влияние не
только на способ мышления современного человека, но и, в конечном итоге,
на систему восприятия информации в целом», а «изучение способов
проявления субъективности пользователями способствует, в конечном итоге,
решению вопроса о сложном механизме проявления текстовой реальности в
рамках виртуального дискурса»1.
Е.В. Холодковская исследует комментарий на материале социальной
сети Facebook, что позволяет во многом опираться на её работу, так как
материал
данного
исследования
–
аналогичная
социальная
сеть.
Исследовательница акцентирует внимание на том, что в виртуальном
пространстве
коммуниканты
должны
были
бы
компенсировать
невозможность использовать паралингвистические средства (тембр голоса,
его сила, жесты, мимика и др.) особыми конструкциями. Однако этого не
происходит из-за близости интернет-комментария с устным общением, а
именно из-за тенденции к демократичности и упрощению структур. Кроме
того,
Е.В. Холодковская
выявляет
следующие
релевантные
признаки
интернет-комментария в социальной сети:
языковая краткость,
меньшая нормированность,
использование эмоционального синтаксиса,
упрощение синтаксических структур,
влияние синтаксиса разговорной речи.
Дахалаева Е.Ч. Интернет-комментарии портала «Новости mail.ru» как объект лингвистического
исследования. — С. 73-80.
1
12
Эти признаки отвечают таким потребностям статусно равноправных
коммуникантов, как интерактивность, усиление воздействия на адресата,
повышение экспрессии, самопрезентация и поддержание социальных
контактов1. Это утверждение представляется верным, так как статусное
равноправие
участников
коммуникации
–
онлайновых
личностей
–
действительно выделяет жанр интернет-комментария и отличает его от
изученных ранее.
Для описания особенностей взаимодействия онлайн-личностей в сети
Интернет существуют различные термины. Среди этих терминов сложно
обойти наиболее спорный из них – «дискурс». Анализом его употребления
занимались
многие
исследователи
(среди
которых
П.Е. Кондрашов,
Е.Н. Вавилова и др.)
Е.Н. Галичкина2 предложила термин «компьютерный дискурс» на
основании ряда признаков компьютерной коммуникации. Выделенные ею
признаки, такие как: электронный сигнал как канал общения, виртуальность,
дистантность, опосредованность, высокая степень проницаемости, наличие
гипертекста, креолизованность, статусное равноправие участников, передача
эмоций с помощью эмотиконов, комбинация различных типов дискурса,
специфическая компьютерная этика – необходимо учитывать при анализе
любого интернет-жанра.
Рассматривая письменный комментарий в интернет-среде как жанр,
необходимо описать его жанровые особенности. О том, какие особенности
удалось выявить в ходе данного исследования, речь пойдёт в главе II, здесь же
главе обозначим лишь исходные данные. Особенности интернет-текстов
изучаются в жанроведении недавно, однако и в этой области уже есть работы,
которые могут быть использованы в данном исследовании.
Холодковская Е.В. Особенности синтаксиса англоязычного интернет-комментария социальной сети
Facebook. — С. 79-83.
2
Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках. — Астрахань.
— 2001.
1
13
Интернет-пространство является одним из основных коммуникативных
пространств на сегодняшний день, поэтому его изучение с позиций
лингвистического
знания
происходящих
языке
в
совершенно
изменений.
необходимо
При
для
изучении
осознания
сети
Интернет
исследователи сталкиваются прежде всего с проблемой классификации
интернет-текстов. Вопрос о том, как классифицировать интернет-тексты до
сих пор остаётся актуальным, однако учёные соглашаются в том, что наиболее
подходящей единицей такой классификации может стать жанр. Распределение
интернет-текстов по жанрам ставит задачу целостного лингвистического
описания каждого из них, в том числе и жанра интернет-комментария.
Процедура типологизации и классификации комментирующих текстов
представляется необходимой для понимания сущности данного феномена; это
позволяет изучить исследуемый объект более глубоко, вникнуть в
особенности его структуры, свойств, внутренних и внешних связей.
Последовательное выявление видов интернет-комментария позволяет также
сделать выводы о ведущих структурных особенностях интересующего нас
коммуникативного феномена. Для большинства комментирующих текстов
возможно определение стандартной структуры, о которой подробнее сказано
в главе II.
Е.И. Горошко
и
Т.Л. Полякова
отмечают1,
что
при
попытке
классифицирования интернет-жанров следует создавать динамическую
типологию. Необходимо стремиться к выделению некоего стержня интернетжанра, который оставался бы неизменным. В этом случае постоянная
трансформация периферических черт не нарушала бы классификацию.
Исследование
жанровой
формированию
нового
системы
интернет-коммуникаций
направления
лингвистики
–
привело
к
виртуального
жанроведения. В этой области выделяются работы таких исследователей, как
Е.И. Горошко,
Л.А. Капанадзе,
Л.Ф. Компанцева,
П.Е. Кондрашов,
Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. — 2015.
— Вып. 2 (12). — С. 119-127.
1
14
О.В. Лутовинова, Л.Ю. Щипицина, A. Dillon, B. Gushrowski, S. Herring. К ней
же следует отнести и данную работу, так как она ставит перед собой задачу
описания и структурирования одного из интернет-жанров. Е.И. Горошко и
Т.Л. Полякова выделяют следующие жанрообразующие признаки, на которых
должна основываться классификация жанров интернет-коммуникации:
тематический признак, коммуникативная цель, модель автора и адресата,
языковое воплощение жанра, сфера общения, режим синхронного или
асинхронного времени, форма объективации (близость к письменному или
устному тексту), диалог или полилог, композиция. В данной работе
вышеперечисленные признаки взяты за основу при анализе материала.
Следует добавить, что окончательных и общепринятых критериев выделения
речевых жанров в современной науке о языке до сих пор не выработано.
Хотя общепринятой методологии исследования не создано, существуют
описания различных жанровых особенностей отдельных интернет-текстов,
которые вполне могут быть распространены на другие тексты. Подобные
наблюдения можно найти в работах М.А. Кронгауза, И.Б. Левонтиной,
зачастую их делают сами интернет-коммуниканты. Представляется полезным
обратить внимание на особенности, компенсирующие невербальные и
паравербальные факторы, выделенные Е.А. Бирюковой1. Несомненно, эти
особенности являются общими для всех интернет-жанров, в которых
коммуникантам предоставляется свобода самовыражения.
Одним из механизмов компенсации является своеобразная пунктуация,
которая не столько подчиняется правилам, сколько используется для передачи
интонации. Так, запятая и многоточие могут передавать замедленный темп
речи. Причём интересно, что такая замедленность может быть обусловлена не
только задумчивым, меланхоличным настроением сообщения, но и как бы
затруднённостью речи. В письменном тексте такую затруднённость легко
можно
было
бы
скрыть,
однако
коммуниканты
часто
намеренно
Бирюкова Е.А. Интернет-коммуникация как средство межкультурного общения: жанровые и языковые
особенности // Язык. Словесность. Культура. — Вып. 6. — 2014. — С. 75-98.
1
15
эксплицируют её, сближая
своё
интернет-общение с
устным.
При
использовании многоточия может увеличиваться количество точек, что
ассоциируется с более долгими паузами. Тире зачастую используется для
выделения наиболее значимой информации, помещения её в фокус внимания
адресата.
Эмоциональное наполнение текста, проявляющееся при устном
общении прежде всего в интонации, при виртуальном общении передаётся
обычно знаками препинания. Часто с этой целью мультиплицируются
вопросительные и восклицательные знаки. Кроме того, об интонации могут
свидетельствовать слова звукоподражательного характера вроде «мм», «хм»,
«хе» в сочетании со знаками препинания.
Высота голоса обычно передаётся выделением текста заглавными
буквами. Однако в некоторых случаях они могут также акцентировать
внимание на наиболее значимой для адресанта информации.
Зрительная информация (мимика, жесты и др.) может выражаться как
при помощи вставки символов, в том числе эмотиконов и традиционных
сочетаний графических знаков, так и при помощи метатекста. На сегодняшний
день большинство платформ предлагают коммуникантам возможность
добавлять не только эмотиконы, но и изображения, аудио- и видеофайлы.
Впрочем, не для всех пользователей эта функция удобна, поэтому
традиционные формы компенсации паралингвистических средств с помощью
текста по-прежнему остаются популярными.
Важно,
что
в
интернет-пространстве
личность
коммуниканта
моделируется им самим. При виртуальном общении в жанре комментария
адресант, обладая минимумом информации об адресате, создаёт себе его образ
и как бы примеряет его на себя, пытаясь представить, как будут восприняты
его слова. Таким образом, реальный получатель может лишь «достраиваться»
в сознании адресанта. Говоря иначе, в условиях общения в сети Интернет
адресат предстаёт таким, каким его хочет видеть собеседник, который
выстраивает его образ, основываясь прежде всего на вербальных признаках и
16
собственном состоянии знаний, и предвидит реакцию воображённого
пользователя1.
Все эти особенности являются определяющими для жанра письменного
комментария в интернет-среде.
1.3. Стилистические особенности интернет-комментария
Прежде всего следует оговорить широкое понимание стилистики в
данном исследовании. Стилистика в представленной работе трактуется не
только как набор языковых средств, но и как набор определённых стратегий.
Это обусловлено материалом, который заставляет в ходе исследования
использовать сведения в том числе из социолингвистики и психолингвистики.
Образ адресанта в контексте интернет-комментирования тесно связан с
онлайн-личностью, которая является автором изучаемого текста. Любой такой
текст всегда следует какой-либо стратегии, которая, в свою очередь, влияет на
стилистику языковых средств.
Кроме того, говоря о стилистических особенностях, необходимо
проанализировать специфику и сущность публикации текстов на интернетплатформе, с которой взят материал для данного исследования: в нашем
случае такой платформой является социальная сеть «ВКонтакте». Её
жанровую характеристику описала в своей статье Т.В. Алтухова2.
Она обозначила важную роль формата коммуникации как внешних,
экстралингвистических
условий
и
ограничений,
накладываемых
на
коммуникативную деятельность пользователя и влияющих на особенности
создаваемого им текста. Так, например, каждый комментарий может быть
невербально положительно оценён пользователем с помощью кнопки «Мне
нравится» («лайка»), но не может таким же образом быть оценён
Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. — М. — 2004. — С. 117-120.
Алтухова Т.В. Социальная компьютерная сеть «Вконтакте»: жанровая характеристика. // Вестник
Кемеровского государственного университета. — 2012. — № 3. — т. 4.
1
2
17
отрицательно, так как кнопка «Мне не нравится» («дислайк») отсутствует.
Таким образом, комментарии, выражающие согласие с автором, приобретают
дополнительную экспрессивность, так как согласие могло быть выражено
только «лайком».
Кроме того, большинство форматов «Вконтакте» характеризиуются
полной или же ограниченной публичностью, что заставляет коммуникантов
корректировать свою речь в зависимости от того, в каком «обществе» они
находятся: в сообществе университета это будет одна речь, а в сообществе
любителей рыбалки – совсем другая.
Однако стилевые черты комментария обусловлены не только форматом
сети, но и языковой и культурной позицией пользователя. Т.е. в них
отражается и реальная, и онлайновая личность. Т.В. Алтухова выделяет такие
стилевые черты, как
эмоциональность,
субъективность,
имитация разговорной спонтанности при помощи экспрессивно
окрашенной лексики,
разговорный синтаксис,
звуковое письмо,
эмотиконы,
экспрессивная пунктуация.
В целом для основного массива комментариев, опубликованных на
платформе «Вконтакте», свойственно использование либо литературноразговорной,
либо
обиходно-разговорной
речи
в
зависимости
от
перечисленных причин.
Немаловажным
фактором,
определяющим
особенность
комментариев в социальной сети «Вконтакте», является тип адресата. Можно
выделить две группы адресатов:
основные адресаты, к которым обращается автор;
18
косвенные (потенциальные) адресаты или наблюдатели, которые могут
просматривать сообщение.
Изучая язык комментария, необходимо учитывать влияние второй
группы адресатов на речь коммуниканта.
Т.В. Алтухова рассматривает социальную сеть «Вконтакте» как
гипержанр,
который
в
свою
очередь
делится
на
2
наджанровых
макрообразования: Персональную Страницу и Имперсональную Страницу.
Те, в свою очередь, включают в себя «7 нестабильных жанров, соотносимых с
форматами: Анкета, Статус, Записи на Стене, Личные Сообщения, Описание
группы, Обсуждения и Комментарии»1. В данном исследовании объектом
изучения стал последний из указанных жанров.
М.Г. Шилина2 выработала рабочую систему базовых дефиниций для
описания интернет-пространства. Прежде всего, выделяется два уровня его
исследования: коммуникационный (технический и технологический) и
коммуникативный (антропоцентрический). Представленное исследование
проводится на коммуникативном уровне, который, в свою очередь, делится на
уровни
коммуникации,
взаимосвязи
и
находящиеся
взаимозависимости.
в
системно-функциональной
Таким
образом,
исследуемая
коммуникация является многоуровневой и носит синергетический характер.
Коммуникативные характеристики сети Интернет становятся всё более
значимыми, поскольку влияют на антропоцентрическую, социальную
коммуникацию. Так, в 2011 году ООН приравняла свободу доступа в Сеть к
свободе слова.
А.В. Соколов3
определяет
коммуникационный
пространственную
канал,
и
Интернет
реализующий
как
глобальный
коммуникационно-
коммуникационно-временную
функции,
вспомогательное средство социализации и самореализации личности и
Алтухова Т.В. Социальная компьютерная сеть «Вконтакте»: жанровая характеристика. — С. 21-25.
Шилина М.Г. Интернет-коммуникация: исследовательские концепции XXI века. К вопросу формирования
категориально-понятийного аппарата // Медиаскоп. — Вып. 2. — 2012. — С. 15.
3
Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб. — 2002. — С. 208-209.
1
2
19
социальной группы. Базовой же информационной технологией, способной
фиксировать условно-вербальную информацию, является интернет-текст.
Безусловно, интернет-текст имеет свои особенности по сравнению с
традиционным текстом. Например, любой коммуникационный процесс
проходит в пространстве и во времени, однако временные характеристики
Интернета неоднозначны и могут сочетать признаки синхронности и
асинхронности в рамках одного и того же текста. Итак, суммируя различные
характеристики сети Интернет, учёный заключает, что это «глобальная
социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для
удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей
за счет использования телекоммуникационных технологий».
Впрочем, как отмечает М.Г. Шилина, с этим определением Интернета,
как и со многими другими, можно спорить. Для большинства исследований
характерно
итоговое
смешение
понятий
разного
уровня
(например,
инфраструктуры и коммуникативного пространства антропоцентрической
коммуникации) и определение Интернета как «компьютерной сети». Вместе с
тем не отражает сущности интернет-коммуникации в полном объёме и
описание функций Сети как исключительно коммуникативных (общения
«между отдельными людьми и целыми народами без вмешательства
правительства»1)
или
коммуникационной,
реабилитационной,
вообще
социальных
репрезентативной,
консолидирующей,
(информационной,
конструктивистской,
интегрирующей2)
без
учёта
коммуникационной специфики сети Интернет. В связи с этим М.Г. Шилина
предлагает системно-функциональный подход к определениям, касающимся
интернет-коммуникаций.
Кроме самого определения сети Интернет М.Г. Шилина подвергает
критике и подходы к его изучению, «которые de facto продолжают
Кролл Э. Все про Интернет. Киев. — 1995. — С. 5.
Казанская И. К научному пониманию феномена Интернета // Актуальные проблемы социогуманитарного
знания: Сб. науч. тр. МПГУ. — М. — С. 145-146.
1
2
20
исследовательские традиции XX века». Необходимо обратить внимание на то,
что развитие сетевых структур в XXI веке в действительности демонстрирует
возврат к иерархической организации взаимодействия. Таким образом
построена, к примеру, коммуникация в социальных сетях, одна из которых
послужила источником материала для данного исследования.
По мере
развития сети Интернет интенсивно развиваются локальные подходы и
концепции,
в
частности
Е.И. Горошко,
лингвистические
Е.А. Жигалиной,
(представленные
В.И. Карасика,
работами
О.В. Лутовиновой,
Г.Н. Трофимовой и др.), и продолжает расти интерес учёных к данному
феномену. Этим обусловлены трудности в выработке единой терминологии и
методологии.
Кроме
того,
затрудняют
формирование
устойчивых,
общепринятых концепций постоянные трансформации сети Интернет, в
условиях
которых
изучение коммуникационного
уровня
оказывается
проблематичным. Таким образом, проанализировав существующие подходы,
М.Г. Шилина приходит к выводу о том, что наилучшим рабочим
определением интернет-коммуникации будет «коммуникация одного и более
индивидов посредством Интернета». В такой трактовке понимается интернеткоммуникация и в данном исследовании.
Что
же
касается
основных
стилевых
черт речевых
жанров,
функционирующих в рамках интернет-коммуникации, то среди них можно
выделить
три
основных1:
субъективность,
оценочность
и
нестандартизированность. Все эти черты ярко проявляются в материале
данного исследования, о чём будет более подробно сказано ниже.
На стилистические черты интернет-коммуникации влияют также
выявленные Е.А. Бирюковой особенности функционирования2. Чаще всего
интернет-тексты не редактируются, а стиль общения позволяет допускать
ошибки в орфографии, построении предложений и расставлять знаки
Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. — 2015.
— Вып. 2 (12). — С. 119-127.
2
Бирюкова Е.А. Интернет-коммуникация как средство межкультурного общения: жанровые и языковые
особенности // Язык. Словесность. Культура. — Вып. 6. — 2014. — С. 75-98.
1
21
препинания не «по правилам», а «по смыслу». Последнее явление
представляется наиболее распространённым. Орфография как система правил
обычно не соблюдается при полилоговой коммуникации в сети Интернет.
Одной из таких девиаций является подчинение написания слов и их форм
иконическому принципу. В том числе, чем значительнее информация
представляется адресанту, тем больше зрительного пространства адресата
может занимать языковая форма, передающая эту информацию. В некоторых
случаях графическая форма слов приближена к звуковой: «мона» вместо
«можно», «эт» вместо «это», «че» вместо «что». В таких случаях наиболее
ясно выражена намеренность пренебрежения правилами языка, так как можно
с уверенностью утверждать, что коммуниканты знают, как в действительности
пишутся используемые ими слова. Что касается синтаксиса, то для структуры
предложений при виртуальном общении прежде всего характерны эллипсис и
перестановка частей высказывания, что затрудняет синтаксический разбор
предложений, однако объясняется весьма просто – это признак, свойственный
устному
общению.
Это
одно
из
проявлений
сближения
интернет-
коммуникации с устной речевой стихией в связи с синхронностью.
Пунктуация в виртуальном общении приобретает прежде всего
семантический характер. Например, обращение может не обособляться вовсе,
а может отделяться тире. Запятые могут опускаться при придаточных
предложениях, однородных членах предложения, сравнениях. В то же время,
коммуниканты часто ставят запятые на месте пауз, с помощью которых в
устной речи выделялось бы смысловое ударение или ставился бы акцент. Ещё
одно явление, свойственное интернет-коммуникации – усечения. Примером
могут служить распространённые «спс» вместо «спасибо», «тлф» вместо
«телефон», «оч» вместо «очень».
Очевидно, что во многом интернет-общение представляет собой
письменную фиксацию устной речи, что сказывается на специфическом
отношении к орфографии, синтаксису и пунктуации. Кроме того, виртуальная
коммуникация подчиняется принципу экономии усилий (как адресанта, так и
22
адресата), чем объясняется употребление различных сокращений. Интернет —
это очень динамически развивающаяся среда, поэтому способы интернеткомментирования
могут
меняться
по
мере
развития
технологий
и
возможностей комментирования в сети, а вместе с ними и дефиниции. В
представленной работе под интернет-комментарием понимается вербально
выраженная реакция реципиента на сообщение, размещённое в сети Интернет.
В рамках нашего исследования данный вид коммуникации рассматривается с
филологической точки зрения, поэтому мы рассматриваем интернеткомментарий как особый тип текста.
В данной квалификационной работе была предпринята попытка
разработать собственную классификацию интернет-комментария на основе
уже существующих, зачастую противоречащих друг другу подходов. Отмечая,
что в современном научном пространстве отсутствует теоретически
обоснованная
систематизация
разновидностей
интернет-комментария,
стараясь избежать сопоставления несопоставимых объектов, мы предлагаем
многосоставную
классификацию
интернет-комментария,
включающую
деление его на разные типы по нескольким основаниям. Все обозначенные
разновидности интернет-комментария подробно рассмотрены в данном
исследовании. Заметим при этом, что список остается открытым, данная
типология, вероятно, будет расширяться и видоизменяться вместе с развитием
самого феномена комментирования в интернет-среде.
23
Глава II. Опыт классификации интернет-комментариев
2.1. Материал исследования
Материалом для данного исследования послужили комментарии к
записи1 в сообществе информационного журнала «Сноб»2, базирующемся на
платформе социальной сети «ВКонтакте»3.
Данная платформа была выбрана по следующим причинам:
В данной социальной сети зарегистрировано максимальное количество
русскоговорящих людей разного возраста, пола и социального статуса.
Это даёт возможность исследовать язык коммуникантов, не связанных
между собой ничем, кроме корневой записи.
На данной платформе нет фиксированного количества знаков для
комментариев. Следовательно, коммуниканты не ограничены в объёме
своих высказываний.
За счёт своей популярности сайт "ВКонтакте" может претендовать на
лидерство
среди
платформ,
на
которых
вырабатываются
и
устанавливаются нормы интернет-жанра.
Данное сообщество было выбрано в связи с такими характеристиками,
как:
Численность участников сообщества достаточна, чтобы говорить о
статистике. На момент проведения исследования в данном сообществе
состояло свыше 274 тысяч человек.
Специфика журнала «Сноб» предполагает наличие у его читателей
определённого
культурного
уровня,
большинство
подписчиков
сообщества имеют высшее образование или получают его. Это
ВКонтакте // Проект Ɔноб.: [Электронный ресурс], 27.02.2016. URL: http://vk.com/wall-17760452_864994
(дата обращения 25.04.2016).
2
ВКонтакте // Проект Ɔноб.: [Электронный ресурс], 18.10.2010. URL: http://vk.com/snob_project (дата
обращения 25.04.2016).
3
ВКонтакте: [Электронный ресурс], 19.01.2007. URL: http://vk.com (дата обращения 25.04.2016).
1
24
позволяет в данном исследовании исходить из того, что ошибки в
правописании, синтаксисе и пунктуации, как правило, допущены не по
незнанию правил, а сделаны намеренно. Следовательно, подобные
ошибки являются сознательным нарушением норм.
Так как журнал, а вместе с ним и сообщество, позиционирует себя как
информационный портал, массив комментариев в нём представляет
собой
наиболее
стандартизированную
форму
жанра.
В
комментировании новостей сообщества участвуют в подавляющем
большинстве люди, преимущественно заинтересованные в информации,
опубликованной в корневой записи, а не в каких-либо других аспектах
(знакомствах, самовыражении и др.).
Конкретная запись, посвящённая новости о марше памяти Бориса
Немцова, была выбрана по следующим признакам, позволяющим проводить
научное исследование на базе комментариев к ней:
Данная запись имеет более 100 комментариев. Этот признак был
определяющим при выборе базы материала. На момент проведения
исследования
количество
комментариев
к
выбранной
записи
насчитывало 131 единицу, из которых 123 комментария содержали
текст.
Новость, касающаяся политики и отношения к ней, побуждает читателей
высказываться, притом высказываться осмысленно и целенаправленно.
Необходимо отметить, что в качестве материала исследования
используется только текст комментариев и не рассматриваются различные
медиа-файлы, а также эмотиконы («смайлы»). Что касается таких графических
сочетаний, компенсирующих паралингвистические средства общения, как
двоеточия, скобки и так далее, то они рассматриваются в качестве текста.
Татьяна Киннарь
Кто бы сомневался именно в таком ответе.=) Обвинить в том,что
кто-то имеет наглость "говорить за все общество" и заняться ровно
тем же самым.
25
Такой подход был выбран, так как подобные сочетания набираются таким же
образом, как слова, а также могут заменять знаки препинания, в особенности
в конце предложений.
Ксения Кравцова
Много людей))
Брехня это все про 86 процентов.
Учитывание подобных графически выраженных эмоций способствует
лучшему пониманию интенций коммуниканта и распознаванию стратегии,
используемой онлайн-личностью.
2.2. Анализ полученных данных
Прежде
всего,
приведём
собранные
в
ходе
исследования
количественные данные относительно материала.
Базой работы служат 123 комментария, содержащие 6940 слов,
входящих в состав 545 предложений. Таким образом, среднее количество слов
в комментарии – 56.4, а среднее количество предложений в комментарии – 4.4.
Эти показатели позволяют классифицировать комментарии по объёму. В
данной работе под словом понимается последовательность букв между двумя
пробелами – типографское слово. Измерение длины предложения в словах
использовали такие учёные, как Г.А. Лесскис, Г.Н. Акимова и другие.
Подсчёты показывают, что среднее количество слов в предложении, входящем
в состав интернет-комментария, равняется 12.8.
Ирина Ерёменко ответила Элле Змеёвой
Элла, не совсем понимаю, при чём здесь Бузина. Да, Бузина и Немцов для
меня личности несравнимые. Но любое убийство должно быть
раскрыто, виновные должны быть наказаны, если вы об этом. И если
этого не происходит, становится тревожно.
26
Количественный аспект учитывался при анализе структуры исследуемых
предложений.
Ещё один аспект классификации – отнесённость к тому или иному
адресату. Материал данной работы показывает, что только 22% комментариев
относятся непосредственно к новости, опубликованной в корневой записи. В
связи с этим представляется возможным говорить о тенденции к переходу от
модели «один со многими» к модели «один с одним» в жанре интернеткомментария.
Sara Connor ответила Артуру Савину
Артур, чтой-то вы расписались?! Я ж вам о другом говорила. Неужто
не поняли?! Не верю))
А пафос и мне не свойственен, если заметили.
Основных тематических признаков встречается всего два: либо
политический, более или менее связанный с темой корневой записи, либо
взаимная оценка участниками коммуникации компетенции друг друга. Из 123
комментариев только темы политики касаются лишь 3
Даня Гольдин
С третьим тезисом лозунг выглядит, как издевка.
в то время, как только к онлайн-личностям – собственным или собеседников –
относятся 26.
Зинаида Богословцева ответила Екатерине Пономаревой
Екатерина, Вы хорошая ученица власти. Вас обучили смеяться над
смертью, над убийством, и Вы горды этим. Только палачи могут
ерничать в таких случаях и смеяться и откровенно признаваться в
этом. Вы не человек !
В материале также представлен 1 не тематический комментарий («флуд»).
Сергей Кротенко
а в буфете свежих карпов дают
Остальные 83 комментария, то есть основная масса, представляют собой
сочетание политической и личностной тематики.
27
Валерий Вишневский ответил Андрею Титову
Андрей, я не "за",я против действующей антинародной власти. И за
единство народа в борьбе с этим режимом.
Приблизительно таким же образом материал делится и по коммуникативной
цели: практически все тексты имеют своей целью привлечение внимания,
около 4/5 комментариев служат цели вступить в разговор или поддержать его
и лишь единицы отвечают изначальной цели комментирования – высказаться.
Валентина Михайлова ответила Андрею Титову
Андрей, а преемник его кто будет? У него только две дочки. Как с
наследованием власти?
Исходя из этих целей происходит моделирование образов адресата и
адресанта. Типичный образ адресанта – человек, обладающий высоким
уровнем знаний в сфере политики и истории, чаще всего патриот,
критикующий то, что, по его мнению, не способствует процветанию страны.
Такой образ, без сомнения, обусловлен политической тематикой корневой
записи, однако следует отметить, что очень сложно встретить в сети Интернет
образ адресанта с недостаточной компетенцией. Если образ адресанта
практически всегда возвышается над собеседником, то образ адресата,
наоборот, зачастую принижается. Таким образом, наблюдается тенденция к
выстраиванию асимметричной коммуникации вроде отношений «учительученик», когда адресант считает своим долгом объяснить что-либо адресату,
априори считая себя более компетентным.
Ирина Ерёменко ответила Артуру Савину
Артур, ответ не мальчика, но мужа. Ещё более достойно. Самое
весёлое, что вы сами верите, что не выглядите сейчас (и в принципе)
пафосной дешевкой с претензией. Это придает вашим высказываниям
отдельную прелесть. Снова спасибо.
Языковое же воплощение жанра зависит от того, как позиционирует
свою онлайн-личность автор комментария. По самым ярким признакам можно
разделить комментарии на четыре группы: экспрессивные (использующие
28
экспрессивный синтаксис), грубо-оценочные (использующие негативную
оценочную и бранную лексику), нейтральные (не использующие средств
эскпрессивного синтаксиса и не маркированные «излишним» соблюдением
правил русского орфографии и пунктуации) и литературные (максимально
следующие литературным нормам языка). Экспрессивных комментариев в
исследуемом материале насчитывается 52,
Зинаида Богословцева ответила Ирине Ерёменко
Путина никто не вспомнит и уж добровольно не придет НИКТО !!!!
грубых – в два раза меньше, 25,
Иван Иванов ответил Ирине Ерёменко
Ирина, хохлушка учи своих.
нейтральных – почти столько же, 26,
Степан Бычков ответил Ивану Иванову
Иван, не могу согласиться
и чуть меньше литературных – 20.
Ирина Ерёменко ответила Артуру Савину
Артур, такие выводы характеризуют только вас. Богатая фантазия,
это, конечно, хорошо. Жаль только, она ничего общего с реальностью
не имеет. Неужели вам не приходит в голову, что людям просто
хочется жить (именно жить, а не умирать) в условиях, при которых их
права и безопасность защищены, а за преступлением следует
наказание?
Проведённое разделение не основано на строгих классификационных
признаках: данные группы были выделены лишь с целью продемонстрировать
основные стилистические тенденции. Если провести более обоснованную
границу, то групп останется две: нейтральные и все остальные, которые в
целом можно было бы назвать эмоционально окрашенными. Литературная
группа
войдёт
туда
по
причине
их
маркированности
«излишней
правильностью речи». Обычно это либо показатель раздражения, либо
попытка унизить собеседника, как бы подавляя его своим высоким
29
интеллектуальным уровнем.
О
маркированности
соблюдений
правил
пунктуации, например, упоминает М.А. Кронгауз. В жанре же интернеткомментария к строго расставленным знакам препинания прибавляется
книжная лексика, выделяющаяся на фоне общего дискурса.
Говоря о синхронности и асинхронности, можно с уверенностью
сказать, что коммуникация в жанре комментария в интернет-среде проходит в
режиме синхронного времени. Приблизительно 1/5 комментариев нейтральна
в этом отношении в то время, как 4/5 ориентируются на разговор. Полилог, в
особенности диалог, протекает в режиме реального времени. Он может
запаздывать за корневой записью на несколько дней (обычно не больше, чем
на 2-3 дня), однако все участники активно вовлечены в него в одно и то же
время.
Екатерина Пономарева ответила Зинаиде Богословцевой
Зинаида, пишите,пишите ещё. Давно так не смеялась.Особенно по
то,что дело Немцова не убить.
Более того, особенность платформы «ВКонтакте» заключается в том, что чем
новее запись, тем она «выше», то есть более доступна. В соответствии с этим,
чем раньше была сделана запись, тем меньше людей её видит и,
следовательно, комментирует.
Следствием этого является форма объективации. Подавляющее
большинство комментариев так или иначе сближаются с устным текстом.
Екатерина Караулова
"Быть убитым — как Немцов" - чеего?
Как следует из приведённого выше анализа коммуникативных целей
изученных текстов, 4/5 комментаторов стремятся начать разговор, вступить в
него или его поддержать. Стоит отметить, что гораздо чаще это диалог, а не
полилог. Это обусловлено также особенностями платформы, которая
предоставляет возможность адресовать свой комментарий кому-либо из
предыдущих комментаторов, но только одному. Следовательно, участники
коммуникации обычно реагируют на конкретное высказывание. В свою
30
очередь, реакция на большее количество высказываний создаст не полилог, а
несколько диалогов.
Андрей Титов ответил Валентине Михайловой
Валентина, ну на мою аву посмотрите)
Андрей Титов ответил Елене Антонец
Елена, то есть вы хотите снова "тяжелые, но прекрасные и полные
надежд" 90-е?
Да нафиг они сдались?!
Наконец,
композиция
комментирующих
текстов
обусловлена
причиной их появления – реакцией. Представляется возможным выделить три
основных композиционных сегмента: завязку, содержательную часть и
развязку. Содержательная часть в большинстве случаев приравнивается к
кульминации в силу краткости и эмоциональности текстов. Завязкой является
отсылка к конкретному высказыванию. Она может быть выражена либо
обращением (адресацией), либо цитированием или перефразированием.
Елена Антонец ответила Ларисе Яненко
Лариса, а насчет реальности ...боюсь мы обе находимся достаточно
далеко от "реальной" реальности...весь вопрос кто из нас дальше))
Развязка же обычно представлена либо призывом к дальнейшей дискуссии,
обычно в виде вопроса,
Артур Савин ответил Валентине Михайловой
Валентина, так то за Путина только пока. А как Немцов чтобы? И,
желательно, массово?
либо, напротив, сигналом прекращения дискуссии, который может быть
эксплицирован
Sara Connor ответила Артуру Савину
Артур, ну-ну, самоуничижение паче гордости))).
На биомусор не тянете - серого вещества многовато.
И на сегодня всё. Завтра утро раннее))
или завуалирован с помощью саркастичного выражения благодарности
31
Ирина Ерёменко ответила Артуру Савину
Это был простой тест о том, насколько вы дешевый фраер. Спасибо.
или окончательно и жёстко сформулированного тезиса.
Иван Иванов ответил Елене Антонец
Елена, вы настоящий биомусор. Ставить себя выше по "неким
признакам" - это кричащая ксенофобия. Ах как смешно это слышать
от либералов.
Так что вы биомусор и мне все равно переносите вы хамство или нет.
Итак, материал данного исследования был проанализирован по
основным жанровым и стилистическим признакам, что позволяет предложить
классификацию письменных комментариев в интернет-среде.
2.3. Классификация комментариев в интернет-среде
Как уже говорилось в главе I, классификация интернет-жанра не может
и не должна быть линейной ввиду постоянной трансформации виртуальной
коммуникации. По этой причине представляется возможным предложить
многоуровневую классификацию интернет-комментариев, в основе которой
лежат пять наиболее показательных признаков.
1. По объёму:
а) малые (1-50 слов);
б) средние (51-100 слов);
в) крупные (более 100 слов).
2. По адресации:
а) адресованные к другому комментатору;
б) не адресованные ни к кому конкретно.
3. По теме:
а) относящиеся к теме корневой записи;
б) относящиеся к онлайн-личности (своей или собеседника);
32
в) не тематические («флуд»).
4. По стилистике:
а) нейтральные;
б) эмоционально окрашенные.
5. По композиции:
а) трёхчастные (с завязкой, содержательной частью и развязкой);
б) двухчастные (с двумя из перечисленных частей);
в) одночастные (с одной из перечисленных частей).
В данном исследовании интернет-комментарии предлагается не
классифицировать по признаку временной отнесённости, так как формат
платформы предусматривает общение со значительными перерывами между
репликами, следовательно, время становится нерелевантным. Кроме того, не
используется в качестве классифицирующего признака коммуникативная цель
ввиду того, что основных целей выявлено две: принять участие в диалоге
Ирина Ерёменко ответила Алексею Александрову
Алексей, а себе вы бы пожелали такого везения? Или это просто
отдельное психическое заболевание -дегенеративный эксгибиционизм?
и высказаться.
Надежда Шишацкая
Быть убитым - это уже перебор
При этом данные цели соотносятся с адресацией, поэтому дублирование
представляется излишним.
Предложенные классифицирующие признаки были использованы при
описании собранного материала, в результате чего были получены
приводимые ниже количественные данные (в третьем столбце которой
указано количество комментариев, выраженное в процентном соотношении в
четвёртом столбце).
Классификация
По объёму
малые
91
33
74%
средние
18
15%
крупные
14
11%
адресованные к другому комментатору 95
77%
не адресованные ни к кому конкретно
28
23%
относящиеся к теме корневой записи
86
70%
относящиеся к онлайн-личности
109 89%
не тематические
1
1%
нейтральные
26
21%
эмоционально окрашенные
97
79%
трёхчастные
96
78%
По композиции двухчастные
22
18%
5
4%
По адресации
По теме
По стилистике
одночастные
Необходимо пояснить, что при классифицировании комментариев по
теме многие из них могут и были отнесены одновременно в несколько
категорий, поэтому сумма их процентных показателей по этому признаку
превышает 100%.
Таким
образом,
предложенная
классификация
применима
к
конкретному материалу. Кроме того, становится ясным, что в отношении
объёма, адресации и стилистики интернет-комментарии возможно отнести к
той или иной категории без особых затруднений. В то же время деление их по
теме и по композиции представляется более сложным, так как большинство из
них входит в несколько категорий одновременно.
Ирина Ерёменко ответила Артуру Савину
Артур, такие выводы характеризуют только вас. Богатая фантазия,
это, конечно, хорошо. Жаль только, она ничего общего с реальностью
не имеет. Неужели вам не приходит в голову, что людям просто
хочется жить (именно жить, а не умирать) в условиях, при которых их
34
права и безопасность защищены, а за преступлением следует
наказание?
Однако вводить смешанные категории для данных признаков представляется
излишним при выработке первой классификации, призванной лишь дать
начало подобным исследованиям в будущем.
2.4. Анализ полученных количественных данных
По объёму абсолютное большинство рассматриваемых комментариев
(74%) не превышает среднего количества слов (56.4). Это объясняется тем, что
зачастую
крупные
комментарии
(более
100
слов)
насчитывают
непропорционально большее количество (400-500) слов. Таким образом,
краткость может служить одной из главных характеристик письменного
комментария в интернет-среде.
Marfa Zuskind
Жаль, что так мало, москвичи как всегда в своей денежной реальности
Анализируя показатели по признаку адресации, можно сказать, что
помимо эмотивной функции, которая, безусловно, является основной в жанре
интернет-комментирования,
релевантной
оказывается
также
коммуникативная. Для интернет-пользователя представляется важным не
только высказать своё мнение в том пространстве, где его могут увидеть
многие другие, но высказать его конкретному человеку, точнее, его онлайнличности,
и
быть
услышанным.
Это
наблюдение
подтверждает
ориентированность данного сообщества (и аналогичных ему) на общение и
взаимодействие между подписчиками.
Алексей Александров ответил Ирине Ерёменко
Ирина, постойте, где я написал, что политиков уюивать можно
безнаказано! Вы бы, девушка, лучше, чем других обвинять за собой
35
последили бы. Вы приписываете людям, то чего они не думали и не
говорили, а потом сами их в этом обвиняете.
Такой
вывод
подтверждают
и
данные,
касающиеся
деления
комментариев по теме. Текстов, соотносящихся с темой корневой записи,
достаточно много (70%). И всё же текстов, выражающих суждение об онлайнличности адресанта или адресата, заметно больше (89%). Следовательно, они
представляют собой подавляющее большинство.
Валентина Михайлова ответила Андрею Титову
Андрей, ав шляпке Вы были лучше, чем с лысиной.
То, что при делении по стилистической окраске преобладают (79%)
эмоционально окрашенные комментарии, не удивительно. Ведь именно
желание высказаться побуждает интернет-пользователя как написать сам
текст, так и использовать в нём экспрессивный синтаксис, эмоционально
окрашенную лексику или же нетипичную для виртуальной коммуникации
правильную пунктуацию.
Екатерина Пономарева
Класс!!!
Ирина Ерёменко ответила Дмитрию Ширяеву
Дмитрий, глубокий анализ. Ну, в смысле, дном попахивает от такого
анализа. Зря вы проецируете собственную ущербность на меня. А тот
факт, что вы отслеживали, кому я ставлю лайки - это просто
праздник. Я на вас столько времени и внимания не стала бы тратить.
Однако представляется интересным, что нейтральных комментариев так
же достаточно (21%) – 1/5 исследованного материала.
Sara Connor ответила Артуру Савину
Артур, ок! Тогда не вижу смысла в вашем желании кому-то что-то
доказать. Но не мешаю))
Наконец, анализ композиционной структуры интернет-комментариев
даёт представление о том, что в большинстве случаев они представляют собой
полноценные тексты с оформленным началом и концом. Впрочем, эта
36
особенность может быть отличительной для подписчиков сообщества «Сноб».
Преобладание комментариев с трёхчастной структурой может
подтверждено
или
опровергнуто
при
дальнейшем
быть
использовании
предложенной классификации на материале, взятом из различных источников.
Андрей Титов ответил Валентине Михайловой
Валентина, ну вот и все. А оценивать Путина или Немцова нужно по
делам.
При Путине порядок, армия, какие то соц программы.
Во времена Немцова беспредел.
По моему спорить не о чем!
Это так же может являться одной из основных характеристик
письменного комментария в интернет-среде. Впрочем, стоит упомянуть, что в
исследованном материале представлены и тексты, содержащие только один из
компонентов структуры (причём как содержательную часть, так и завязку или
развязку),
Валентина Михайлова ответила Андрею Титову
Андрей, эка Вы так про Путина...
Татьяна Киннарь
И Вам не хворать.
но они настолько малочисленны, что могут быть рассмотрены как исключение
из правила.
Таким образом, опираясь на проведённое исследование, можно сделать
вывод о том, что наиболее частотными являются комментарии
- малые,
- адресованные к другому комментатору,
- относящиеся к теме корневой записи и к онлайн-личности,
- эмоционально окрашенные,
- с завязкой, содержательной частью и развязкой.
Эти характеристики могут служить при описании модели письменного
комментария в интернет-среде. Так, стандартный интернет-комментарий
37
состоит менее, чем из 50 слов, однако содержит в себе завязку,
содержательную часть и развязку. Завязка представлена в виде обращения к
одному из предыдущих комментаторов или отсылки к его словам.
Содержательная часть и развязка содержат экспрессивный синтаксис и
оценочную
лексику,
что
объясняется
тематической
отнесённостью
комментария одновременно к теме корневой записи и к своей или собеседника
онлайн-личности.
Иван Иванов ответил Степану Бычкову
Степан, да про Немцова и его заслуги в Нижегородчине. вернее
отсутствие оных. и теперь Немцов - для них СВЕТОЧ. больные люди.
38
Заключение
В данной работе письменный комментарий в интернет-среде был
рассмотрен как речевой жанр, притом как жанр виртуальный. Были приведены
данные исследований о специфике интернет-жанров в целом и сделаны
выводы о специфике интернет-комментирования в частности.
В ходе реферирования научной литературы были выявлены уже
исследованные основные черты виртуальных жанров. В практической части
работы эти характеристики были рассмотрены на материале письменных
комментариев как особого интернет-жанра. В результате были выявлены
жанрово-стилистические особенности письменного комментария в интернетсреде.
Исследование показало, что для языка письменного комментария в
интернет-среде характерна эмоциональность, субъективность и оценочность.
Наблюдается упрощение синтаксических структур, эллипсис и перестановка
частей
предложения.
Одно
из
отличительных
свойств
интернет-
коммуникации – экспрессивная пунктуация, возникшая как явление
вследствие компенсации паралингвистических средств выражения. Кроме
того, отмечено намеренное пренебрежение нормами орфографии. Это, в свою
очередь, даёт почву для предположения об использовании стиля как
стратегии, в связи с чем были исследованы стилистические черты интернеткомментариев. В ходе исследования была также выявлена тенденция к
моделированию адресантом образа адресата, в связи с чем автор текста
избирает ту или иную стратегию. Выделенные характеристики были
проанализированы. В результате проделанного анализа было обнаружено, что
основные черты комментариев в интернет-среде обусловлены их сближением
со стихией устной речи.
В целях создания классификации были проанализированы основные
черты интернет-жанров. Среди них объём текста, способ адресации,
39
тематический признак, коммуникативная цель, стиль речи, темпоральность и
композиция.
На основе полученных данных была предпринята попытка создать
многоуровневую
классификацию
исследуемого
жанра.
В
качестве
определяющих признаков были выбраны пять, представляющихся наиболее
релевантными: по объёму, адресации, теме, стилистике и композиции. По
каждому из них интернет-комментарии делятся на 2-3 группы.
Предложенная классификация была успешно применена к материалу,
на базе которого проводилось исследование, что позволило проанализировать
его с точки зрения типологии. В результате этого анализа было выявлено
преобладание следующих групп комментариев:
малые (по объёму),
адресованные к другому комментатору (по адресации),
относящиеся одновременно к теме корневой записи и к онлайнличности, своей или оппонента (по теме),
эмоционально окрашенные (по стилистике),
трёхчастные (по композиции).
Так, представилось возможным предложить усреднённую модель
стандартного письменного комментария в интернет-среде, которая была
проиллюстрирована примером из материала исследования.
Итак, в данном исследовании был проведён анализ жанровых и
стилистических особенностей текстов письменного комментария в Интернете
на основе предложенной классификации, в результате чего были выявлены
наиболее типичные характеристики изучаемого жанра.
В качестве перспективы для дальнейшей работы можно обозначить
приложение предложенной классификации к более широкой подборке
материала, в том числе отличного по теме и взятого с других платформ, и её
дальнейшее совершенствование. Особый интерес представляет изучение
развития жанра комментирования в интернет-пространстве в сравнении с
40
традиционным письменным комментарием, так как происходящие при этом
процессы отражают изменения языка под влиянием сети Интернет.
41
Библиографический список использованной литературы
Источники
I.
1.
ВКонтакте: [Электронный ресурс], 19.01.2007. URL: http://vk.com
(дата обращения 25.04.2016).
2.
ВКонтакте // Проект Ɔноб.: [Электронный ресурс], 18.10.2010. URL:
http://vk.com/snob_project (дата обращения 25.04.2016).
3.
ВКонтакте // Проект Ɔноб.: [Электронный ресурс], 27.02.2016. URL:
http://vk.com/wall-17760452_864994 (дата обращения 25.04.2016).
II.
4.
Научная литература
Алтухова Т.В.
жанровая
Социальная
компьютерная
характеристика.
//
сеть
Вестник
«Вконтакте»:
Кемеровского
государственного университета. — 2012. — № 3. — Т. 4.
5.
Баоянь У. Коммуникативные стратегии и тактики и языковые
средства
их
реализации
в
русскоязычной
неформальной
межличностной дискуссии (на материале интернет-дневников). — М.
— 2008.
6.
Баркович А.А.
Интернет-дискурс:
компьютерно-опосредованная
коммуникация: Учебное пособие по интернет-лингвистике. — М.
— 2015.
7.
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М. — 1989.
8.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М. — 1986.
9.
Биккулов А.С. Интернет как средство массовой коммуникации.
— СПб. — 2003.
42
10. Бирюкова Е.А.
Интернет-коммуникация
как
средство
межкультурного общения: жанровые и языковые особенности //
Язык. Словесность. Культура. — 2014. — Вып. 6.
11. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых
сообществ. — Ростов/н/Д. — 2004.
12. Вавилова Е.Н. Жанровая классификация дискурса телеконференций
Фидонет. — Томск. — 2001.
13. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие. — М. — 2003.
14. Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Виноградов В.В.
Избранные труды. — М. — 1980.
15. Вознесенская И.М., Колесова Д.В., Попова Т.И. и др. Интернетпространство: речевой портрет пользователя. — СПб. — 2012.
16. Войскунский А.Е.
Исследования
Интернета
в
психологии
//
Семёнов И.А. Интернет и российское общество. — М. — 2002.
17. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском
и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций).
— Астрахань. — 2001.
18. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.
— М. — 2007.
19. Горошко Е.И.
Интернет-жанр
и
функционирование
языка
в
Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. — 2009. — Вып. 6.
20. Горошко Е.И.
Информационно-коммуникативное
общество
в
гендерном измерении. — Харьков. — 2009.
21. Горошко Е.И.,
Жигалина Е.А.
Виртуальное
жанроведение:
устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. — 2010.
— № 12.
22. Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров
социальных медий // Жанры речи. — 2015. — Вып. 2 (12).
23. Грозданов Ф. Т. Язык молодежных интернет-газет. — М. — 2007.
43
24. Дахалаева Е.Ч. Интернет-комментарии портала «Новости mail.ru»
как
объект
лингвистического
исследования
//
Современные
проблемы науки и образования. — 2013. — № 6.
25. Друговейко-Должанская С.В. Знаки «препинания»: [Электронный
ресурс].
URL:
http://gramma.ru/RUS/?id=1.7
(дата
обращения
25.04.2016).
26. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в
Интернете. — М. — 2004. — С. 117-120.
27. Замилова А.В.
Лингвосоционическое
моделирование
русской
языковой личности. — Кемерово. — 2013.
28. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. — СПб. — 2002.
29. Казанская И.А. К научному пониманию феномена Интернета //
Вестник Московского университета. — 2008. — № 3.
30. Казанцева Е.А. Категории вежливости в речевом поведении
носителей английского языка в жанре комментария на электронную
новостную публикацию. — Уфа. — 2012.
31. Карасик В.И.
Языковой
круг:
личность,
концепты, дискурс.
— Волгоград. — 2002.
32. Киссейн Э. Основы контентной стратегии. — М. — 2012.
33. Колокольцева Т.Н., Лутовинова О.В. Интернет-коммуникация как
новая речевая формация. — М. — 2012.
34. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка.
— М. — 2007.
35. Кондрашов П.Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический
аспект. — Краснодар. — 2004.
36. Коробейникова К.А. Реклама в Интернете: инновационные форматы
и оценка эффективности. — М. — 2011.
37. Кошель П.В. Французский интернет-комментарий как речевой жанр
//
Вестник
Московского
государственного
университета. — 2013. — № 10 (670).
44
лингвистического
38. Крижановская Е.М. Жанровые особенности текстов предвыборных
сайтов // Соловьёва Н.В., Русинова И.И. Филология в XXI веке:
методы, проблемы, идеи. — Пермь. — 2014.
39. Кролл Э. Все про Интернет. — Киев. — 1995.
40. Кувшинникова Д.Г. Жанровые характеристики текстов интернетрекламы // Вестник Университета. Государственный университет
управления. — 2013. — № 6.
41. Кувшинникова Д.Г.
Стилистические
особенности
текстов
контекстной рекламы в российском Интернете. // Меди@льманах.
— 2012. — № 5.
42. Кузнецова Н.В. Структура и стилистика языковых средств в текстах
интернет-форумов. — Тюмень. — 2008.
43. Левонтина И.Б. О чём речь. — М. — 2015.
44. Лотман Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста.
— СПб. — 1998.
45. Лутовинова О.В.
Лингвокультурологические
характеристики
виртуального дискурса. — Волгоград. — 2009.
46. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — М. — 1997.
47. Плотникова А.А. Лирическая миниатюра в интернет-коммуникации.
— Томск. — 2012.
48. Попов Д.Д. Материалы к словарю терминов Интернет. — Slavisk
inst. Aarhus univ. — 1997.
49. Родионов А.А. Интернет: Сущность и социальные функции,
социологический подход. — Саратов. — 2000.
50. Рождественский Ю.В. Общая филология. — М. — 1996.
51. Розина И.Н. Технологии исследования и продвижения компьютерноопосредованной коммуникации // Educational Technology & Society.
— 2007. — Т. 10. — № 2.
52. Романова М.С. Особенности использования языковых средств в
интернет-коммуникации. — Йошкар-Ола. — 2010.
45
53. Рунов А.В. Особенности коммуникативной среды в моделях
информационного общества. — М. — 2005.
54. Самойленко Л.В. Чат как сфера бытования русского интернет-языка.
— Астрахань. — 2011.
55. Селютин А.А. Жанры как форма коммуникативного выражения
онлайновой личности // Вестник Челябинского государственного
университета. — 2009. — № 35.
56. Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики
жанров персонального интернет-дискурса. — Волгоград. — 2014.
57. Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика: межличностное общение.
— М. — 2006.
58. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. — СПб. — 2002.
59. Современный русский язык в Интернете: сб. ст. — М. — 2014.
60. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.
— 2002.
61. Тихонова С.В. Логика современной коммуникационной революции
//
Гуманитарные
и
социально-экономические
науки.
Сер. Социология. — 2007. — № 1.
62. Тошович Б. Интернет-стилистика. — М. — 2015.
63. Трофимова Г.Н.
Языковой
вкус
интернет-эпохи
в
России:
функционирование русского языка в Интернете: концептуальносущностные доминанты. — М.— 2004.
64. Усачева О.Ю. Дискурсный анализ текстов диалогической интернеткоммуникации. — Елец. — 2013.
65. Усачева О.Ю. К определению понятия «жанр Интернета» и
построению модели жанра в среде Интернет // Мир русского слова.
— 2010. — Вып. 1.
66. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. — М. — 2009.
67. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб. — 2002.
46
68. Холодковская Е.В.
Особенности
синтаксиса
англоязычного
интернет-комментария социальной сети Facebook // Вестник
Волгоградского
государственного
университета.
Сер. 2:
Языкознание. — 2014. — № 1.
69. Шилина М.Г. Интернет-коммуникация как фактор трансформации
информационной сферы. — СПб. — 2012.
70. Шилина М.Г.
Интернет-коммуникация:
исследовательские
концепции XXI века. К вопросу формирования категориальнопонятийного аппарата // Медиаскоп. — 2012. — Вып. 2.
71. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Антология речевых жанров.
— М. — 1997.
72. Щипицина Л.Ю. Влияет ли канал коммуникации на язык? К
проблеме лингвистического статуса компьютерно-опосредованной
коммуникации
//
Известия
Волгоградского
государственного
педагогического университета. — 2010. — № 2. — Т. 46.
73. Якунина М.Л. К вопросу о речевых жанрах интернет-коммуникации
//
Вестник
Хакасского
государственного
университета
им. Н.Ф. Катанова. — 2014. — № 7.
74. Barnes S.
Computer-Mediated
Communication:
Human-to-Human
Communication Across the Internet. — Boston. — 2002.
75. Baron N.S. Computer-Mediated Communication as a force in language
change // Visible Language. — 1984. — Vol. 18. — № 2.
76. Herring S. Computer-mediated discourse analysis: An approach to
researching online behavior // S. A. Barab, R. Kling, and J. H. Gray (Eds.),
Designing for Virtual Communities in the Service of Learning. — New
York. — 2004.
III.
Словари
47
77. Панов М.И. Эффективная коммуникация. Словарь-справочник.
— М. — 2005.
78. Словарь
Интернета:
[Электронный
ресурс],
2007.
URL:
http://www.your-hosting.ru/terms/t/tc/ (дата обращения 21.05.2016).
79. Хайдарова В.Ф. Краткий словарь интернет-языка. — М. — 2012.
— С. 319.
48
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв