Женские журналы: лингвоаксиологический аспект

Аннотация магистерской диссертации Геттингер Ирины Юрьевны «ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ: ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ» «Women’s magazines: linguaxiological aspect» Н. рук. – Цветова Наталья Сергеевна, д.ф.н., профессор Направление подготовки – Журналистика Профиль – Журналистика сферы досуга Ключевые слова: женские журналы, аксиология, лингвистика, структура персонажа, концептосфера, паралингвистические компоненты. Современные женские журналы не только выполняют функции развлечения и информирования, но и предлагают массовому читателю эталоны современного образа жизни. Аудитория гендерных журналов не просто воспринимает информацию, содержащуюся в журналистских текстах, но и реконструирует определенную концептуальную картину мира. Моделируя сознание читательниц, женские журналы создают определенные гендерные стереотипы и проповедуют стиль жизни с определенными ценностными доминантами. Создание и трансляция ценностных ориентиров, идей, представлений об обществе в издании для женщин происходит с помощью определенных речевых средств, которые формируют в журнале образ женщины, затем воспроизводящийся аудиторией в повседневной жизни. Все это позволяет говорить об актуальности научного описания системы речевых средств, с помощью которых в журналах транслируются ценностные доминанты, образцы и модели поведения в обществе для современного поколения женщин. Целью данной работы является выявление специфики речевой репрезентации аксиологического содержания журналистских текстов, публикуемых в женских печатных изданиях. Для осуществления этой цели нами были поставлены следующие задачи: 1) создать терминологическую базу исследования; 2) описать основные этапы истории формирования феноменальных характеристик российского женского журнала; 3) выявить аксиологические константы текстов, публикуемых в российских женских журналах; 4) выявить способы и средства речевой и текстовой репрезентации аксиологических доминант в материалах, опубликованных в советском и современном женском журнале; 5) определить степень и характер исторической обусловленности аксиологически константного содержания женского периодического издания; 6) проанализировать особенности функционирования паралингвистических компонентов публикаций, составляющих разные совокупные журнальные тексты; 7) на основании сравнительной характеристики изданий выявить специфику эволюции текстовой репрезентации аксиологического содержания публикаций в российских журналах разных исторических периодов и факторы, ее определяющие. Объект исследования – совокупные журнальные тексты современного женского журнала «Cosmopoitan» и советского женского издания «Работница». Предметом исследования является речевая репрезентация ценностного содержания публикаций, составляющих совокупный текст женского журнала. Эмпирическая база исследования - российские и интернациональные семейно-бытовые и элитарные женские журналы (номера «Работницы» за 1925, 1931-1933, 1949-2017 годы, номера «Cosmopolitan» за 1994-2017 годы). В основе методологической базы исследования - общенаучные принципы объективности и системности. Ведущим в исследовании стал описательный метод, позволяющий интерпретировать значительные массивы эмпирического материала. Для изучения истории женской журналистики и динамики ее развития были использованы методы аналитического реферирования литературы, мониторинга массовой и специализированной прессы. Для работы с конкретными фрагментами медиатекстов разных эпох мы использовали метод сравнения и современные методики лингвостилистического анализа. Его результаты стали важным условием анализа существенных свойств, ключевых характеристик и связей между женскими журналами «Работница» и «Cosmopolitan» и послужили основой для определения закономерностей их развития. Теоретическая и методологическая основа сложилась под воздействием работ специалистов по аксиологии журналистики С.С. Ильченко, А.П. Короченского, Г.Н. Лазутиной, А.В. Марачевой, Л.Г. Свитич, В.А. Сидорова, исследователей женских журналов Н.Л. Азизбековой, М.Ю. Гудовой, А.В. Жуковой, Т.Ф. Пирожковой, И.Д. Ракиповой, Е.А. Самотуги, В.В. Смеюхи, А. Г. Шилиной, Р.М. Ямпольской, создателей методики анализа смысловой структуры медиатекста Л. Р. Дускаевой и Н. С. Цветовой, исследователя типологических характеристик персонажа массового текста А.Н. Потсар и др.. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи, описана методология исследования. В первой главе «Аксиология журналистики как научная дисциплина» исследуется содержание, структура и функции аксиологии журналистики, переживающей сегодня этап становления. Во второй главе «Женский журнал как аксиологический феномен» описывается история трансляции ценностного содержания СЖТ России, рассматривается женский журнал как медийный феномен, выявляются типологические характеристики современных женских изданий, исследуется актуальная для женского издания система ценностей, описывается аксиологический статус типа издания, ставшего объектом исследования. В третьей главе «Аксиологическое содержание советского и современного женских журналов: сравнительный аспект» исследуется эволюция трансляции ценностного содержания публикаций в советском женском журнале «Работница» и современном женском журнале «Cosmopolitan» и предпринимается попытка создания аналитического алгоритма текстовой и речевой репрезентации ценностного содержания материалов изданий: выделяются важнейшие типологические характеристики персонажей анализируемого медиатекста, ключевые лексико-семантические поля и концепты и используемые в совокупном журнальном тексте паралингвистические средства. По итогам сравнительного анализа выявляется зависимость смысловой структуры и речевой формы публикаций от изменения основной задачи женского журнала. В заключении мы выявляем специфику речевой репрезентации аксиологического содержания журналистских текстов, публикуемых в женских печатных изданиях, определяем направление эволюции текстовой репрезентации системы ценностей в женских изданиях в зависимости от трансформации их задачи, фиксируем разницу в определяющей мировосприятие женщин системе ценностей в «Работнице» и «Cosmopolitan». Научная новизна работы заключается в выработке аналитического алгоритма текстовой и речевой репрезентации ценностного содержания женской прессы разных эпох и выявлении способов и средств текстовой репрезентации аксиологических доминант в изданиях для женщин, позволившего выявить зависимость структуры образа героини от актуализации пропагандируемых в обществе моделей поведения. Выявленный алгоритм текстовой и речевой репрезентации ценностного содержания позволяет создать для журналистов-практиков конкретные рекомендации по использованию лингвистических и паралингвистических средств для формирования структуры персонажа и трансляции ценностных ориентиров, актуальных в обществе в советскую и современную эпохи. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Анализ речевой репрезентации ценностного содержания советского и современного женских журналов позволяет зафиксировать разницу в системе ценностей, задающей поведение женщин. Эта разница определяется изменением социальной роли женщины, которую теперь не должны интересовать общественно значимые проблемы. Участие в общественной жизни, уверенность в превосходстве внутреннего мира над внешним заменило стремление к наслаждению всеми жизненными удовольствиями, повышенное внимание к личным интересам героини. 2. Место «симпатичных» и «хорошеньких» героинь советского издания занимают «роскошные» и «красивые» девушки. Авторы используют языковые средства с ярко выраженной коннотацией для трансляции одобряемой обществом структуры персонажа. В отличие от советского, в современном издании эстетические ценности важнее этических. 3. Персонажи как современного, так и советского изданий успевают одновременно работать, развиваться как личность и создавать семью. Однако героиня «Работницы» выполняет все эти функции, чтобы принести общественную пользу, тогда как героиня «Cosmopolitan» самостоятельно формирует круг своих интересов из предложенного в издании многообразия. 4. Современная женщина по-прежнему остается под влиянием общественных взглядов и принятых поведенческих схем. Но если героиня советского женского журнала была нацелена на выполнение общественно значимых задач, то персонаж современного издания существует под влиянием транслируемых стереотипных образов «идеальных женщин». 5. Одним из наиболее важных средств трансляции ценностных ориентиров является креолизованный текст. Через портреты сильных работниц и картины с изображениями счастливой жизни в СССР в «Работнице» и изображения красивой героини, окруженной дорогими вещами, в «Cosmopolitan» осуществляется эмоционально-психологическое воздействие на аудиторию. 6. Транслируемые в издании ценности находят отражение в стиле общения автора издания с адресатом, который также меняется с «поучительного» на «дружеский». Побудительность, представленную в «Работнице» в строгих инструкциях по одобряемому поведению, заменили рекомендации авторов «Cosmopolitan», которые навязывают читательнице определенный стиль поведения, но делают это в форме советов, полученных при имитации дружеского диалога.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f883b7966e12684eea3f3
UUID: 86a795a4-bb70-40db-bd75-3356dc70aef7
Язык: Русский
Опубликовано: больше 6 лет назад
Просмотры: 346

Геттингер Ирина Юрьевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,1 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет