Журнал путешествий как тип научно-популярного издания: эволюция содержания и формы

Актуальность исследования. Путешествие в наше время понимается как многоаспектная деятельность. Свобода передвижения, повсеместное рекламирование туристических маршрутов, доступность информации в сетевом пространстве, глобализация и связанные с нею пространства потоков – финансовых, информационных и технологических – выделяют журналы путешествий (травелоги) среди остальных изданий. Сравнительно недавно такие направления, как спортивная, модная и трэвел-журналистика стали восприниматься как серьезные объекты для рассмотрения, что может быть напрямую связано с усилением процессов глобализации и в подаче преимущественно «мягких», развлекательных новостей. Среди них трэвел-журналистика особо выделяется, оказывая влияние на самоидентификацию людей, наводя кросс-культурные мосты и формируя глобальное мировоззрение. Степень разработанности проблемы. Журналы путешествий мало изучены исследователями. Первыми теоретиками, которые рассмотрели путевые СМИ и выделили среди них бортовые, туристические и научно-популярные СМИ, были: С.Ю. Лучинская [Лучинская 2009], Ю.В. Ростовская [Ростовская 2012], И.В. Показаньева [Показаньева 2013], П. Лебедев [Лебедев 2011], А. Эткинд [Эткинд 2001] и F. Hanusch [Hanusch 2009]. Однако они не рассматривали генезис журналов путешествий (от предшественников – литературных травелогов – до современных изданий), а также не формировали модель журналов путешествий (затрагивая не только российские издания). Поэтому мы определили следующую цель исследования: представить типологический, функциональный и аксиологический анализ журналов путешествий как научно-популярного типа издания. Задачи исследования: рассмотреть эволюцию журналов путешествий; провести типологический анализ журналов путешествий на примере «Вокруг света» и National Geographic; определить функциональное назначение журналов путешествий; выявить аксиологические модели журналов путешествий на примере «Вокруг света» и National Geographic; создать модель современного научно-популярного журнала путешествий. Объектом и эмпирической базой исследования являются журналы путешествий: «Журнал путешествий Демидова» (1771 г.), «Северный архив» (№2, 1822 г.), «Современная история света» (часть 3, 1809 г.), «Новейшие путешествия» (1809 г.), «Вокруг света» (1861 г. и 2015 г.), «Природа и охота» (1873 г.), «Природа и люди» (1889 г.), «Путешественник» (№1, 1905 г.), «Славянский путешественник» (№1, 1901 г.), «Всемирный следопыт» (2015 г.), альманахи «На суше и на море» (1979 г.), «Путешествие по России» (2015 г.), «Экс» (2015 г.), GEO (2013 г.), National Geographic (1896 г. и 2014 г.), Conde Nast Traveler (2015 г.), «Вояж» (2015 г.). Предметом исследования является типологическая и аксиологическая модели журналов путешествий «Вокруг света» и National Geographic. Методы исследования. В работе мы применили историко-типологический метод, системно-типологический метод и метод аксиологического анализа. Теоретической базой исследования стали работы по типологическим характеристикам СМИ А.И. Акопова [Акопов 1999], Э.А. Лазаревич [Лазаревич 1978], А.А. Тертычного [Тертычный 2002]. Также важными трудами аксиологическом анализе изданий были работы М.М. Бахтина [Бахтин 1975], К.Г. Юнга [Юнг 1991]. Кроме того, мы обратились к работам И.В. Ерофеевой [Ерофеева 2010], К.Р. Нигматуллиной [Нигматуллина 2011], М.В. Пименовой [Пименова 2005], В.А. Сидорова [Сидоров 2007] и др. Теоретическая значимость исследования обусловлена выявлением функций, целевых и ценностных установок журналов путешествий, а также широким охватом российских травелогов. Кроме того, исследователи могут воспользоваться типологической моделью современного журнала путешествий как научно-популярного изданий. Практическая значимость. Данная работа вызовет интерес не только у теоретиков журналистики, но и у практиков. Во-первых, знание ценностей, пропагандируемых журналами путешествий, позволят редакциям подобных изданий переосмыслить свою работу и более конкретно и целенаправленно формировать свою аксиологическую модель. Во-вторых, типологическая модель журнала позволит изданиям вписаться в нишу или найти в ней слабые звенья и перестроить систему. Так или иначе, работа поможет журналистам, работающим в сфере трэвел-журналистики, идентифицировать себя с тем или иным СМИ, осуществить преемственность знаний и моделей журналов или отказаться от них. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Положения, выносимые на защиту. Американские журналы путешествий не утратили культурно-просветительские и образовательные функции, однако, российские издания приобрели тенденцию к выполнению развлекательной функции. Данная тенденция связана со стремительной коммерциализацией рынка и связанными с ними обязательства по отношению к туристу как одному из потребителей информации. Научно-популярные журналы путешествий выполняют такие функции, как познавательная, рекреативная и интегрирующая. Они отвечают специфике рассматриваемых изданий, поскольку имеют своей целью развлекать и просвещать аудиторию. Интегрирующая функция характерна для изданий, обращающихся к социально-политическим и экологическим проблемам и стремящихся найти решения, к которым необходимо прийти только посредством консолидации общества. В российских журналах путешествий сохраняется преемственность ценностей с такими смысловыми маркерами, как «традиции», «герой», «общество-природа», «миф-реальность» и «толерантность». Американские журналы путешествий претерпевают значительные изменения ценностной политики, однако, в них сохраняется глубокий, исследовательский характер подачи материалов. Российская и американская модели журналов путешествий имеют ряд общих смысловых маркеров (в первых номерах – «Другой», «герой», «общество-природа»; в последних – «традиции», «толерантность»), что указывает на наличие сходных черт в национальных моделях журналов путешествий, следовательно, можно говорить о некой общей модели данного типа изданий. Концепции исходной и современной модель изданий имеют сходные задачи и цели: показать разнообразие мира и взаимосвязь человека и природы. Кроме того, они не особенно отличаются жанровым и тематическим разнообразием. В концепциях существуют и различия. В частности, современная модель представлена большим количеством заметок и большим число иллюстраций, что объясняется клиповым мышлением аудитории и другими факторами. Авторский состав современной модели изданий в большей степени представлен журналистами, нежели путешественниками или учеными. Подводя итоги, можно отметить, что журналы путешествий еще не до конца изучены, необходимо продолжать рассматривать их концепцию, а также влияние трэвел-СМИ на аудиторию, поскольку данный вид СМИ играет особую роль в информационном поле сегодня.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d367c5f1be77c40d5907e
UUID: a8d7f616-0d74-4836-9103-3ae906c9a978
Язык: Русский
Опубликовано: около 7 лет назад
Просмотры: 1150

Шуляк Юлия Юрьевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 474012 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет