Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Реферат посвящен анализу мотивов жизни-сна и жизни-театра в драме П.Кальдерона "Жизнь есть сон", их корней и трактовок.
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Факультет журналистики Кафедра зарубежной журналистики и литературы РЕФЕРАТ Значение мотивов жизнисна и жизни-театра в драме «Жизнь есть сон» студентки II курса 213 группы Александровой С.А. Преподаватель: к.фил.н., ст. преподаватель Гуляева И. Б. Москва, 2015
Оглавление Введение ................................................................................................................... 2 Мотив жизни-сна ..................................................................................................... 3 Мотив жизни-театра................................................................................................ 6 Заключение .............................................................................................................. 8 Список использованной литературы ..................................................................... 9 1
Введение Мотивы жизни-сна и жизни-театра, являясь частью барочного, противостоящего ренессансному, мировоззрения, по-прежнему остаются актуальными, а потому привлекательными как для рядовой аудитории (вследствие невозможности ответить максимально точно на вопрос: «Что есть жизнь?»), так и для исследователей, занимающихся поиском толкований этих сравнений. Данная работа основана на изучении текста пьесы Кальдерона «Жизнь есть сон» в переводе К. Д. Бальмонта, а также работ А. Л. Штейна, С. И. Пискуновой и Н. М. Балашова, т.к. перечисленные исследователи несколько по-разному трактуют обозначенные мотивы в пьесе. 2
Мотив жизни-сна Мотив жизни-сна в драме Педро Кальдерона «Жизнь есть сон», безусловно, является одним из важнейших в пьесе. Он восходит к древневосточной мысли, в частности, к преданиям о Будде1, откуда переходит в Ветхий завет2. Есть его следы и в народной поэзии3 Мотив можно трактовать по-разному. Так, С. И. Пискунова говорит об уподоблении жизни сну из-за осознания ее кратковременности и быстротечности4. А. Л. Штейн говорит о контрасте, который, в целом, присущ барокко, а, в частности, отражает дисгармонию общественной жизни. Прекрасное же «находится в мире фантазии, противостоит реальному миру. Оно мимолетно и идеально, а также причудливо, вычурно, своеобразно»5. По сути, таковым является сон. Говорит Штейн и о своего рода объективной причине сравнения жизни и сна: просыпаясь в тюрьме, Сехизмундо, несмотря на обман Клотальдо, чувствует, что произошедшее с ним во дворце очень похоже на происходящее в заключении. Веря Клотальдо (хотя и говоря о реальности чувств к Росауре), Сехизмундо решает, что вся наша жизнь есть сон6: О, нет, не размыкая глаз, Я спал, и, если разумею, Я сплю, Клотальдо, и сейчас: Я думаю, что в заблужденье История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов / Н. А. Жирмунская, З. И. Плавскин, М. В. Разумовская и др.; Под ред. З. И. Плавскина. — М.: Высшая школа, 1987. С. 49 2 Штейн А. Л. На вершинах мировой литературы. — М., Худож.лит., 1977. С. 137 3 Там же. С. 139 4 Пискунова С. И. Испанская и португальская литература XII–XIX вв.: Учеб. Пособие — М.: Высш.шк., 2009. С. 421 5 Штейн А. Л. Указ. соч. С. 135 6 Там же. С. 146–147 1 3
Я, это говоря, не впал: Когда лишь было сновиденьем, Что я так верно осязал, Недостоверно то, что вижу; И чувствует душа моя, Что спать могу я пробужденный, Коли уснувшим видел я. <…> Лишь женщину одну любил... И думаю, то было правдой… (II ,18) Так в нем пробуждается человек. По сути, убеждение в том, что жизнь есть сон обладает именно человеческой природой и противостоит звериным властолюбию и гордости Сихезмундо, с которыми он борется: Но нет, мой дух, сдержи полет надменный, Неверным торжеством не возгордись: Что, если я проснусь и, тех высот достигнув, Сорвусь, теряя почву, вниз? (III, 9) (Здесь и далее курсив мой — С. А.). Н. М. Балашов, говоря о мотиве жизни-сна, делает акцент на значимости «чувства трагического неустройства жизни». Мотив жизни-сна трактуется им как рожденный этим чувством символ, «помогающий наиболее человечным образом подойти к решению практических вопросов», преодолеть «личные интересы ради гармонии целого» благодаря осознанию подобия суетной жизни сну7. Кроме того, Балашов акцентирует внимание на заключительных строках монолога Сехизмундо, заключающих вторую хорнаду. В переводе К. Бальмонта они звучат так: Раз жизнь есть только сновиденье, А сновиденья только сны. 7 История всемирной литературы в 9-ти тт., Т. 4 — М., «Наука», 1987. С. 95–96 4
Однако значение оригинальных строк здесь не передается, а именно: «“Que toda vida es sueno, // Y los suenos, suenos son”. “Поскольку (раз) вся жизнь есть сон, (то) и сны суть (тоже) сны”». То есть главный тезис переходит в разряд иллюзии перед началом заключительной хорнады, опровергающей иллюзии и заблуждения предыдущих действий. Получается, что утверждение «жизнь есть сон» «тоже сон, следовательно, “жизнь не есть сон”»8. И эта двойственность, неясность и неразрешенность вопроса получается еще более барочной, чем утверждение того, что «жизнь есть сон». Балашов И. М. На пути к неоткрытому до конца Кальдерону // Кальдерон. Драмы: В 2 кн. Кн. 1 — М., 1989. С. 770–772 8 5
Мотив жизни-театра Пьеса «Жизнь есть сон» часто сравнивается с шекспировским «Гамлетом», а «принц польский» — с принцем датским. Касательно мотива жизни-театра, С. И. Пискунова отмечает, что Сехизмундо, в отличие от Гамлета, принимает «стоическое решение» доиграть свою роль до конца вместо пребывания в нерешительности, «искупленной гибелью»9. Не справляясь сначала с ролью принца «в театре мира на пышной сцене» (II, 18) и возвращаясь в тюрьму, Сехизмундо изменяется вместе со своей ролью: находясь во главе войска, он, наследник польского престола, уже скорее играет зверя (см. монолог Сехизмундо, открывающий сцену 9 хорнады третьей), будучи человеком. Мотив жизни-театра проходит и через линию Росауры, которая «вынуждена примерять маски-“роли” [мужчина-путник, фрейлина Эстрельи и женщина с мужским оружием — шпагой и кинжалом], равно искажающие ее <…> сущность»10. С. И. Пискунова акцентирует внимание на сознании «временности <…> выступления в “великом театре мира”», которое, по ее мнению, является утешением для героев. Однако им необходимо хорошо играть свою роль, т.к. быть зрителем — смертный грех, наглядным доказательством чего является смерть пытавшегося скрыться от битвы Кларина11: А я укроюсь между скал И разыграю роль Нерона, Что ни о чем не помышлял. (III, 12) <…> Смертельно раненый несчастный, Что думал обмануть свой рок Пискунова С. И. Указ. соч. С. 427 Там же С. 426–427 11 Там же. С. 425 9 10 6
И сам нашел его. От смерти Хотел укрыться я сюда И с нею встретился… (III, 13) Вообще мотив жизни-театра чаще всего обозначен именно в его речи, ведь он — шут (грасьосо), и вся его жизнь — игра для его хозяев: И коль Надменность и Смиренье, Сии почтенные особы, Что в тысяче Священных Действ Пред нами исполняли роли… (I, 4) Такой обычай, может, здесь, Что ежедневно выбирают Кого-нибудь и, сделав Принцем, Потом его ввергают в башню. Я вижу это каждый день. Так вступим в роль. (III, 2) 7
Заключение Мотивы жизни-сна и жизни-театра раскрываются в пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон» согласно сознанию и мироощущению эпохи барокко, являясь отражением господствующих взглядов, веры в иллюзорность мира, осознания краткосрочности бытия. 8
Список использованной литературы 1. Балашов И. М. На пути к неоткрытому до конца Кальдерону // Кальдерон. Драмы: В 2 кн, Кн.1. Сер. «Литературные памятники» — М.: Наука, 1989. 2. История всемирной литературы в 9-ти тт., Т. 4 — М., «Наука», 1987 3. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов/ Н. А. Жирмунская, З. И. Плавскин, М. В. Разумовская и др.; Под ред. З. И. Плавскина. — М.: Высшая школа, 1987. 4. Педро Кальдерон де ла Барка. Жизнь есть сон (пер. К. Бальмонта) // Кальдерон. Драмы. В 2 кн, Кн. 2. Сер. «Литературные памятники», — М.: Наука, 1989 5. Пискунова С. И. Испанская и португальская литература XII–XIX вв.: Учеб. Пособие — М.: Высшая школа, 2009 6. Штейн А. Л. На вершинах мировой литературы. — М., Художественная литература, 1977. 9
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв