ЗНАКОМСТВО С ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБОЙ
КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ К КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Сысун Я. С., преподаватель
г. Новосибирск
Выдающаяся усадебно-парковая архитектура как часть дворянской культуры
развивалась во времена правления Петра I – c XVIII века; в стенах поместий проводились
дворянские светские приемы и увеселительные мероприятия, такие как балы и маскарады,
где широко демонстрировалась культура дворянских танцев.
Дворянское сословие подверглось в XIX веке постепенному экономическому упадку и
вырождению в связи с крестьянским вопросом, который ознаменовался реформой отмены
крепостного права в 1861 году. Русские классики XIX и начала ХХ веков (А. И. Островский,
И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.) обращались к проблемам
взаимоотношения дворянства и крестьянства, дворян и представителей набирающего силу и
влияние среднего класса – разночинцев, мещан, купцов; в литературе представлены этапы
разложения дворянского общества, эпоха мелкопоместных дворян (И. А. Бунин
«Антоновские яблоки»). Кроме того, известно и бытовавшее в литературной сфере
противостояние дворянских писателей и писателей-разночинцев.
Ряд дворянских усадеб объявлены после революции 1917 года национальными
заповедниками – они открыты для посещения туристами. Кроме того, традиция дворянского
танца и бала-маскарада поддерживается разными культурно-творческими объединениями и
реализуется в организации стилизованных балов, для участия в которых привлекается круг
всех желающих. Зачастую подобные мероприятия проходят в оригинальных декорациях – в
залах дворянских усадеб-музеев, а приурочены они бывают ко дню рождению дворянского
писателя-классика или к сезонному празднику. В Сибири регулярно устраиваются
Рождественские балы-маскарады в домах культуры для всех желающих, например, в Томске
(студия старинного бального танца «Мистерия танца»), в Новосибирске (историкокультурный центр «Отражение»). В нашем городе проводятся еженедельные танцевальные
занятия по освоению таких дворянских танцев, как шотландский контрданс, мазурка, полька,
кадриль, вальс (запись в историко-культурном центре «Отражение», официальный сайт
olddance.ru).
В современной нам научной среде воссоздаются образцы дворянского воспитания как
образа жизни (обращаем особое внимание наших студентов на книгу Ольги Сергеевны
Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина»).
На занятиях со студентами в курсе «Литература» мы пользуемся
мультимедийным методом представления информации о поместьях писателей. Красочно
описывать поместье и увлекать слушателей в виртуальное путешествие лучше всего с
позиции очевидца, именно из этих соображений мы посетили в летний период в 2013-2016 и
2018 годах такие поместья: «Тарханы» М. Ю. Лермонтова (Пензенская область, Белинский
район), «Спасское - Лутовиново» И. С. Тургенева (Орловская область, Мценский район),
«Ясная Поляна» Л. Н. Толстого (Тульская область), «Михайловское» А. С. Пушкина и
«Тригорское» семьи Вульф (Псковская область, Пушкиногорский район) и «Овстуг» Ф. И.
Тютчева (Брянская область).
Велик писатель, которого мы узнаем всю свою жизнь: сперва, например, с
удовольствием читаем его сказки (Пушкин) или рассказы для детей (Толстой), потом
разучиваем стихи о временах года в начальной школе (Пушкин, Лермонтов, Тютчев), потом
знакомимся со своей историей в красках через его исторические романы (Пушкин, Толстой)
… Наступает такой момент, когда мы хотим узнавать об авторе, о его личности как можно
больше. Мы жаждем представить его живым человеком, почти не верим, что ходим по его
следам на земле поместья и с затаенным сердцем слушаем пересуды о его личной жизни, о
его связях и знакомствах, о его ошибках, о его характере.
Прогулка по парковой зоне поместья и посещение барского дома усиливают интерес к
истории данного места, поэтому на территории заповедника можно приобрести
эксклюзивные путеводители и книги, вышедшие в свет в местных издательствах. Кроме того,
здесь сразу представлены собрания сочинений автора, которые можно привезти из родных
ему мест, что не может не формировать особого трепетного и почтительного отношения к
этим книгам. Стоит отметить, что некоторые издатели предлагают своеобразные учебные
пособия по истории усадьбы для детей начальных классов, например, в Туле удалось
приобрести сборник раскрасок и руководств по изготовлению поделок, связанных с
тематикой поместья «Ясная Поляна». В сувенирной лавке возле Михайловского имения мы
обнаружили редкие книги о Пушкине, подписанные рукой автора, местного исследователя
Иосифа Будылина («Деревенский Пушкин. Литературные путешествия по Псковскому
краю»). Как сказано во вступительной статье от издательства: «Автор рассказывает о <…>
неожиданных связях поэта с деревней, с родовым поместьем, с псковской провинцией,
которые давно признаны его поэтической родиной. Создателю книги удалось увидеть
неизвестное в известном, а это не менее важно, чем знакомство с творчеством великого
поэта, - ведь изучая Пушкина, мы познаем и самих себя». Вдумаемся в последнюю фразу:
изучая Пушкина, мы познаем и самих себя.
Не должно ли и нам убедиться в том, что мы лучше познаем самих себя в уединении, в
сосредоточенности, в философском созерцании обстоятельств? Нам вполне подойдет для
подобного самопознания прогулка по пушкинскому поместью, и мы, неторопливо
прохаживаясь, без угрызений совести за свою эту неторопливость и внешнюю праздность,
обязательно вернемся с новыми мыслями, расслышав лучше и свою душу, и витающие в
самом воздухе, точно призраки, духовные открытия всех предшествующих нам гостей…
Поскольку как иначе формируется энергетическое место, как не силой мысли и духа многих
людей, устремившихся сюда для поклонения чьему-то гению? Заповедник, по мнению В. П.
Семенова-Тян-Шанского, есть «тонкий и вместе с тем крайне простой способ увековечения
таланта и гения. А именно заповедывается в его имя участок той самой, подлинной, никем не
тронутой природы, которая подвигла его на величайшие им созданные образы и идеи…»
На самой территории дворянских поместий-музеев можно получить необходимые
сведения и объяснения, заказав сопровождение экскурсовода на 1-1,5 часа.
Метод сравнения позволяет сделать общие выводы по обустройству дворянской
усадьбы в целом: это обязательные белые колонны при входе, наличие нескольких водоемов
и нескольких парков в разных частях территории, присутствие хозяйственных построек и
церквей в окрестностях барского дома, 2-3-этажность барского дома, сквозные проходы из
одной комнаты в другую, наличие одного или двух флигелей. И конечно, возле каждой
усадьбы расположена одноименная деревня, в которой ранее проживали крепостные
крестьяне, приписанные к хозяину-помещику. Эти деревни до сих пор населены, процветают;
по состоянию домов можно сделать вывод, что люди гордятся своим проживанием вблизи
исторического заповедника, многие из них работают тут же, в усадьбе, - облагораживают
территорию, занимаются озеленением, ведут документацию, экскурсионную деятельность. В
селе часто располагаются гостиницы для гостей усадьбы.
В настоящее время каждая усадьба имеет сайт в интернете, который позволяет всем
желающим узнать необходимую туристическую информацию (контактные телефоны
экскурсионного бюро и гостиницы, схему проезда из близлежащего города) и спланировать
путешествие. Статистика показывает, что каждую усадьбу посещают несколько тысяч
человек в год, в том числе и иностранных граждан.
После смерти хозяев и передачи поместий в государственную собственность каждое
из них проживало в дальнейшем свою особую жизнь. Не сразу в них стали проводить
восстановительные работы, некоторое время они провели в запущенном состоянии или же в
них располагались сельсоветы. Усадьба «Ясная Поляна» в годы Великой Отечественной
войны являлась оккупированной территорией, немецкие солдаты устроили в барском доме
казарменное помещение и в парковых зонах располагались захоронения павших в боях их
товарищей. После освобождения территории эти захоронения были убраны, усадьба
приводилась в порядок. В парке поместья Михайловское можно увидеть могилу
неизвестного солдата, павшего в военные 1940-е годы. Некоторые барские дома горели по
недосмотру, например, дом М. Ю. Лермонтова горел дважды, и от него ничего не осталось.
Впоследствии был выстроен по историческим описаниям новый дом, была заказана мебель и
утварь по образцам XIX века, личных вещей семьи Арсеньевых-Лермонтовых практически
не сохранилось. Сегодня этот дом очень красивый, ухоженный, в нем регулярно обновляется
экспозиция, но, по отзывам студентов и по личным ощущениям, чувствуется сожаление и
некая неудовлетворенность от того, что нельзя взглянуть на родной дом писателя и его
личные вещи. В противоположность этому, в поместье «Ясная Поляна» сохранился дом
времен Льва Толстого и его семьи, все вещи и мебель в этом доме подлинные. Во время
фашистского варварства вся обстановка, к счастью, была эвакуирована и не пострадала. В
поместье И. С. Тургенева остался с прежних времен флигель, являвшийся частью огромного
особняка, сгоревшего еще при жизни владельцев; мебель и прочие вещи в доме сохранились,
но не в полном объеме, так, некоторые комнаты закрыты для осмотра. В парке можно увидеть
реликвию писателя – посаженный им в детстве могучий дуб, называемый «Тургеневским».
В каждом из этих поместий присутствует незримый дух писателя, этому способствуют
тишина и покой, а также сохранившиеся старинные беседки, в которых можно посидеть,
почитать. Сейчас в усадьбах бытует размеренная жизнь, ее не нарушают ни декоративные
работы садовников или маляров, ни прогулки воспитанных ценителей литературы. В
поместье «Ясная Поляна» чувствуется активная жизнь: сады по-прежнему плодоносят, здесь
содержат скот и птицу, хозяйственные постройки выполняют свое прямое предназначение. И
это особенно радует и очевидцев, и всех, кто узнает об этом, поскольку общеизвестно, как
Лев Толстой любил хозяйственную и сельскую деятельность, и значит, его традиция
продолжается. В парке поместья Михайловского так же можно увидеть приусадебные
огороды и небольшие фруктовые сады. В Овстуге примечательны обитающие на пруду
лебеди.
По окончании мультимедийной презентации студентам предлагается написать отзыв в
жанре эссе о том, какие факты и детали увиденного запомнились лучше всего. Например, в
январе – начале февраля 2019 нами было получено и обработано 60 отзывов студентовпервокурсников разных отделений нашего учебного заведения. Статистика показывает, что
наибольшее впечатление производят картины природы – просторы парков и озер в
поместьях, многим студентам интересны факты выращивания писателем особых видов
растений, деревьев, многие интересуются историей барского дома, восхищаются
архитектурой исторических беседок и мостиков в садах. Особенно отмечают студенты
важность сохранности личных вещей писателя в доме. В заключение следуют благодарности
преподавателю за пример искреннего заинтересованного отношения к быту писателя и
надежды на личное посещение усадеб. Приведем примеры высказываний: «Мне бы очень
хотелось посетить это поместье»; «Было интересно слушать, как будто сама
путешествовала по вашим следам»; «С нетерпением жду другие презентации»; «Подобные
темы никогда не увлекали меня, но искренний рассказ преподавателя оказался интересным»;
«Этот урок помог мне проникнуть в красоту души И. С. Тургенева и посмотреть на мир его
глазами».
Также студентами нашими был написан сценарий пьесы «Завтрак экскурсоводов у
пруда». В декабре 2018 спектакль был поставлен в нашем учебном заведении. Пьесу можно
назвать научной, поскольку действие ее представляет подготовку экскурсоводов к
проведению экскурсий по парку Спасского-Лутовинова. Реплики героев были выстроены на
основе выдержек из отзывов студентов на презентацию видов тургеневского поместья.
Источником вдохновения послужил также драматургический талант Ивана Сергеевича
Тургенева, ярко проявившийся, например, в пьесе «Завтрак у предводителя».
Представляем отрывок нашей «научной пьесы»:
<…> Маргарита. Мне понравился дом – самая главная постройка в поместье. Это
очень милое здание сиреневого цвета. Самое интересное, что это флигель. Жаль, что большая
часть усадьбы сгорела и ее решили не реставрировать. Хотя задумка галерей так интересна:
они полукругом соединяли дом и два флигеля…
Настя П. К сожалению, другие части дома были уничтожены пожаром еще при жизни
Ивана Тургенева.
Лиза. Я бы вам рекомендовала поразмышлять над определением цвета – сиреневый,
лиловый, фиолетовый. Я думаю, основы изобразительного искусства не повредят?
Ангелина. Мы проведем такое занятие…. Вопрос ко всем: о чем рассказываем
дальше?
Настя В. О прудах.
Карина. О дубе. Мы же движемся по парку, до прудов еще не дошли.
Настя П. А принцип последовательного движения обязателен?
Лиза. Виртуальную экскурсию можно проводить по такому же принципу, как и
реальную. Последовательность видов.
Насти вместе. Но можно и нет. <…>
Некоторые из нас вдруг с удивлением осознают, что можно не уметь творить, как
Пушкин, но можно творить о Пушкине. Можно создавать интересные проекты, книги,
альбомы о нем! Например, образцом для наших студентов отделения декоративноприкладного искусства является своеобразная работа Е.В. Шипицовой и О. Ю. Ефимова
«Иллюстрированная летопись жизни А.С. Пушкина». Как пишет Олег Юрьевич о своей
коллеге: «Её рисунки заряжены эмоциями и такой неуловимой субстанцией, которая
называется «душа». Именно дух поэта Пушкина способствовал становлению художницы,
которая с детства рисовала и любила при этом стихи. Судьба ее определилась, когда она
увидела рисунки самого Александра Сергеевича на полях его рукописей. Теперь она
выполняет рисунки в его характерной манере». Сложно представить себе читателя, который
бы не был покорен и смущен такой привязанностью и приверженностью исследователейпублицистов к памяти Пушкина…
Обращаем внимание студентов также на великолепный фотоальбом Бориса
Копырнова, посвященный видам тютчевского поместья. Подобные фотоальбомы,
путеводители и наборы открыток очень ценны на наших виртуальных презентациях, потому
что они дополняют наше «летнее» повествование осенними и зимними изображениями мест.
На основе вышеизложенного мы делаем вывод, что всестороннее освещение личности
писателя, а также места, где он проживал, мотивирует интерес студентов и к творчеству того
или иного автора, и к собственным творениям. Поездка в поместье классика не накладывает
обязательств полюбить его наследие, а способствует этому.
Список источников
1.
Будылин И. Деревенский Пушкин. Литературные путешествия по
Псковскому краю. – М.: «Профиздат», 2016 – 464 с.
2.
Весь Пушкинский заповедник: путеводитель. – Пушкинский заповедник,
ООО «БЕЛЛ», 2009. – 120 с.
3.
Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина: Опыт
знаменитых семей России – современным родителям. – М.: «Эксмо», 2014. – 304 с.
4.
Никитина Н. А. Ясная Поляна: путеводитель по заповеднику. – Тула:
Издательский дом «Ясная Поляна», 2010. – 222 с.
5.
Овстуг – колыбель поэта: фотоальбом Б. Копырнова. – Брянск: студия
дизайна и полиграфии «Бумеранг», 2016. – 112 с.
6.
Спасское-Лутовиново. Музей-заповедник И. С. Тургенева: набор
открыток. – Тула, ООО «Борус-пресс». – 15 с.
7.
Тарханы. Государственный Лермонтовский музей-заповедник. – М.:
«Русский раритет», 2013. – 192 с.
8.
Шипицова Е. В., Ефимов О. Ю. Иллюстрированная летопись жизни А.
С. Пушкина. Михайловское. – М.: «ОнтоПринт», 2015. – 222 с.
Официальные сайты поместий [Электронные ресурсы] – Режим доступа:
URL: www.tarhany.ru, www.spasskoye-lutovinovo.ru, www.ypmuseum.ru.
9.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв