Н. Е. Старосельская, О. А. Румянцева (С.Петербург)
ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ (ОНОМАТОПЕИ) — НАЧАЛО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С
НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ
Среди детей встречаются такие, которые по тем или иным причинам не начинают говорить
самостоятельно, либо речь у них появляется гораздо позже, чем у нормально развивающихся
сверстников. Неговорение может быть следствием различных причин: олигофрении,
тугоухости, аутизма, алалии, педагогической запущенности. С детьми, не заговорившими к 2
— 2,5 годам, может и должен заниматься логопед. Именно такие дети и являются нашими
пациентами.
Любые занятия по развитию речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания
обращенной к ним речи, с развития так называемых неречевых психических функций
(памяти, внимания, мышления и т.д.).
Обучение же активной речи мы начинаем с имитации "криков животных" (звукоподражаний,
oноматопeй) и других слов из "языка нянь" (гага, мяу, топтоп, биби, шлеп и т.п.).
Почему мы выбрали такой путь и почему, как нам кажется, он дает в большинстве случаев
хорошие результаты?
1. Издавна наши мамы и бабушки использовали в общении с малышами звукоподражания,
видимо, интуитивно чувствуя, что ребенку легче понять и сказать именно эти слова.
2. Эти слова наиболее близки, понятны, доступны ребенку в определенные периоды жизни и
обеспечивают максимальную мотивацию для использования их в экспрессивной речи.
3. Относительная свобода, вариативность употребления слов из языка нянь. В каждой семье
есть свой словарь таких слов, да и один и тот же ребенок может один раз сказать мяу, в
другой — мур.
4. Мотивированность каждого звукокомплекса: каждое слово подкреплено "звуковой
наглядностью".
5. Можно предположить, что некоторые слова русского языка образовались от
звукоподражаний (жжж — жужжать — жужелица), что предполагает облегчение в
понимании семантики слов при дальнейшем обучении.
6. Полисемантизм звукоподражания. Например, хрю может обозначать и свинью, и
поросенка, и свинья идет, и хрюканье, и грязнулю — все, что связано со свиньей.
Звукоподражание может заменять не только существительные, но и глаголы, прилагательные,
междометия.
7. Такое расширение значений словзвукоподражаний позволяет ребенку усложнить
синтаксис, т. е. построить фразу. Малыш уже может сказать "Мяу топ", "Ава бай".
8. Многие из слов "языка нянь" по своему звуковому и слоговому составу напоминают
лепетную речь, т. е. уже пройденный ребенком этап.
9. Принятые в русском языке звукоподражания включают в себя все звуки русского языка,
фонетику языка — базу экспрессивной речи.
10. Употребление звукоподражаний в качестве словзамен позволяет сократить до минимума
опускание, перестановку звуков, слогов, приблизив, таким образом, слово к нормативному
звучанию.
Положив в основу начала работы с неговорящими детьми методику использования
звукоподражаний, мы можем говорить о достижении следующих результатов:
1. Создание более естественной мотивации для использования собственной экспрессивной
речи ребенком.
2. Воспитание правильного звукопроизношения.
3. Обеспечение основы для построения фразы.
4. Картинки с изображением словзвукоподражаний позволяют упростить, ускорить
первичное обследование ребенка, сделать предварительный прогноз относительно будущего
развития малыша, частично наметить коррекционную программу.
5. Овладение звукоподражаниями — помощь в обучении чтению.
Bключение методики овладения звукоподражаниями в работу по развитию речи нормально
развивающихся детей в предречевой или начальный речевой периоды способствует
профилактике нарушений звукопроизношения, позволяет ребенку быстрее освоиться в
системе родного языка.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв