Должен ли ВУЗ готовить IT-специалистов?
С наступлением летних месяцев во всех учебных заведениях страны можно
наблюдать «дни сурка». Нервы, результаты ЕГЭ, экзамены, шпаргалки, списки
поступивших, слезы... Здесь можно услышать только «поступил - не поступил». Ничего
лишнего. Прям как двоичный код.
Действительно, сложно представить более волнительный момент в жизни
только«оперившихся» школьников, чем поступление в ВУЗ. Но как понять, что именно
индустрия информационных технологий по-настоящему нуждается в тебе, если в школе
ты садился за компьютер не чаще 2 раз в неделю? А на вступительных экзаменах тебя
спрашивают о том, что тызнаешь или не помнишь из десятка школьных предметов, но при
этом никому неинтересно, почему и зачем ты хочешь покорять информационные волны?
В нашей несовершенной системе образования есть огромная брешь: в ней абсолютно не
ценятся такие слова как «энтузиазм», « амбиции» и «цели».
Со стороны вступительные экзамены больше напоминают рынок, чем часть
образовательной системы: поступлю-ка сюда, здесь проходной бал ниже… а, ну или сюда,
здесь экзаменов меньше… о! смотри, а тут принимают сертификаты с тестирования…
Кто-то и вовсе смотрит на статистику государственного финансирования бюджетных мест
и не рискует: «А может и не стоит мне быть программистом? Шансов больше стать
экономистом, мест все-таки здесь больше». А ведь абитуриент долженвзвешенно
подходить к
выбору будущей профессии: смотреть на рейтинг ВУЗа, его
преподавательский состав, задаваться вопросом: «Я смогу после окончания университета
достичь своих целей?»
Но проблемы образования вIT-сфере одним поступлением не заканчиваются. В век
современных информационных технологий, отечественные ВУЗывыпускают как с
конвейера шаблонных безынициативных специалистов. Просидев пять лет за партой с
методическими пособиями, выпущенными 10-летие назад,и программируя на «мертвых
языках» на старом «железе», выпускник сталкивается с реалиями и понимает:в Google и
Mail я явно лишний. Спасибо дорогие ВУЗы, благодаря Вам армия системных
администраторов на всякий случай создана. А по-настоящему талантливые программисты
уезжают за границу, тамих не душит бездушная система штампованных специалистов.
Что делать? Стоит ли поступать в университет или быть самородком? Как пройти
этот квест «победи систему и стань IT-профессионалом»?
Выкладываем подробное прохождение:
Локация номер 1 – Школа.
Сначала вводим во всех школах систему профессионального ориентирования. В
узком кругу по интересам (на факультативах по информатике) выясняем, кто и почему
хочет программировать, как он видит свою будущую жизнь, чем его привлекает именно
эта специализация. Развиваем у школьников амбиции, зарождаем энтузиазм, сеем идею
нового будущего. Отпускаем ученика, заинтересованного и саморазвивающегося на
временную волю. Пусть готовится к вступительным экзаменам.
Локация номер 2. ВУЗ.
Комната абитуриента.Закрываем в
ВУЗах непродуктивные факультеты
«Информационных технологий». Создаем по всей стране несколько профессионально
ориентированных качественных ВУЗов, а-ля «Силиконовая долина». Создаем равные
условия поступления по все стране. Проводим собеседование с каждым. Ценим личность.
Комната студента. Набираем сильный преподавательский состав. Приглашаем
ведущих программистов, устраиваем онлайн-конференции со специалистами других
стран. Балуем талантливых и амбициозных учащихся: отправляем их на кратковременные
стажировки в другие страны. Регулярно для всех студентов проводим практики в крупных
компаниях. Оставляем студентам больше времени на саморазвитие.
Локация номер 3. Коридор в реальность.
Приглашаем выпускников в крупные компании на стажировки. Выпускники знают
свои возможности и стремятся достигать своих целей. Открываем больше интересных и
хорошо оплачиваемых вакансий. Выпускники благодарны за качественное образование и
сами решают, где им работать дальше. Скорее всего, в пределах своей страны.
Прохождение образовательногоквеста довольно простое. Первые две локации
можно легко реконструировать, чтобы «пройти», лет за пять. Главное, чтобы силы и
средства на «ремонт» выделялись централизованно. Локация номер 3 слегка утопична, и
из нее нужно не выйти, а скорее в нее войти.
Сегодня первые две локации переполнены, и с каждым днем все больше и больше
людей просто не могут поучаствовать в квесте, продолжая заниматься самообразованием.
Не потому что, им неинтересно поучаствовать, нет, просто потому, что они не видят
смысла - выхода все равно нет.
Следует понимать, что талантливые и амбициозные личности смогут добиться
всего. И без нас. А вот сможем ли мы без них, в современных реалиях, когда IT-сфера
действительно стратегически важна? Поэтому отвечая на вопрос «Должен ли ВУЗ
готовить IT-специалистов?», отвечаем –должен, но обязательно качественно новых,
энергичных и патриотичных.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв