Формирование понятия «орфограмма» во втором классе

Здравствуйте! Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Формирование понятия «орфограмма» во втором классе». Научный руководитель: Савельева Лариса Владимировна. Орфография – один из самых сложных и объёмных разделов курса русского языка в начальной школе. Достижение высоких образовательных результатов, связанных с орфографической грамотностью учащихся, – одна из актуальных проблем школьного обучения. Особое значение в решении этой проблемы имеет обучение в начальных классах. По мнению Л.В. Савельевой, для формирования системных орфографических знаний и комплекса орфографических умений учащимся важно овладеть понятием «орфограмма». Однако современные учителя в недостаточной мере владеют профессиональными знаниями, необходимыми для формирования у младших школьников данного понятия. Кроме того, в центре внимания педагогов и авторов большинства учебников находятся орфографические правила. Но, как отмечает Л.В. Савельева, орфографические правила – это следствия таких явлений, как орфограммы. Она пишет: «Представляется, что познание следствий каких-либо явлений без познания самих явлений не может быть полноценным». В исследованиях Л.В. Савельевой подчёркивается значимость формирования данного понятия для учащихся, но в современном образовании теоретические и практические аспекты методики формирования понятия «орфограмма» недостаточно разработаны, поэтому тема выпускной квалификационной работы является актуальной. Целью исследования является определение методических условий формирования понятия «орфограмма» у учащихся 2-го класса. В ходе анализа литературы по проблеме исследования удалось выяснить следующее. Орфограмма – центральное звено орфографической системы (Л.Б. Селезнёва). Основываясь на определении понятия «орфограмма» В.Ф. Ивановой, Л.В. Савельева предложила трактовку понятия «орфограмма» для учащихся: орфограмма может быть определена как написание, которое необходимо правильно выбрать из нескольких возможных. Формирование понятия «орфограмма» должно проходить те же этапы, что и формирование других лингвистических понятий. Содержание работы на каждом этапе должно соответствовать этапам, которые выделила Т.Г. Рамзаева для формирования словообразовательных и грамматических понятий. Важно отметить, Т.Г. Рамзаева фактически конкретизировала этапы формирования понятий, предложенных психологами. Сопоставительный анализ учебников по русскому языку для 2 класса из УМК «Школа России», УМК «Гармония» и УМК «Начальная школа XXI века» показал, что учебники не могут быть единственным средством обучения, обеспечивающим процесс формирования у учащихся понятия «орфограмма». Авторы учебников нередко сообщают учащимся готовое определение понятия «орфограмма». При этом существенные признаки понятия «орфограмма» не в полной мере раскрываются или не раскрываются вообще. Нередко учебники провоцируют смешение понятий «орфограмма» и «правило». С целью выяснения профессиональной готовности учителей к формированию понятия «орфограмма» и владения учащимися 2-го класса данным понятием был проведён констатирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе осуществлялось анкетирование учителей. В ходе анкетирования у учителей были выявлены следующие трудности лингвистического и методического характера: • использование субъективных, ненаучных характеристик по отношению к понятию «орфограмма»; • использование не в полной мере обобщенного определения данного понятия; • употребление лингвистически неточных формулировок названий видов орфограмм; • наличие лингвистических ошибок при словесном комментировании слов с орфограммами и отсутствие опоры на понятие «орфограмма»; • отсутствие преемственных связей с основной школой при выполнении графического комментирования орфограмм. На втором этапе проводилось обследование учащихся 2-х классов. Младшим школьникам было предложено принять участие в анкетировании и написании диктанта. Цель анкетирования: выяснить сформированность у учащихся второго класса понятия «орфограмма». После анкетирования учащимся вторых классов предлагалось написать диктант и выполнить задание к нему. Цель диктанта: проверить практическое владение второклассниками правописанием слов с изученными орфограммами. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость разработки цикла уроков, направленных на усвоение понятия «орфограмма» во 2-ом классе. Для проекта формирующего эксперимента был разработан цикл уроков, направленных на формирование у учащихся 2 класса понятия «орфограмма». С подробным содержанием уроков можно ознакомиться в тексте работы и в приложении. При разработке цикла уроков были учтены следующие методические условия: 1) соблюдение этапности формирования лингвистических понятий; 2) ознакомление младших школьников с максимально обобщенным определением понятия «орфограмма»; 3) соотнесение в течение всего периода изучения видов орфограмм с общим понятием «орфограмма». Благодарю Вас за внимание!

Языкознание
Дипломы

Вуз: Российский государственный педагогический университет имени А И Герцена (РГПУ им. А И Герцена)

ID: 6073259accefde000190c104
UUID: 052a6480-7d12-0139-307d-0242ac180002
Язык: Русский
Опубликовано: больше 3 лет назад
Просмотры: 518

20.46

Ирина Харламова

Российский государственный педагогический университет имени А И Герцена (РГПУ им. А И Герцена)


1

Комментировать 1

Рецензировать 0

Скачать - 1,6 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -


0.5
Токаревских Н.А.

Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в современном мире. В статье очень подробно и правильно показан путь, помогающий ребенку овладеть знаниями и навыками в определённой области, применять их на практике.

Для лиц старше 18 лет