КАЗАХСТАНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОТКРЫТОГО ДОСТУПА:
WHAT IS DEAD MAY NEVER DIE
Искаков А.Е., Университет Нархоз (narxoz.kz)
e-mail: iskakov.aziz@gmail.com
В рамках настоящей статьи представлены промежуточные результаты
анализа потребности и перспектив разработки и внедрения национальной
программы открытого доступа в Казахстане. Исследованы позиции
казахстанских организаций и исследователей в международных инициативах в
сфере открытого доступа к результатам научной (научно-технической)
деятельности, а также обоснована необходимость совершенствования
государственной политики в сфере образования и науки в части поддержки
информационной инфраструктуры. Изучены реализовавшиеся ранее и
действующие проекты в сфере открытого доступа, а также основные НПА и
программные документы регламентирующие развитие науки в Республике
Казахстан.
Проведен
анализ
действующих бюджетных программ
администрируемых Министерством образования и науки Республики Казахстан
в рамках реализации этих документов.
В ходе проведения исследования были сформулированы цели и задачи
национальной инициативы открытого доступа, базовые принципы разработки
системы оценки эффективности и модели государственно-частного партнерства
применимые в реализации данной программы.
Ключевые слова: экономика знаний, исследовательская инфраструктура,
открытый доступ, open access, научная коммуникация
В целях предотвращения разночтений, введем понятие открытого доступа в
контексте настоящей статьи, рассмотрим ряд инициатив в сфере открытого
распространения научной (научно-технической) информации, представим их
основные положения и информацию об участии казахстанских организаций и
граждан в поддержке данных инициатив.
В целях конкретизации применяемых в настоящей статье понятий,
приведем основные термины и определения, составленные автором на основе
положений Budapest Open Access Initiative (англ. – Будапештская инициатива
открытого доступа) [1].
Открытый доступ (также – политика открытого доступа) – это модель
распространения информации представляющей определенную научную, научнотехническую, научно-педагогическую ценность в интернете, в свободном
доступе для всех желающих на безвозмездной основе, при которой
пользователям предоставляется право читать, копировать, распространять,
использовать в собственных исследованиях или использовать данные материалы
по иному назначению. Ограничением на использование и распространение
публикации (условием копирайта) области является право автора на контроль
целостности (неизменности) размещенной работы, а также обязательные ссылки
на его имя при использовании и цитировании размещенного материала.
Журнал открытого доступа – это рецензируемое научное периодическое
издание, осуществляющее публикацию научных статей в рамках определенной
сферы научной деятельности, осуществляющее размещение статей принятых к
публикации статей на принципах открытого доступа (не взимая оплаты с
читателей).
Депонирование – это факт публикации статьи или иного документа, в
специализированном веб-сервисе, в соответствии с принципами политики
открытого доступа, его автором или иным правообладателем.
Репозитарий – это специализированный веб-сервис, оказывающий услуги
авторам и издательствам по депонированию полнотекстовых работ,
представляющих определенную научную или научно-педагогическую ценность,
а также анализ наукометрических показателей в рамках репозитория и
интегрированных с ним сервисов.
Метаданные – это уникальная совокупность описательных и структурных
данных о публикации, позволяющая безошибочно ее идентифицировать,
используемые для машинного поиска и взаимной интеграции между сервисами.
Будапештская инициатива, провозглашенная 14 февраля 2002 г., является
первым международным соглашением в сфере открытого доступа, и
представляет собой результат деятельности рабочей группы Open Society
Institute (англ. – Институт открытого общества). Основными положениями
Будапештской инициативы являются:
Каждое высшее учебное заведение должно иметь репозитарий открытого
доступа, или организовать аутсорсинг таких услуг.
Каждое высшее учебное заведение должно проводить политику,
обеспечивающую размещение рецензируемых версий всех будущих
научных статей (препринтов) профессорско-преподавательского состава в
репозитарии.
Каждое высшее учебное заведение, должно проводить политику,
обеспечивающую размещение дипломных работ и диссертаций в
репозитариях открытого доступа учреждения. Политика должна
предусматривать исключения в соответствии с действующим авторским
правом.
Каждое высшее учебное заведение должно требовать размещения в
репозитарии всех научно-исследовательских статей, и использовать
данный инструмент при продвижении по службе, присуждении ученых
званий, или проведении других форм внутренней оценки и анализа
студентов и профессорско-преподавательского состава.
Creative Commons или его эквивалент рекомендуется в качестве
оптимальной лицензии для депонирования.
Все репозитарии открытого доступа должны иметь возможность сбора
метаданных и взаимной интеграции.
Репозитарии открытого доступа должны предоставлять публичные данные
о количестве загрузок (скачиваний) и цитировании всех депонированных
работ. Данная информация должна быть доступна для наукометрических
инструментов.
Издатели, не проводящие политику открытого доступа, должны оставлять
за автором публикации право, позволяющее ему самостоятельное
депонирование материала.
Издатели, не проводящие политику открытого доступа, должны
предоставлять публичные данные о количестве загрузок (скачиваний) и
цитировании опубликованных работ. Данная информация должна быть
доступна для наукометрических инструментов.
Организации, осуществляющие финансирование научных исследований,
вне зависимости от форм собственности и сферы научных изысканий,
должны проводить политику открытого доступа. Данная политика
заключается в предъявлении требований к исследовательским
организациям и группам, в части депонирования статей написанных по
материалам финансируемых исследований, в подходящем репозитарии
открытого доступа в кратчайшие сроки.
Организации высшего образования и организации, осуществляющие
финансирование исследований, должны осуществлять поддержку авторам
в уплате сборов за публикацию материалов в журналах открытого доступа,
при наличии таких сборов, а также изыскать механизмы поддержки
журналов открытого доступа, не взимающих оплату с авторов.
По состоянию на 19.05.2017 г. общее количество подписантов
Будапештской инициативы составляет 6041 физических лиц и 943 организации
[2], из которых только 5 человек, включая автора настоящей статьи, являются
гражданами Республики Казахстан. Ни одна казахстанская организация не
является официальным сторонником Будапештской инициативы.
На основе Будапештской инициативы были разработаны аналогичные
региональные проекты в таких городах как Амстердам, Пекин, Вашингтон,
Богота, Брюссель, Кейптаун, Франкфурт, Женева, Хельсинки, Стамбул, и др. [3]
Среди данного перечня имеются такие города как Белгород и Санкт-Петербург,
но нет ни одного города Республики Казахстан. Рассмотрим ряд региональных
инициатив открытого доступа, являющихся наиболее известными и
масштабными по своему эффекту.
Следующей инициативой в сфере открытого доступа, которую мы
рассмотрим в рамках настоящей статьи является Bethesda Statement on Open
Access Publishing (англ. – Бетесдское заявление об открытом доступе к
публикациям), реализованное на базе Howard Hughes Medical Institute (англ. –
Медицинский институт Говарда Хьюза, США). Основные ее положения были
описаны в ходе однодневной встречи инициативной группы, прошедшей 11
апреля 2003 г. Участниками встречи являлись 24 представителя организаций,
финансирующих научные исследования, академических организаций, библиотек
и научных сообществ. Следует отметить, что авторы данной инициативы
выражали собственное мнение, не являющееся официальной позицией их
организации на тот момент. Среди авторов были представители таких
организаций как Институт открытого общества, Университет Монреаля,
Медицинская школа Стэндфордского университета, Юридический факультет
Гарварда, Медицинский институт Говарда Хьюза, Американское общество
клеточной биологии, Общество генетики Америки, Государственная научная
библиотека США, Общество научных исследований им. Макса Планка и т.д.
Основные положения Бетесдского заявления представляют собой:
Преподаватели и исследователи призываются к публикации своих работ в
соответствии с принципами политики открытого доступа.
Авторы заявления понимают риски снижения рентабельности
издательского бизнеса и риски увеличения расходов авторов при переходе
к политике открытого доступа, в связи с чем выражают готовность
оказывать необходимую финансовую поддержку.
Заявлением декларируется принцип, согласно которому первичной
ценностью является содержание самой работы, а не авторитетность
издания в котором она опубликована.
Депонирование публикаций рассматриваться как доказательство служения
обществу, и учитывается в продвижении по службе и выделении
финансирования.
Отмечается необходимость разработки механизма перехода изданий к
политике открытого доступа, и предоставление данных механизмов всем
заинтересованным лицам.
Отмечается необходимость разработки эффективных инструментов для
авторов и издателей, позволяющих облегчить депонирование работ и
поиск научной информации.
Отмечается высокий приоритет необходимости разъяснительной работы
среди издателей, авторов и читателей преимуществ политики открытого
доступа, депонирования и журналов открытого доступа.
Предлагается введение обозначения принятия журналом (изданием)
политики открытого доступа в библиотечных каталогах и значимых
наукометрических базах данных.
Издания, принявшие политику открытого доступа, взимающие авторские
отчисления, должны быть гибкими и идти навстречу авторам,
находящимся в финансовом затруднении, в особенности представителям
развивающихся стран.
Авторы выражают согласие поддержать изменения в оценке при
продвижении по службе, в части признания вклада в развитие политик
открытого доступа, и признания содержательной ценности отдельных
статей безотносительно авторитетности журналов, в которых они
публикуются.
Авторы, являющиеся представителями научных сообществ, выразили
готовность оказать решительную поддержку распространению политики
открытого доступа и приняли обязательство обеспечить в конечном итоге
открытый доступ для всех работ, которые они издают, а также свободно
делиться опытом внедрения политики открытого доступа.
Авторы, являющиеся учеными и исследователями, выразили согласие
проявить свою поддержку распространению политик открытого доступа
посредством выборочного рецензирования и редактуры для журналов
открытого доступа и журналов, которые фактически переходят к
открытому доступу, а также издания публикаций в этих журналах.
Авторы, являющиеся учеными и представителями научных сообществ,
выразили согласие с утверждением о том, что образование является
неотъемлемой составляющей процесса продвижения политики открытого
доступа, и берут на себя обязательство донести до коллег и
общественности важность открытого доступа, и причин по которым они
его поддерживают.
К сожалению, автор настоящей статьи не располагает информацией о
расширении Бетесдского заявления до формата инициативы открытой для всех
желающих, в связи с чем, невозможно установить точное количество
физических лиц и организаций, поддержавших данную инициативу, за
исключением членов группы авторов, непосредственно разработавших данный
документ.
Третьим документом, декларирующим позицию научных сообществ,
рассматриваемым в рамках настоящей статьи является Berlin Declaration Open
access to knowledge in the sciences and humanities (англ. – Берлинская
Декларация об открытом доступе к научному и гуманитарному знанию).
Берлинская декларация вышла в свет 22 октября 2003 г. в соответствии с
принципами Будапештской инициативы, European cultural heritage online charter
(англ. – Хартия Европейского культурного наследия в интернете) [4] и
Бетесдского заявления. Берлинская декларация предписывает ее подписантам
поддерживать принципы открытого доступа в целях достижения максимального
полезного эффекта для научных кругов и общества в целом, в т.ч. посредством
таких мероприятий и инструментов как:
Поддержка исследователей и стипендиатов в стремлении к публикации
своих трудов в открытом доступе.
Продвижение идей открытого доступа к информации, как в научной среде,
так и среди представителей организаций занимающихся сохранением
культурного наследия.
Разработка средств и способов оценки публикаций открытого доступа и
онлайн-журналов, с целью сохранения стандартов качества научных
работ.
Поддержка и признание публикаций находящихся в открытом доступе в
процессе оценки научных достижений.
Поддержка в достижении общественного признания инфраструктурных
проектов в сфере открытого доступа, таких как разработка программного
обеспечения, открытая публикация документов и составление метаданных.
Содействие совершенствованию юридических и финансовых аспектов
политики открытого доступа в целях создания необходимых условий для
эффективной работы.
По состоянию на 19.05.17 г. данную декларацию поддержали 588
организаций [5] рассмотрим их географическое распределение (см. Рис.1).
Рисунок 1. Географическое распределение подписантов Берлинской
Декларации
Составлено автором по материалам [5]
Комментарий: синий – от 1 до 4 организаций (постсоветские страны), зеленый
– от 1 до 20 организаций, красный – от 26 до 94 организаций
В дополнение к рисунку следует добавить следующее – среди подписантов
декларации нет ни одной казахстанской организации, при этом есть ряд
организаций из таких стран, как Барбадос, Гана, Лаос, Руанда, Уганда, Зимбабве
и др. страны, имеющие значительно более низкий уровень ВВП, чем Казахстан.
В то же время, Испания представлена 54 организацией, США 50, Италия 93, а
Германия 94 организациями.
Хартия ECHO является проектом Института истории науки Общества
научных исследований им. Макса Планка, целями которого является
сохранение, распространение и изучение научных достижений, новых
технологий и медиа-объектов. В связи с тем, что Хартия ECHO является
документом, описывающим политику конкретного проекта, мы не
рассматриваем ее в качестве объекта исследования.
Отметим, что Бетесдское заявление и Берлинская декларация основаны на
Будапештской инициативе, являющейся первым и крупнейшим международным
проектом в сфере распространения политики открытого доступа и служащим
основой для локальных инициатив.
Само по себе количество людей и организаций, поддерживающих
инициативы открытого доступа не может являться объективным параметром
оценки уровня внедрения принципов открытого доступа в распространении
научной информации в том или ином регионе или государстве. В связи с этим,
для определения текущего состояния политики открытого доступа в научной
среде Казахстана, обратимся к такой независимой статистической информации
агрегируемой проектом «The Ranking Web of World repositories» (англ. –
Рейтинговая сеть мировых репозиториев). Данный проект является инициативой
Киберметрической лаборатории, исследовательской группы при Consejo Superior
de Investigaciones Científicas (исп. – Высший совет по научным исследованиям),
являющемся крупнейшей научно-исследовательской организацией в Испании
[6]. В целом же, сервис Webometrics является рейтингом интернет-присутствия
университетов мира.
Согласно рейтингу «The Ranking Web of World repositories» от января 2017
г., в Республике Казахстан функционирует 7 репозиториев, рассмотрим их
положения в рейтинге согласно характеристикам оцениваемым данным
сервисом (см. табл. 1).
Таблица 1.
Составлено автором по материалам [6]
Наименование
организации
Казахский
национальный
университет им. Аль-
Место в
мировом
рейтинге
Размер
репозитория
(в мире)
1546
891
Уровень
Количество
видимости (в размещенных
мире)
файлов (в
мире)
1998
1843
Уровень
качества
научного
материала (в
мире)
734
Фараби
Назарбаев
университет
Казахский
национальный
университет
им.
Асфендиярова
Евразийский
национальный
университет им. Л.Н.
Гумилева
Алматы менеджмент
университет
Карагандинский
государственный
технический
университет
(институциональный)
Казахский
национальный
аграрный
университет
1566
743
1939
1358
1031
1688
1172
1997
1912
1230
1877
473
1376
1294
1976
2062
1155
2135
2088
1857
2099
993
1998
2072
1976
2196
2129
2194
2088
1953
Как мы видим, из 7 университетов индексируемых системой «The Ranking
Web of World repositories» только 1 является частной организацией, в то время
как 5 из них являются национальными университетами и 1 является автономной
организацией образования (Назарбаев университет). Отметим, что в рейтинге
отсутствует единственный в Казахстане университете имеющий статус
исследовательского – Казахский национальный исследовательский технический
университет им. К. И. Сатпаева.
Отметим что по состоянию на 30.05.2017 г. в рейтинге имеется 106
казахстанских вузов, что говорит о том, что индексируемые международной
системой Webometrics репозитории имеются у 0,06% вузов. К сожалению,
невозможно наблюдать динамику данных показателей. Также нет информации о
количестве материалов размещенных в репозиториях в абсолютном выражении,
наукометрических показателях данных сервисов и публиковавшихся там работ и
авторов. Также отсутствует информация касательно сервисов, не
представленных в рейтинге (существующие, но не проиндексированные
репозитории) и организациях пользующихся сторонними сервисами
(аутсорсингом).
Следует отметить, что в Казахстане реализуются (или были реализованы)
ряд проектов в сфере открытого доступа. Рассмотрим отдельные отличительные
особенности следующих сервисов:
Национальная академическая библиотека Республики Казахстан [7];
Казахстанская национальная электронная библиотека [8];
Электронная библиотека Национального центра научно-технической
информации [9];
Государственная научно-техническая библиотека [10];
Республиканская межвузовская электронная библиотека [11].
Национальная академическая библиотека Республики Казахстан (далее –
НАБРК) имеет собственный проект электронной библиотеки, представляющий
собой электронные копии документов, а также базу данных имеющейся в
НАБРК литературы на бумажных носителях. Сервис НАБРК предоставляет ряд
определенных услуг, которые следует отметить:
1. Доступ к ряду сервисов НАБРК осуществляется после регистрации на
портале проекта или при личном посещении библиотеки.
2. Предоставление информации об имеющемся в наличии библиотечном
фонде и возможности дистанционного заказа литературы.
Казахстанская национальная электронная библиотека (далее – КНЭБ).
КНЭБ является проектом Министерства культуры и информации Республики
Казахстан, реализованным в рамках государственной Программы снижения
информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы [12].
Куратором проекта является НАБРК. К отличительным особенностям сервиса
следует отнести:
1. Работа с сервисом не требует авторизации.
2. КНЭБ объединяет электронные архивы 51 учебного заведения,
государственных библиотек и ряда издательств, представляя
пользователям материалы диссертаций, журналов, книг и газет.
3. Пользовательский интерфейс не эргономичен и требует времени для
изучения.
Единая электронная библиотека (далее – ЕЭБ). ЕЭБ является проектом
Национального центра научно-технической информации и представляет собой
ряд инициатив в сфере развития науки и наукометрии в Казахстане, к кото рым
относятся:
1. База данных ученых, преподавателей и писателей.
2. Казахстанский индекс цитирования.
3. Предоставление услуг дистанционного обучения.
4. Сведения об учебных заведениях Казахстана.
Главной характерной чертой проекта ЕЭБ является незавершенность
проекта, отсутствие поддержки и сопровождения сервиса, недоступность
основного функционала и доступа к архиву документов.
Республиканская научно-техническая библиотека (далее – РНТБ). РНТБ
представляет пользователям доступ с территории своих региональных филиал ов
к ряду электронных баз данных, содержащих нормативно-техническую
документацию, промышленные каталоги, а также диссертации и описания
изобретений. Отличительными чертами РНТБ являются ориентированность на
технические науки и техническую документацию, а также наличие филиалов во
всех областях Казахстана.
Республиканская межвузовская электронная библиотека (далее – РМЭБ).
Данный сервис создан консорциумом Министерства образования и науки
Республики Казахстан, Ассоциации вузов Республики Казахстан и Ассоциации
пользователей научно-образовательной компьютерной сети Казахстана. РМЭБ
является агрегатором архивов педагогических изданий, научных журналов
выпускаемых университетами и диссертаций, а также нескольких видеолекций
посвященных различным тематикам. К особенностям сервиса РМЭБ следует
отнести следующее:
1. Доступ
к полному функционалу сервиса ограничен для
неавторизованных пользователей – работа с большинством
размещенных документов невозможна.
2. Доступ к РМЭБ возможен из библиотек университетов, являющихся
членами проекта РМЭБ. Данное ограничение реализовано посредством
установления перечня IP-адресов, с которых возможен доступ к сервису.
3. Доступ к РМЭБ вне территории вуза возможен посредством
идентификации через Казахстанскую студенческую идентификационную
карту или Казахстанскую универсальную карту учебного заведения.
Данные карты внедрены только 6 университетами.
4. Доступ к РМЭБ также возможен посредством авторизации через
социальные сети, при этом авторизация требует указания организации
учащимся или работником которой является пользователь, а также ввода
ответа на «вопрос дня». «Вопрос дня» является ежедневно меняющимся
паролем доступа, ответ на который размещается в аккаунтах РМЭБ в
социальных сетях vk.com и Instagram. Вопросы касаются истории и
культуры Казахстана, поле ввода ответа на вопрос не позволяет вставку
ответа из буфера обмена.
5. Размещение архива документов в виде сборников (выпуски журналов),
без постатейного размещения и возможности поиска по всем
документам. Данная особенность не позволяет производить поиск по
всем архивам выпусков, что существенно затрудняет работу с
информацией.
6. Пользовательский интерфейс не эргономичен и требует времени для
изучения.
7. РМЭБ объединяет 106 организаций, представляющих собой
университеты, колледжи и библиотеки.
Данные особенности представляют собой абсолютно излишние
инструменты усложняющие работу пользователей с сервисом, ограничивающие
круг потенциальных пользователей РМЭБ и снижающие потенциал развития
данного проекта.
Резюмируя краткий обзор казахстанских проектов в сфере открытого
доступа можно сделать следующие выводы:
1. Данные проекты реализовывались параллельно, создавались новые
сервисы вместо развития и совершенствования уже существующих
проектов.
2. Большинство сервисов предъявляют необходимость регистрации и
авторизации, что ограничивает потенциальную аудиторию и снижает
динамику ее прироста.
3. Доступ ко многим сервисам можно осуществить только с территории
организации предлагающей сервис.
4. Абсолютное большинство периодической научной литературы
размещаются в архивах по выпускам, без постатейного размещения, что
затрудняет поиск информации.
Рассмотрим ситуацию с внедрением политики открытого доступа в
научных изданиях Казахстана. Согласно Перечню изданий, рекомендуемых
Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства
образования и науки Республики Казахстан для публикации основных
результатов научной деятельности [13] в Казахстане в него включено 90
периодических казахстанских издания. Помимо данных изданий в Перечень
входят издания Российской Федерации, а также Доклады, Вестники, Известия
Академии наук стран СНГ, монографии, авторские свидетельства, свидетельства
об интеллектуальной собственности, патенты (включая положительные решения
по ним) и предпатенты.
В целях оценки уровня фактического внедрения политики открытого
доступа проведем оценку вышеуказанных 90 периодических научных
отечественных изданий согласно следующей методике (см. Табл. 2).
Таблица 2
Составлено автором
№
1
2
Источник
Критерий
информации для
Оценка
оценки
Наличие официального сайта Сайт
журнала, да / нет
журнала
или
издательства интернет
(выпускающей организации)
Наличие
актуальной
и Сайт
журнала, да / нет
достоверной информации об интернет
издательстве
(реквизиты,
наименование, адрес, контакты,
ФИО руководства) или ссылки
на его официальный сайт, где
находится данная информация
3
4
5
Наличие
актуальной
и
достоверной информации о
редакционной коллегии
Размещение
полнотекстовых
выпусков журналов в открытом
доступе
Примечания
Сайт журнала,
интернет
да / нет
Сайт журнала,
интернет
Менее 100% /
100%
Сайт журнала,
интернет
Примечания и
комментарии
Отметим, что такие критерии как наличие в открытом доступе аннотаций,
ключевых слов, информации об авторах для 100% размещенных статей, равно
как и индексирование (интегрированность) с международными системами
научной информации не рассматриваются. Результаты проведенного анализа
представлены в следующей таблице (см. Табл. 3, Рис. 2).
№
Критерий
Оценка
1
Наличие официального сайта
журнала или издательства
(выпускающей организации)
Наличие
актуальной
и
достоверной информации об
издательстве
(реквизиты,
наименование,
адрес,
контакты, ФИО руководства)
или
ссылки
на
его
официальный
сайт,
где
находится
данная
информация
Наличие
актуальной
и
достоверной информации о
редакционной коллегии
Размещение полнотекстовых
выпусков
журналов
в
открытом доступе
да / нет
Таблица 3
Составлено автором
% от
Количество
общего
81
90%
да / нет
74
82%
да / нет
62
69%
< 100%
57
63%
2
3
4
Рисунок 2. Открытый доступ в казахстанских научных изданиях
Составлено автором
К приведенным данным следует добавить следующие комментарии,
сформулированные в ходе анализа.
49% (44) журналов размещают архив выпусков единым файлом без
постатейного разделения, что усложняет дальнейшую интеграцию с
институциональными системами научного знания и поиск
информации и только 16% (14) журналов размещают публикации
постатейно;
36% (32) журнала не ведут онлайн архива выпусков как такового;
только 7% (6) журналов размещают предыдущие выпуски в 100%
объеме, что усложняет ретроспективный анализ развития науки в
профильных отраслях и способствует некорректным заимствованиям
из ранних выпусков журналов;
58% (52) журналов размещают архив выпусков не в полном объеме –
отсутствуют отдельные выпуски, либо выпуски за определенный
временной период;
некоторые журналы используют flash-модули для отображения
архива выпусков, что существенно затрудняет поиск информации;
большинство интернет-страниц журналов размещены не на
самостоятельных ресурсах, а на сайтах выпускающих организаций и
не имеют единой архитектуры, что затрудняет работу с ними;
некоторые журналы индексируются в таких системах как Ulrichs Web,
East View, eLIBRARY.ru, Киберленинка и т.д., но системный подход в
данном направлении не прослеживается;
архивы исследованных журналов, размещенные на портале
eLIBRARY.kz, недоступны.
Далее рассмотрим позицию государства в вопросах поддержки и развития
науки, а также доступа к научной информации и научной коллаборации в
частности. Прежде всего, следует рассмотреть Государственную программу
снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009
годы [12]. Целью программы являлось снижение информационного неравенства
в Республике Казахстан и достижение 20% уровня компьютерной грамотности
населения и пользователей интернета в Республике Казахстан. Задачей же
программы являлось создание благоприятных условий для эффективного
использования в повседневной жизни интернета не менее 20 % населения
Казахстана
повысить
социальную
и
экономическую
значимость
информационных ресурсов в жизни населения Казахстана.
Помимо развития физической инфраструктуры и совершенствования
правовой базы сферы ИКТ в рамках данной программы особое значение
уделялось снижению тарифов на доступ к интернету и подготовке ИТспециалистов и разработке программ компьютерной грамотности для населения
всех возрастов.
Согласно плану мероприятий данной программы [12] в рамках работы по
направлению «Формирование заинтересованности граждан в освоении
информационно-коммуникационных технологий» осуществлялась разработка
сайтов различных тематик – образование, здравоохранение, торговля, сайты
СМИ. Мероприятия и проекты в сфере открытого доступа в рамках данной
программы не были предусмотрены, т.к. интернет был крайне слабо
распространен, имелся дефицит национальных кадров в сфере ИКТ и
спрогнозировать (или создать) спрос на такие сервисы было весьма
проблематично.
Следующим рассмотренным документом является Государственная
программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019
годы [14], а также План мероприятий по реализации данной программы [15].
Общие затраты на реализацию программы из государственного бюджета
составляют 1 423,4 млрд. тенге. Данная программа имеет весьма тесную связь с
Государственной программой индустриально-инновационного развития
Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы [16].
Одними из Целей поставленными перед программой являются:
интеграция образования, науки и инноваций;
обеспечение реального вклада науки для ускоренной диверсификации
и устойчивого развития экономики страны.
К Задачам программы относятся такие положения как:
создание условий для коммерциализации результатов научных
исследований и технологий;
увеличение вклада науки в развитие экономики страны;
модернизация инфраструктуры науки;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития науки.
Рассмотрим целевые показатели в разрезе поставленных задач (см. Табл. 4).
Таблица 4
Составлено автором
Показатель
Ед. изм.
2015 – факт 2017 – план 2019 – план
Создание условий для коммерциализации результатов научных исследований и
технологий
Доля дохода от %
8
10
15
инновационной
и
научной
деятельности
от
валового
дохода
вузов ГПИИР
Доля гражданских %
13
15
30
вузов,
создавших
офисы
коммерциализации,
технопарки, бизнесинкубаторы
Увеличение вклада науки в развитие экономики страны
Доля
расходов %
21,8
23
25
бизнеса в общем
объеме затрат на
НИОКР
Прирост
%
0
5
10
национальных
патентов от общего
количества
национальных
патентов в 2014 г.
Модернизация инфраструктуры науки
Количество
Единица
43
76
109
внедренческих
подразделений
в
вузах и НИИ
Коэффициент
%
10
12
15
обновления
научного
оборудования
в
государственных
вузах и НИИ
Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития науки
Доля
%
59,9
69,9
75
высокоэффективных
и
среднеэффективных
проектов в общем
количестве
проектов
прикладных
исследований
Рост эффективности %
5
7
10
деятельности
научных
организаций
в
соответствии
с
рейтинговой
оценкой
деятельности
научных
организаций
и
ученых
Как видим, ряд взаимосвязанных задач имеют весьма различные критерии
оценки эффективности, характеризующиеся слабой проработкой качественных
критериев оценки. Далее рассмотрим ряд бюджетных программ и их систем
оценки эффективности в целях формирования более предметного представления
о ходе реализации государственной программы и ее системе мониторинга.
Рассмотрим бюджетную программу 219 «Обеспечение доступа к научноисторическим ценностям, научно-технической и научно-педагогической
информации», администратором которой является Министерство образования и
науки Республики Казахстан [17], опубликованную в 2016 г.
Целью бюджетной программы является: «Обеспечение доступа граждан
Республики Казахстан к информационному пространству для удовлетворения
образовательных потребностей и пропаганды достижений отечественной
науки».
Задачами бюджетной программы являются: «Увеличение публикаций в
международных журналах от общего количества публикаций по данным
Thomson Reuters u Scopus к 2017 году – 12%, к 2018 году – 16%, к 2019 году –
19%.; увеличение уровня цитируемости публикаций по базе Web of Science Core
Collection (Thomson Reuters ), к 2017 году – 35%, к 2018 году – 40 %, к 2019 году
50%».
Подпрограмма 1 «Обеспечение доступа к научно-историческим ценностям»
призвана обеспечить доступ населения к научно-исторической информации,
музеям и т.д. При этом Подпрограмма имеет четкий ориентир на
«распространение знаний о жизни и деятельности видного ученого, первого
президента Академии наук Казахстан К.И. Сатпаева».
Подпрограмме 2 «Обеспечение доступности научной, научно-технической
и научно-педагогической информации» представляет собой организацию
библиотечного,
справочно-библиографического
и
информационного
обслуживания, оказание информационных и методических услуг для научноисследовательских организаций и исследователей, а также расширения
библиотечного фонда за счет научных изданий.
Таблица 5.
Составлено автором по материалам [17]
Показатель
ед. изм. 2015 –
2016 –
2017 –
2018 –
2019 –
отчет
план
план
план
план
Обеспечение доступа к научно-историческим ценностям
Количество
Единица 15
15
15
15
15
материалов
опубликованных
о
творчестве
ученого
К.И.
Сатпаева
Количество
Единица 7 150
7 300
7 300
7 400
7 400
граждан
посетивших
музеи
Количество
Единица 0
87
93
93
93
проведенных
экскурсий для
учащихся
и
студентов
Расходы
по Тыс.
14 375,4 18 427
18 835
19 706
19 850
подпрограмме
тенге
Обеспечение доступности научной, научно-технической и научнопедагогической информации
Количество
Единица 152 952
138 000 138 000 138 000 138 000
изданных
актуальных
изданий
и
литературы
библиотечного
фонда
Количество
Единица 87 423
87 420
87 560
87 560
87 560
изготовленных
экспонатов
музейных
фондов
и
документов
электронных
коллекции
Количество
Единица 1
1
1
1
1
подготовленного
и
изданного
Национального
доклада по науке
Количество
Единица 2 898
1 750
2 500
2 500
2 500
подготовленных
непубликуемых
документов для
формирования
государственного
фонда
Количество
Единица 3
2
2
2
2
изданных
международных
издательств
согласно
заключенным
соглашениям по
доступу
к
электронным
научным базам
Расходы
по Тыс.
2 495 412,2 2 608
2 651
2 679
2 684
подпрограмме
тенге
983
151
490
376
Далее рассмотрим бюджетную программу 225 «Базовое финансирование
субъектов научной и/или научно-технической деятельности», администратором
которой также является Министерство образования и науки Республики
Казахстан [18], опубликованную в 2016 г.
Целью бюджетной программы является: «Текущее обеспечение научной
инфраструктуры и имущества научных организаций».
Задачей бюджетной программы является: «Прирост исследователей от
общего количества исследователей в 2014 году: к 2017 году – 10,2%, к 2018 году
– 16%, к 2019 году -18%».
Данная бюджетная программа не имеет в своей структуре подпрограмм и
состоит из единственного направления, показателями прямого результата
которого представлены далее (см. Табл. 6).
Показатель
ед. изм.
2015 –
отчет
Единица 2 242
Количество
проводимых
научных
исследований
учеными
и
инженерами
Расходы
по Тыс.
подпрограмме
тенге
4 896
667
Таблица 6.
Составлено автором по материалам [18]
2016 –
2017 –
2018 –
2019 –
план
план
план
план
963
1 456
1 456
1 456
4 953
445
5 286
720
5 490
074
5 568
178
Министерство образования и науки Республики Казахстан является
администратором бюджетной программы 217 «Развитие науки» [19]. Структура
данной программы включает в себя 4 подпрограммы:
1. Программно-целевое финансирование субъектов научной и/или научнотехнической деятельности;
2. Грантовое финансирование научных исследований;
3. Проведение государственной научно-технической экспертизы;
4. Государственные премии и стипендии.
Целью бюджетной программы является: «Повышение эффективности
научных исследований, повышение вклада науки в диверсификацию экономики
и устойчивое развитие страны».
Задачей бюджетной программы является: «Доля коммерциализированных
проектов к общему количеству прикладных НИР (в качестве показателя
эффективности передачи знаний в экономику), к 2017 году – 17,5%, к 2018 году
– 17,8%, к 2019 году – 19%. Доля высоко, среднеэффективных проектов в общем
количестве прикладных исследований (проектов) к 2017 году – 69,9%, к 2018
году – 72,4%, к 2019 году – 75%».
Рассмотрим прямые показатели эффективности данной бюджетной
программы в разрезе подпрограмм (см. Табл. 7).
Таблица 7.
Составлено автором по материалам [19]
Показатель
ед. изм. 2015 – 2016 – 2017 – 2018 – 2019 –
отчет
план
план
план
план
Программно-целевое финансирование субъектов научной и/или научнотехнической деятельности
Количество
Единица 87
73
56
56
56
проведенных научнотехнических
программ в рамках
программно-целевого
финансирования
Расходы
по Тыс.
12 430 14 855 13 663 11 008 11 008
подпрограмме
тенге
179,8
130
372
321
808
Грантовое финансирование научных исследований
Количество
Единица 2 155
890
1 400
1 400
1 400
проведенных научных
проектов в рамках
грантового
финансирования
Расходы
по Тыс.
16 728 11 904 10 961 10 969 10 969
подпрограмме
тенге
671,2
000
984
126
126
Проведение государственной научно-технической экспертизы
Количество
Единица 5 100
11 000 11 000 11 000 11 000
проведенных научнотехнических
экспертиз объектов
ГНТЭ
Расходы
по Тыс.
1 095 1 580 1 580 1 580 1 580
подпрограмме
тенге
826
249
249
249
249
Государственные премии и стипендии
Количество
Единица 34
32
32
32
32
выплаченных
пожизненных
ежемесячных
стипендии
Президента
Республики Казахстан
действительным
членам Национальной
академии
наук
Республики Казахстан
и Казахской академии
сельскохозяйственных
наук
Количество
выплаченных
государственных
научных стипендий
Количество
выплаченных
именных премий в
области науки
количество
выплаченных
государственных
премий в области
науки и техники им.
Аль-Фараби
Количество
выплаченных
государственных
молодежных премий
«Дарын»
Расходы
по
подпрограмме
Единица 75
75
75
75
75
Единица 6
6
6
6
6
Единица 7
0
7
0
7
Единица 0
10
0
10
0
Тыс.
тенге
105 686 241 618 120 343 256 906
227
766,9
Следующей бюджетной программой рассматриваемой в рамках настоящей
статьи является программа Министерства образования и науки Республики
Казахстан 001 «Формирование и реализация государственной политики в
области образования и науки» [20], состоящей из 3 подпрограмм:
1. Обеспечение деятельности уполномоченного органа по реализации
государственной политики в области образования и науки;
2. Обеспечение
функционирования
информационных систем
и
информационно-техническое обеспечение государственного органа;
3. Капитальные расходы Министерства образования и науки Республики
Казахстан.
Рассмотрим прямые показатели эффективности данной бюджетной
программы в разрезе подпрограмм (см. Табл. 8).
Таблица 8.
Составлено автором по материалам [20]
Показатель
ед. изм.
2015 – 2016 – 2017 – 2018 – 2019 –
отчет
план
план
план
план
Обеспечение деятельности уполномоченного органа по реализации
государственной политики в области образования и науки
Количество
Человек 30
30
0
0
0
сотрудников
МОН,
прошедших
повышение
квалификации
Количество
Единица 47
45
5
3
0
организаций,
в
которых проведена
государственная
аттестация
Количество
Единица 38
20
35
35
35
организаций,
проверенных
на
соблюдение
законодательства
Республики Казахстан
в области образования
Количество
Единица 104
118
118
145
139
субъектов,
охваченных
государственным
контролем в области
охраны прав и защиты
детей
Количество
Единица 640
820
820
820
820
рассмотренных
аттестационных дел
Количество
Единица 2 102
2 097
2 244
2 383
2 219
организаций,
в
которых проведена
государственная
аттестация
на
местном уровне
Расходы
по Тыс.
3 050 3 439 4 218 4 419 4 525
подпрограмме
тенге
949
693
137
681
964
Обеспечение функционирования информационных систем и информационнотехническое обеспечение государственного органа
Количество
Единица 1
497
2
2
2
установленного
программного
обеспечения
и
сопровождения
информационных
систем
Расходы
по Тыс.
79 784
113 728 238 160 185 707 185 825
подпрограмме
тенге
Капитальные расходы Министерства образования и науки Республики
Казахстан
Количество
Единица 94
4
376
37
0
приобретенных
основных средств
Расходы
по Тыс.
142 959 2 360
61 746 10 496 0
подпрограмме
тенге
Таким образом, рассмотренные бюджетные программы в сфере развития
науки в Казахстане допускают разночтения в толковании показателей
эффективности и характеризуются отсутствием:
детализации статей расходов и их обоснованием;
показателей
эффективности
позволяющих
непосредственно
осуществлять мониторинг степени достижения целей и задач;
требований к качественным характеристикам и степени
удовлетворения конечных потребителей результатов мероприятий.
При этом, следует отметить, что динамика общего объема финансирования
по рассмотренным бюджетным программам является отрицательной – общее
снижение объема финансирования составляет -15,43% (см. Табл. 9).
Таблица 9.
Составлено автором
Показатель
ед. изм. 2015 –
2016 –
2017 –
2018 –
2019 –
отчет
план
план
план
план
Объем
Тыс.
33 756 32 019 30 984 28 313 28 546
финансирования тенге
136
273
101
629
728
по бюджетным
программам
Динамика
в %
N/A
-5,15
-3.23%
-8.62%
+0.82%
сравнении
с
предыдущим
периодом
Таким образом, мы можем заключить, что основными документами,
регламентирующими государственную политику, и их системами оценки
эффективности не предусмотрена поддержка политики открытого доступа и
отсутствуют ориентиры развития и мероприятия в части развития научной
коммуникации. Налицо имеются методологические проблемы политики
государственного планирования системного характера.
Традиционно научно-исследовательская инфраструктура включает в себя
не только структурные подразделения (академические, исследовательские,
производственные, коммерческие и вспомогательные), их материальнотехническое и кадровое обеспечение, используемое в процессе реализации
фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, но также
и информационное обеспечение, которым располагают пользователи
инфраструктуры в ходе осуществления своей деятельности. Системная
поддержка распространения политики открытого доступа со стороны
академического сообщества и государства является одним из наиболее
критичных составляющих развития информационной исследовательской
инфраструктуры.
На основании проведенного анализа участия казахстанских деятелей и
организаций в международных инициативах открытого доступа, сервисов и
проектов в сфере открытого доступа, НПА и государственных бюджетных
программ, можно сделать заключение о том, что Министерство образования и
науки Республики Казахстан не ставит перед собой стратегических задач по
поддержке политики открытого доступа в распространении научной
информации.
Ожидание изменений в государственной политике в сфере науки является
весьма рискованным и непродуктивным сценарием развития, в связи с этим
предлагается реализация интернет-проекта научной коммуникации частной
организацией или группой лиц, предоставляющего следующие сервисы:
1. Разъяснительные статьи по интеграции в мировое научное сообщество и
международные наукометрические системы для исследователей;
2. База данных научных журналов Казахстана: информация о
редакционных коллегиях (в т. ч. о бывших членах), индексы
цитируемости изданий, включение журнала в международные базы
данных и постатейное размещение архива выпусков;
3. Сервис публикации и обсуждений препринтов работ;
4. База резюме исследователей и преподавателей – контакты,
международные идентификаторы (ORCID, SPIN, Scopus ID и т.д.) опыт
профессиональной, научной и педагогической работы, публикации,
образование и сферы научных интересов.
В целях более широкого раскрытия потенциала проекта, базовыми
принципами функционирования сервисов должны являться:
1. Доступность
основных
сервисов
для
всех
потенциально
заинтересованных лиц без необходимости в регистрации (авторизации);
2. Поддержание актуальности и достоверности размещаемой информации.
Данный инфраструктурный проект станет основой для разработки
Казахстанской национальной программы открытого доступа, либо местной
инициативы в сфере открытого доступа, а также обеспечит развитие научной
коммуникации, интеграции казахстанских исследователей в мировое научное
сообщество и позволит не только повысить качество публикуемых научных
работ, но и предоставить информационное обоснование для выбора
университетов абитуриентами и т.д. Вопрос об источниках и объеме
финансирования разработки и сопровождения такого проекта может считаться
наиболее критичным в условиях отсутствия культуры оказания услуг pro bono со
стороны предпринимательства. В дальнейшем возможен переход проекта к
модели государственно-частного партнерства, но инициация такого рода
проекта со стороны государства выглядит крайне маловероятной.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Источник информации
Read the Budapest Open Access Initiative [Электрон.ресурс] – 2017 –
URL: http://www.budapestopenaccessinitiative.org/read (дата обращения
30.05.17)
Budapest Open Access Initiative – View Signatures [Электрон.ресурс] –
2017 – URL: http://www.budapestopenaccessinitiative.org/list_signatures
(дата обращения 30.05.17)
Budapest Open Access Initiative: Frequently Asked Questions
[Электрон.ресурс]
–
2017
–
URL:
http://legacy.earlham.edu/~peters/fos/boaifaq.htm
(дата
обращения
30.05.17)
European cultural heritage online charter [Электрон.ресурс] – 2017 – URL:
http://echo.mpiwg-berlin.mpg.de/policy/oa_basics/charter (дата обращения
30.05.17)
Berlin Declaration – Signatories [Электрон.ресурс] – 2017 – URL:
https://openaccess.mpg.de/319790/Signatories (дата обращения 30.05.17)
About Us - Ranking Web of World repositories [Электрон.ресурс] – 2017 –
URL: http://repositories.webometrics.info/en/About_Us (дата обращения
30.05.17)
Национальная академическая библиотека Республики Казахстан
[Электрон.ресурс] – 2017 – URL: http://www.nabrk.kz/wps/portal/nabrk/
(дата обращения 30.05.17)
Казахстанская
национальная
электронная
библиотека
[Электрон.ресурс]
–
2017
–
URL:
http://www.kazneb.kz/wps/portal/kazneb/ (дата обращения 30.05.17)
Электронная библиотека Национального центра научно-технической
информации [Электрон.ресурс] – 2017 – URL: http://www.elibrary.kz/
(дата обращения 30.05.17)
10. Государственная научно-техническая библиотека [Электрон.ресурс] –
2017 – URL: http://www.rntb.kz/ (дата обращения 30.05.17)
11. Республиканская
межвузовская
электронная
библиотека
[Электрон.ресурс] – 2017 – URL: http://rmebrk.kz/ (дата обращения
30.05.17)
12. Программа снижения информационного неравенства в Республике
Казахстан на 2007-2009 годы (утверждена Постановлением
Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 года N 995.
Утратила силу постановлением Правительства Республики Казахстан
от 14 апреля 2010 года N 302) [Электрон.ресурс] – 2017 – URL:
https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_mini
str_rk/hozyaystvennaya_deyatelnost/id-P060000995_/ (дата обращения
30.05.17)
13. Перечень изданий, рекомендуемых Комитетом по контролю в сфере
образования и науки Министерства образования и науки Республики
Казахстан для публикации основных результатов научной деятельности
[Электрон.ресурс] – 2017 – URL: http://control.edu.gov.kz/ru/perechenizdaniy-rekomenduemyh-komitetom-po-kontrolyu-v-sfere-obrazovaniya-inauki-ministerstva (дата обращения 30.05.17)
14. Государственная программа развития образования и науки Республики
Казахстан на 2016 – 2019 годы (утверждена Указом Президента
Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205) [Электрон.ресурс] –
2017
–
URL:
https://tengrinews.kz/zakon/prezident_respubliki_kazahstan/hozyaystvennay
a_deyatelnost/id-U1600000205/ (дата обращения 30.05.17)
15. План мероприятий по реализации Государственной программы
развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019
годы (утвержден Постановлением Правительства Республики
Казахстан от 25 апреля 2016 года № 243) [Электрон.ресурс] – 2017 –
URL:https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer
_ministr_rk/obpazovanie/id-P1600000243/ (дата обращения 30.05.17)
16. Государственная программа индустриально-инновационного развития
Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы (утверждена Указом
Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874)
[Электрон.ресурс]
–
2017
–
URL:
https://www.baiterek.gov.kz/ru/activities/state-programs/gpiir-2/
(дата
обращения 30.05.17)
17. Обеспечение доступа к научно-историческим ценностям, научнотехнической и научно-педагогической информации [Электрон.ресурс]
–
2017
–
URL:
https://budget.egov.kz/budgetprogram/budgetprogram?govAgencyId=583&
budgetId=4207 (дата обращения 30.05.17)
18. Базовое финансирование субъектов научной и/или научно-технической
деятельности
[Электрон.ресурс]
–
2017
–
URL:
https://budget.egov.kz/budgetprogram/budgetprogram?govAgencyId=583&
budgetId=4283 (дата обращения 30.05.17)
19. Развитие
науки
[Электрон.ресурс]
–
2017
–
URL:
https://budget.egov.kz/budgetprogram/budgetprogram?govAgencyId=583&
budgetId=4282 (дата обращения 30.05.17)
20. Формирование и реализация государственной политики в области
образования и науки [Электрон.ресурс] – 2017 – URL:
https://budget.egov.kz/budgetprogram/budgetprogram?govAgencyId=583&
budgetId=3954 (дата обращения 30.05.17)
21. Семячкин Д.А., Сергеев М.А., Кисляк Е.В. Возможные пути развития
открытой науки в России // Научная периодика: проблемы и решения.
2015.
№2
[Электрон.ресурс]
–
2015
–
URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnye-puti-razvitiya-otkrytoy-nauki-vrossii (дата обращения 30.05.17)
22. Лавренова О. А. Развитие проекта библиотеки электронных
диссертаций и авторефератов в открытом доступе // Образовательные
технологии и общество. 2006. №3. [Электрон.ресурс] – 2006 – URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-proekta-biblioteki-elektronnyhdissertatsiy-i-avtoreferatov-v-otkrytom-dostupe (дата обращения 30.05.17)
23. Гринберг Марк Л. Подводные камни системы публикаций открытого
доступа: мнения в разных странах мира // Научная периодика:
проблемы и решения. 2014. №2 (20) [Электрон.ресурс] – 2014 – URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/podvodnye-kamni-sistemy-publikatsiyotkrytogo-dostupa-mneniya-v-raznyh-stranah-mira
(дата
обращения
30.05.17)
24. Семячкин Д.А., Кисляк Е.В., Сергеев М.А. Научные электронные
библиотеки: актуальные задачи и современные пути их решения //
Научная периодика: проблемы и решения. 2013. №2 (14)
[Электрон.ресурс]
–
2013
–
URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-elektronnye-biblioteki-aktualnyezadachi-i-sovremennye-puti-ih-resheniya (дата обращения 30.05.17)
25. Абрамов Е.Г. Признание модели журналов открытого доступа как
способ повышения качества научных публикаций в России // Научная
периодика: проблемы и решения. 2013. №2 (14). [Электрон.ресурс] –
2013 – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/priznanie-modeli-zhurnalovotkrytogo-dostupa-kak-sposob-povysheniya-kachestva-nauchnyhpublikatsiy-v-rossii (дата обращения 30.05.17)
26. Эмметт Л. Ада, Гринберг Марк Л., Питерсон Эндрю Т. Проблема
модели Open Access и платы авторов за публикацию: обеспечение
доступа читателей и авторов в рамках мирового научного сообщества //
Научная периодика: проблемы и решения. 2013. №5 (17).
27.
28.
29.
30.
31.
[Электрон.ресурс]
–
2013
–
URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/problema-modeli-open-access-i-platyavtorov-za-publikatsiyu-obespechenie-dostupa-chitateley-i-avtorov-vramkah-mirovogo-nauchnogo (дата обращения 30.05.17)
Семячкин Д.А. Открытый доступ к науке: мифы и реальность //
Университетская книга. 2014. №3. [Электрон.ресурс] – 2014 – URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/otkrytyy-dostup-k-nauke-mify-i-realnost
(дата обращения 30.05.17)
Маниковский П.М. Единый инструмент открытого доступа к
электронным образовательным ресурсам сайт Научной библиотеки
Забайкальского государственного университета // 2014. №1 (37)
[Электрон.ресурс]
–
2014
–
URL:
30.
http://cyberleninka.ru/article/n/edinyy-instrument-otkrytogo-dostupa-kelektronnym-obrazovatelnym-resursam-sayt-nauchnoy-bibliotekizabaykalskogo-gosudarstvennogo (дата обращения 30.05.17)
Познански Э. Финансирование открытого доступа // 2014. №2 (20)
[Электрон.ресурс]
–
2014
–
URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/finansirovanie-otkrytogo-dostupa
(дата
обращения 30.05.17)
Буйницкая О.П., Грицеляк Б.И. Институционный репозиторий как
средство повышения научного рейтинга преподавателя // 2014. №1.
[Электрон.ресурс]
–
2014
–
URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/institutsionnyy-repozitoriy-kak-sredstvopovysheniya-nauchnogo-reytinga-prepodavatelya
(дата
обращения
30.05.17)
Богданова Ирина Феликсовна Онлайновое пространство научных
коммуникаций // 2010. №1. [Электрон.ресурс] – 2014 – URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/onlaynovoe-prostranstvo-nauchnyhkommunikatsiy-1 (дата обращения: 30.05.2017).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывАвтор данной статьи затрагивает глобальную на данный момент тему в Казахстане: Открытый доступ к научным работам. Мне радостно, что автор понимает всю важность инициативы Открытого доступа и глубоко на прмерах показывает ситуации зарубежных стран. Я полностью поддерживаю автора в необходимости глубокого распространения идеи открытого доступа. Еще раз убеждаюсь, что ВУЗы Казахстана не совсем понимают важность создания Институциональных Репозиториев. Данная работа служит началаом для дальнейшего размышления и действия в пользу поддержки идеи открытого доступа в Казахстане.
Согласен с автором.
Данная работа затрагивает актуальный и важный вопрос в современной казахстанской науке – проблема открытого доступа к результатам научной (научно-технической) деятельности. Вначале статьи исследователем четко обозначена цель и задачи исследования, наряду с этим введены основные понятия, базовые принципы, международные договоры, которыми регламентированы изучаемые процессы. Обоснованно объяснение основных положений Будапештской инициативы, которая была провозглашена 14 февраля 2002 г. и является первым международным соглашением в сфере открытого доступа, и представляет собой результат деятельности рабочей группы Open Society Institute. Затем нескольких других не менее важных международных соглашений, которые впоследствии расширили географию научных организаций поддерживающие данные инициативы: Бетесдское заявление об открытом доступе к публикациям и Берлинская Декларация об открытом доступе к научному и гуманитарному знанию. Но в тоже время автор напоминает читателям, что количество подписантов не показатель уровня реального внедрения политики открытого доступа на местах. Более полная картина и объективные данные, по мнению автора, представлены в результатах такого проекта как Рейтинговая сеть мировых репозиториев. В нем можно увидеть положение Казахстана, у которого на данный момент имеется 7 университетских репозиториев, и оценить их по таким критериям как место, размер, качество и количество публикаций, уровень видимости. Кроме того в статье развернуто дана характеристика и ряду проектов открытого доступа реализацией которых осуществлялась крупными библиотеками страны. Показаны как положительные, так и отрицательные моменты. В заключении автор подводит к итогу о том, что многочисленные программы, проекты, ресурсы, направленные на развитие данного направления не принесли значимых результатов. В статье широко используется богатый фактологический материал, статистические данные. Предлагаемая инициатива имеет под собой глубокое понимание теории и особенности практического применения технологии открытого доступа.