Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
В данной статье представлены результаты теоретического обзора научной литературы по проблеме мотивации подростков к учебной деятельности.
Белгородский государственный университет - национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 51,1 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Черенкова Светлана Викторовна, студент, НИУ «БелГУ», Россия, г.Белгород Воротынцева Дарья Алексеевна, ассистент кафедры общей и клинической психологии факультета психологии НИУ «БелГУ», Россия, г.Белгород THE MOTIVATION OF ADOLESCENTS IN LEARNING ACTIVITIES Cherenkova Svetlana Viktorovna, student, Belgorod State University, Russia, Belgorod Vorotyntseva Daria Alexeevna, assistant of the Department of general and clinical psychology, faculty of psychology, Belgorod State University, Russia, Belgorod АННОТАЦИЯ В данной статье представлены результаты теоретического обзора научной литературы по проблеме мотивации подростков к учебной деятельности. ABSTRACT This article presents the results of a theoretical review of the scientific literature on the problem of motivation of adolescents to educational activities.
Ключевые слова: подростки, мотивация, мотивационная сфера личности, учебная деятельность. Keywords: teenagers, motivation, motivational sphere of personality, educational activity Мотивационная сфера личности представляет собой одну из фундаментальных проблем, которой занимаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Значимость разработки данной проблемы обусловлена необходимостью анализа источников активности человека, движущих сил его поведения и деятельности. Так, мотивационная иерархической сфера организацией всей личности системы является побуждений активности личности, которая включает в себя потребности, при осознании которых формируется комплекс внутренних и внешних мотивов, определяющих через селекцию побуждений, направленность активности и ценностное отношение характер деятельности по достижению поставленной цели, которая, при высоком уровне притязаний, трансформируется в новую потребность [4]. Вопросы, связанные с мотивацией поведения человека, привлекали внимание еще древних философов. Вплоть до XIX века большинство научных исследований мотивации располагались в русле философских течений. Лишь во второй половине XIX века данная проблема приобрела сугубо научный характер [1]. Особо пристальное внимание исследователи уделяют проблеме мотивации учебной деятельности, т.к. в процессе обучения в подростковом и юношеском возрасте мотивация позволяет достичь определенных целей, данное качество в
последующем с годами развивается и помогает достигать вершин в будущем. Существует множество подходов к определению границ подросткового возраста. Так, Э. Эриксон считал, что подростковый возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается от 13 до 19 лет, тогда как, согласно точке зрения В.С. Мухиной, подростковый возраст начинается с 11-12 лет и продолжается до 14-15 лет. Отличие между подходами различных авторов заключается в том, что одни психологи относят подростковый период к юности, а другие – нет. Однако, согласно, всем подходам к периодизации юношеского возраста, данный период отличает переход к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, формирование собственного мировоззрения. Одной из предпосылок, вызывающих отставание при обучении в данном возрасте, является соответствующая для подросткового возраста неустойчивость устремлений, повышенный интерес к внеучебным занятиям и увлечениям. Присутствие различных внеучебных интересов подростков связано с важными особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. Зачастую бывает так, что на начальных этапах изучения предмета учащиеся очень активы, им интересно познание нового. Но потом этот интерес ослабевает. Поэтому очень важно его поддерживать [3]. Процесс развития мотивации включает в себя следующие этапы: учебной деятельности
1. Актуализация мотивов, проблематизация содержания деятельности. Данный этап характеризуется осознанием личности своих потребностей, целей, специфики предстоящей деятельности, ее ценностной значимости и места в системе профессиональной имеющихся подготовки, ресурсов а также (внутренних и особенностей внешних) для ее реализации. 2. Поисковый этап. На данном этапе необходимо планировать постановку задач как предстоящей деятельности, так и своего профессионального развития, а также осуществление поиска недостающих ресурсов (знаний, умений, навыков) для ее реализации и их присвоение. 3. Инструментальный непосредственной этап. деятельности, Он базируется связанной с на выполнением задач разного уровня сложности, делегирование и принятие ответственности за процесс и результат деятельности, а также применение найденных на предыдущем этапе ресурсов. Важно отметить, что коммуникации данный и этап также взаимодействии основывается личности с на другими участниками процесс для его полноценной реализации. 4. Рефлексивный осуществленной этап. Происходит деятельности: уровень осознание достижения поставленных целей (личностных целей и целей деятельности), удач и трудностей при выполнении деятельности, характер используемого затруднений, инструментария а также свое для решения эмоционального возникающих состояния в процессе совершения деятельности и по ее окончании [2]. На каждом этапе должны быть созданы условия для развития определенных компонентов мотивационной сферы, к
которым мы, вслед за В.Г. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым и Э.Д. Телегиным, относим: потребность побуждающее к (субъективное деятельности и внутреннее состояние, представляющее собой отражение необходимости человека в чем-либо); мотив который (материальный побуждает и или направляет идеальный на себя «предмет», деятельность, удовлетворяющую определенные потребности субъекта); цель (мысленное предвосхищение желаемых результатов деятельности); направленность ориентированность поступков (устойчивая мыслей, человека, чувств, которая устремленность, желаний, является фантазий, следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотивов); профессиональные оценочной, пробы (в проектировочной, организаторской, прогностической, конструктивной, коммуникативной деятельности), осуществляемые в реальном или имитационном процессах; и включающие в себя отдельные действия как структурные единицы деятельности, направленные на достижение осознаваемой цели. При планировании деятельности важен учет развития способов регуляции активности (информационный, волевой, социальный, эмоциональный, ценностный). Список литературы 1. Аникевич, Е.Н. Повышение мотивации: новые методы и приемы / Е.Н. Аникевич // Язык как система коммуникативных операций: Сб.научных ст. - Мн.: Сборник научных статей БГПУ им. М. Танка. – 2012.
2. Косицина, Н. Педагогические условия развития способности к самоопределению у старшеклассников / Н. Косицина // Развитие личности. - 2000. 3. Лусканова, Н.Г. Методики определения отношения учащихся к школе и школьным предметам / Н.Г. Лусканова - М.: Просвещение, 2014. – 251 с. 4. Мешков, Н.И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии / Н. И. Мешков, Д. Н. Мешков // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1. – С. 37–43.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв