О.А.Румянцева (Юнтунен), Н.Е.Старосельская
Начальный этап коррекционной работы с неговорящими детьми.
опубликовано: //Проблемы детской речи –1996: материалы межвузовской конференции, СПб:
Образование, 1996.
В наш Центр с двухлетнего возраста принимаются дети, страдающие алалией. За основу работы с
ними приняты идеи и методические разработки Н.Н.Трауготт, М.Е.Хватцева, М.Ф.Брунс,
В.К.Орфинской, А.С.Фельдберг и др.
Любые занятия по развитию речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания
обращенной к ним речи, с развития неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления и
т.д.
Особое значение мы придаем:
1) развитию слухового внимания и памяти (ребенка учат различать звучание музыкальных
игрушек и других предметов, определять последовательность их звучания и местоположение
звучащего предмета в пространстве);
2) развитию зрительного внимания и памяти (необходимо, чтобы ребенок научился находить и
показывать пальцем игрушку, картинку, соотносить их со словами-названиями, удерживать в
памяти ряд предметных образов (игрушки, предметы, картинки));
3) развитию пространственных представлений (сначала по подражанию логопеду, а затем по
речевой инструкции ребенка учат располагать картинки в пространстве, складывать
разрезные картинки);
4) воспитанию у ребенка подражательности: подражательно моторике, сначала общей, затем
ручной и артикуляторной (по В.К.Орфинской);
5) научению длительному управляемому ротовому неречевому выдоху с помощью
упражнений: дутье на вату, пушинку, в бутылочку, в трубочку и т.д.
Наряду с развитием импрессивной речи осуществляется обучение активной речи на материале
звукоподражаний с опорой на соответствующие игрушки и картинки.
Методика использования звукоподражаний предусматривает определенную последовательность.
В начале работы логопед предъявляет ребенку пять знакомых изображений животных, «крики»
которых можно обозначить фонетически простыми звуками-эквивалентами или звукосочетаниями:
«му» - корова, «пи» - мышка, «у» - волк, «и» - зайка, «га» - гусь и т.д. Логопед держит картинку рядом
со своим ртом для того, чтобы ребенок одновременно мог видеть и изображение животного, и
движения артикуляторных органов логопеда, произносящего соответствующие изображению
звукокомплексы.
В процессе предъявления всех картинок одни дети пытаются повторять сразу за логопедом, другие
только шевелят губами, а часть детей просто следят за его действиями. Если ребенок не делает
никаких попыток к повторению, можно разложить картинки перед ним и попросить: «Дай му», «Дай
пи»; чтобы сформировать условную связь звучания и изображения, необходимо назвать животное.
Естественно, при повторении ребенок испытывает трудности артикулирования отдельных звуков, и в
этих случаях рекомендуются соответствующие артикуляторные упражнения. Например, если при
имитации во волка (у-у-у) ребенок не может вытянуть губы вперед, его следует учить дуть в трубочки,
обнимая их губами, при этом диаметр предлагаемых трубочек постепенно уменьшается; если
ребенок не в состоянии сомкнуть губы при подражании пищанию мышки (пи), рекомендуются
упражнения «пузырек» (надуть щеки и резко «разорвать» смычку губ), «воздушный поцелуй», либо
простое механическое сжимание губ пальцами.
В последующие занятия постепенно увеличивается количество предъявляемых картинок с
изображениями животных, рекомендуются необходимые артикуляторные упражнения. Подобным
образом подготавливается артикуляторная база для правильного произношения, и ребенку
становится доступной артикуляция практически всех звуков по подражанию.
Многие звукоподражания по своему составу напоминают лепетную речь – обязательный этап
нормального развития речи ребенка. Однако у большинства детей с алалией лепет отсутствовал или
был ограничен. Поэтому с помощью этого способа удается развить фонетическую сторону речи.
Принятые в русском языке звукоподражания включают в себя практически все звуки русского языка.
Нами используется обычно около 30 звукоподражаний, обозначающих «крики» животных, а также
около 100 слов-звукоподражаний различного характера, типа «шлеп», «бух», «ту-ту». Заучивая
«крики» по подражанию за логопедом, дети неспецифическими методами овладевают правильным
звукопроизношением.
В работу со звукоподражаниями постепенно вводится фраза с употреблением названия кричащего
животного: «Корова – му», «Собака – ав» и т.д.
На дальнейших этапах фраза увеличивается до трех слов: «Корова мычит «му»», «Собака лает «ав»»
и т.д.
Предлагаемая нами методика использования звукоподражаний при одновременном развитии всех
психических функций ребенка и его импрессивной речи в большинстве случаев способствует
появлению активной речи. Для закрепления звкоподражаний родителям рекомендуется петь
народные песенки, потешки, прибаутки, колыбельные, в которых содержатся слова ниболее
близкие, понятные, доступные ребенку.
Реальная мотивированность каждого звукокомплекса раскрывает очень знакомое и понятное для
ребенка лексическое значение.
Некоторые слова русского языка образовались от звукоподражаний (ж-ж-ж – жужжать – жук –
жужелица, ку-ку – кукушка). Следовательно, звукоподражания дают представления и об этимологии
слов.
Эти звуковые комплексы служат и для понимания переносных значений слов и выражений, таких как
не каркай, лаяться, куковать и др. Следовательно, овладение ими способствует дальнейшему
обогащению импрессивного словаря.
Полисемантизм употребления слова-звукоподражания позволяет одним и тем же звукокомплексом,
например «хрю», обозначить и свинью, и поросенка, и «свинья идет», и грязнулю, и хрюкание – все,
что связано с образом свиньи, т.е. звукоподражание может заменять не только существительные, но
и глаголы, прилагательные, междометия. Такое расширение значений позволяет ребенку усложнять
синтаксические связи и строить фразы типа «Мяу топ», «Ава па», «Би-би ку-ку», «Она делает чик»,
«Оля села и би-би».
При этом до минимума сокращаются такие нарушения слоговой структуры, как опускание,
перестановка звуков, слогов; слова (фразы) максимально приближаются к понятному звучанию.
Как только у ребенка сформировалась минимальная фонетическая база, следует вводить в
дидактические игры типа лото, домино и др. простые, строго заданные фразы: «У меня утка»,
«Дай…», «Это…», «Я взял…», «Я ставлю…» и т.п., которые он уже способен повторить вслед за
логопедом.
Методика использования звукоподражаний в начале работы с неговорящими детьми позволяет
достичь следующих результатов:
1. Создание более естественной мотивации для овладения ребенком собственной
экспрессивной речью. Использование звукоподражаний играет психотерапевтическую роль:
используя звукоподражания, ребенок получает одобрение, похвалу со стороны взрослых, у
него исчезает негативизм, появляется уверенность в своих силах и желание говорить.
2. Развитие способности к подражанию речи, действиям взрослых.
3. Создание основы для построения фразы, овладения грамматическими средствами и для
расширения словаря.
4. Воспитание правильного звукопроизношения.
5. Помощь в обучении детей чтению.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв