Нарративные модальности в структуре романа Е. Водолазкина «Соловьев и Ларионов»: литературоведческий и методический аспекты

Нарративный подход – одно из активно развивающихся направлений современного литературоведения, которое используется в различных областях, Л.В. Комуцци называет его «огромным междисциплинарным полем исследования» . На сегодняшний день понятие «нарративность» трактуется в контексте исследовательских работ по «классической нарратологии», восходящих к трудам Ц. Тодорова, Р. Барта, Ж. Женетта и др., в трудах которых реализовывалась задача выявления грамматики рассказывания, основывающейся на описании каждого конкретного рассказывания. С точки зрения нарративного подхода к изучению повествовательного текста предоставляется возможность рассмотреть такие понятия и применить такие аналитические процедуры, которые позволяют понять, описать и объяснить способ текстообразования, соблюдая системность и строгость. Нарратология предлагает продуктивные стратегии анализа сложного объекта – текста современного романа. Роман «Соловьев и Ларионов» в аспекте нарративного дискурса изучен недостаточно широко. В статье О.А. Гримовой «Нарративная интрига в современном романе (Е.Г. Водолазкин «Соловьев и Ларионов)» уделено внимание изучению повествовательных структур романа через освещение организации такой разновидности нарративной интриги, как энигматическая интрига, интрига тайны. Обращает внимание на роман Л.Е. Герасимова в статье «Поиск “магического кристалла” в современном романе о революции и гражданской войне» , рассматривая идейные и эстетические поиски нового взгляда на революцию и Гражданскую войну в романах Л. Юзефовича, Е. Водолазкина, А. Варламова, а также анализируя жанровые возможности и границы современного романа, его включенность в интертекстуальное поле отечественной литературы. А.А. Бернадская в статье «Роман Е.Г. Водолазкина “Соловьев и Ларионов” лингвоидеологический анализ» изучает сущность идеологической позиции автора романа посредством лингвоидеологического анализа, представляя ее как дискредитацию революционного и послереволюционного прошлого России, – событийного и личностного, как контроверзу двух сознаний, двух идеологий: субъективно-индивидуалистской и коллективистской. Если интерпретация романа О.А. Гримовой не вызывает особых возражений, то интерпретация А.А. Бернадской, на наш взгляд, неадекватна поэтике романа Е. Водолазкина «Соловьев и Ларионов». Нам представляется продуктивным рассмотреть нарратив романа «Соловьев и Ларионов» в аспекте нарративных модальностей нарратора и героев романа. Можно сделать вывод о том, что нарративные модальности в романе Е. Водолазкина «Соловьев и Ларионов» на сегодняшний день не изучались, хотя в нарратологическом аспекте роман рассматривался.

Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
Дипломы

Вуз: Новосибирский государственный педагогический университет (ФГОУ ВПО НГПУ)

ID: 5ef9d399cd3d3e00013cbbe5
UUID: 820389a0-9c2b-0138-0c17-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: почти 4 года назад
Просмотры: 323

83.42

Александра

Новосибирский государственный педагогический университет (ФГОУ ВПО НГПУ)


0

Комментировать 1

Рецензировать 1

Скачать - 353,0 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Анастасия Кирдяшкина
Отзыв научного руководителя о методической части выпускной квалификационной работе студентки группы ФО-14 (направление подготовки 44.03.01. – Педагогическое образование, профиль – Филологическое образование; форма обучения – заочная) Александры Александровны Лысовой «Нарративные модальности в структуре романа Е. Водолазкина “Соловьев и Ларионов”: литературоведческий и методический аспе...

больше 3 лет назад

15.78
Анастасия Кирдяшкина

Отзыв о методической части выпускной квалификационной работе студентки группы ФО-14 (направление подготовки 44.03.01. – Педагогическое образование, профиль – Филологическое образование; форма обучения – заочная) Александры Александровны Лысовой «Нарративные модальности в структуре романа Е. Водолазкина “Соловьев и Ларионов”: литературоведческий и методический аспекты» Третья глава ВКР А.А. Лысовой посвящена методическому аспекту изучения нарративных модальностей. Студентку интересовал прежде всего методический потенциал заявленной темы ВКР, которая была выбрана по инициативе самой студентки. Прекрасно понимая специфику школьного литературного образования, Александра Александровна разработала концепцию применения принципов нарративного анализа художественного текста в практике учителя литературы. Работа над методической частью ВКР велась студенткой самостоятельно, подкреплялась консультациями с научным руководителем, в ходе которых студентка не только задавала содержательные вопросы, стремясь скорректировать направление своих поисков, но и предлагала собственные оригинальные идеи. Работая над методической главой выпускного исследования А.А.Лысова опиралась на материалы и выводы курсовой работы, в которой интересующая студентку тема была разработана предварительно. Важно отметить, что курсовая работа по методике, добросовестно выполненная А.А.Лысовой, стала прекрасной базой разработки собственного методического проекта, представленного в третьей главе ВКР. Методическая глава работы представляет собой обоснование и описание методических изысканий автора ВКР, связанных с проблемными вопросами работы с художественными произведениями в нарратологическом аспекте на уроках литературы в школе. Процесс подготовки ВКР и конечный результат (текст работы) характеризуют Александру Александровну Лысову как хорошо подготовленного учителя, способного самостоятельно и качественно решать методические задачи. Необходимые для выпускника бакалавриата компетенции сформированы в должной мере.

Для лиц старше 18 лет