Почему практики IT не идут преподавать в вузы?
Низкая заработная плата, слабая заинтересованность слушателей и бумажная волокита –
эти и другие причины являются основными факторами отсутствия в вузах
квалифицированных специалистов с практическим опытом работы в крупных ITкомпаниях.
IT-индустрия – это сфера, которая развивается бешеными темпами и требует постоянного
обновления и усовершенствования учебных программ. Большинство работников
Российских вузов, как преподавателей, так и руководителей, не готовы к такой частой
переработке своих учебных материалов. Низкая заработная плата и слабая
заинтересованность студентов усугубляют ситуацию с притоком новых кадров, имеющих
практический опыт работы в серьёзных IT-корпорациях.
Мы спросили у профессиональных IT-специалистов, которые имеют опыт преподавания,
как в вузах, так и в учебных онлайн-центрах, а также опыт работы в крупных ITкомпаниях, почему практики IT не идут преподавать в вузы?
Александр Пряхин - окончил факультет Прикладной
математики и физики МАИ (НИУ), где и начал
преподавательскую карьеру. В профессиональном
программировании прошёл путь от Junior Developer до Team
Leader. Сейчас является руководителем отдела веб-разработки
компании - ведущего телемагазина РФ. В свободное от работы
время преподаёт в Школе Программирования на IT-портале
GeekBrains.
"У меня был опыт преподавания в вузе. Это весьма интересная
практика, и она в корне отличается от преподавания вебинаров или коммерческих курсов.
Обратная связь, получаемая от студентов-очников, разумеется, гораздо слабее взрослых
людей, осознанно пришедших получать образование за свой счёт. Однако отыскание
ключей именно к студентам - наиболее интересная часть преподавания.
Но, несмотря на интересную работу, немаловажным фактором являются финансы. На
рынке IT высокие требования, но они компенсируются высокими заработными платами, с
которыми вузы, к сожалению, не могут конкурировать. Немногие вузы могут предложить
зарплату, конкурирующую с рынком.
Также, существенной проблемой является то, что немногие вузы готовы пойти на
перестроение программы обучения. Ведь IT-рынок быстрыми темпами развивается и
изменяется. Таким образом, стандартная методичка применима только для базовых
знаний. И я знаю лишь единицы вузов, которые дают современную подготовку.
Удобство удалённой формы преподавания также играет свою роль".
Николай Шубенков - окончил факультет кибернетики и
робототехнических систем Московского государственного
университета информационных технологий, радиотехники и
электроники (МИРЭА). В настоящее время работает в крупной
российской компании, занимающейся разработкой мобильных
приложений, интерактивными и digital-услугами. Параллельно с
работой программиста Николай Шубенков более 5 лет
занимался преподаванием языка Objective C. Работает
преподавателем в Учебном Центре «Специалист» при МГТУ им.
Н.Э.Баумана.
"На самом деле, есть несколько причин, почему практики IT не
идут преподавать в вузы. В вузах больше теории, нет
свободного гибкого графика, ниже заработная плата, меньше свободы в разработке курса,
слабая заинтересованность слушателей, слишком много бумажной волокиты, да и график
мешает основной работе. В Учебном Центре «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана
есть некоторый ряд формальных требований, которых нет в других подобных
организациях, но они почти не мешают преподавательской деятельности и основной
работе".
В заключении, хотелось бы добавить, что данная проблема влияет и на качество
образование студентов – будущих специалистов IT-индустрии. И когда такой молодой
специалист, после окончания вуза, приходит работать даже в небольшую IT-компанию,
ему слабо помогают знания, полученные за годы обучения в вузе. Всё это сказывается, как
на квалификации молодого программиста, так и на работе всей компании.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв