УДК: 352+331.1
Дубинин А.С.
2 курс, направление 38.04.04
Руководитель: к.и.н., доцент Константинов А.С.
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы кадрового обеспечения
органов
местного
самоуправления,
пути
преодоления
дефицита
квалифицированных кадров в муниципальных районах Архангельской области.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная служба, кадровое
обеспечение, муниципальное образование, администрация муниципального
образования, муниципальный район, кадровый резерв.
Dubinin A.S.
2 course, the direction 38.04.04
Supervisor: PhD in Historical sciences, Associate Professor A.S. Konstantinov
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
STAFFING PROBLEMS OF ARHANGEISK REGION ADMINISTRATIONS
MUNICIPALITIES
Abstract: The article deals with the problems of staffing of local self-government
bodies, ways of overcoming the deficit of qualified personnel in the municipal districts
of the Arkhangelsk region.
Key words: local government, municipal service, staffing, municipality, municipal
administration, municipal district, personnel reserve.
Архангельская область расположена на Севере Европейской части России.
Ее побережье на протяжении 3 тыс. км омывают холодные воды трех
арктических морей: Белого, Баренцева и Карского.
Административным центром области является город Архангельск,
основанный по указу царя Ивана Грозного от 5 марта 1584 года в устье реки
Северная Двина. К наиболее крупным городам относятся: Северодвинск, Котлас,
Новодвинск, Коряжма, Мирный.
Площадь территории Архангельской области 589 913 кв. км. Численность
населения - 1 121 813 человек (01.01.2017).
Плотность населения 2,2 человека на 1 км². В городах проживает 78 %,
в сельской местности 22 % населения. Средний возраст населения 37 лет.
По состоянию на 01.01.2017 г. население в трудоспособном возрасте
(мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составляет 619 247 человек или 55,2 %
от общей численности населения субъекта [1].
В регионе наблюдается постоянное устойчивое снижение общей
численности населения и увеличение доли городского населения (Таблица 1).
Таблица 1 - численность населения на 1 января [2]
Год
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
в том числе
городское
сельское
899,0
283,8
895,3
275,8
890,9
268,6
881,4
267,4
879,7
260,2
877,2
253,1
874,6
247,2
868,9
242,1
Все население,
тыс. человек
1182,8
1171,1
1159,5
1148,8
1139,9
1130,3
1121,8
1111,0
В общей численности населения, %
городское
сельское
76
24
76
24
77
23
77
23
77
23
78
22
78
22
78
22
В период с 2004 года по конец 2016 года произошло укрупнение
муниципальных образований и снижение их общего количества (Таблица 2).
Таблица 2 - Численность муниципальных образований Архангельской области
На 23.09.2004 [3]
На 1 января 2017 г. [4]
В том числе
Всего
муниципальных
образований
Городские
округа
Муниципальные
районы
253
205
5
7
22
19
в них
Городские
Сельские
поселения
поселения
26
200
20
159
При этом снизилась численность работников местных администраций в
абсолютном выражении. В тоже время, в результате демографических процессов
(снижения общей численности населения), не произошло серьезного изменения
численности работников в пересчете на 1000 человек постоянного населения
области (Таблица 3).
Таблица 3 - Численность работников местных администраций (на конец года) [5]
Год
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Всего, чел
5320 5303 5208 5542 5791 5845 5739 5599 5450 5307 5252 5240
На 1000 чел.
постоянного
населения
4,18 4,22 4,2 4,52 4,77 4,85
4,8
4,73 4,65 4,58 4,57 4,6
1)
Включая контрольно-счетные органы муниципальных образований.
2015
4958
2016
4756
4,39
4,24
В результате анализа возрастного состава работников администраций
муниципальных образований выявляется тенденция к увеличению их среднего
возраста (Таблица 4). Это может говорить о том, что молодежь все более
неохотно идет работать в органы местного самоуправления.
Таблица 4 - Распределение работников, замещавших муниципальные
должности и должности муниципальной службы по возрастам [6]
Возраст
на 1 сентября 2003г.
на 1 января 2005г.
на 1 января 2007г.
на 1 октября 2008г.
на 1 октября 2009г.
на 1 октября 2011г.
на 1 октября 2013г.
на 1 октября 2016г.
до 30
лет
30-39
лет
40-49
лет
50-59
лет
всего
609
652
820
870
828
707
699
509
780
866
1051
1185
1284
1378
1462
1475
1592
1479
1528
1457
1388
1295
1199
1262
895
947
940
1132
1128
1171
1118
933
46
61
104
112
124
155
177
60 лет и старше
в том числе
60-65 лет
старше 65 лет
36
40
6
55
6
96
8
107
5
119
5
142
13
160
17
Факт отсутствия у молодежи интереса к выстраиванию своей карьеры в
муниципальных органах управления подтверждают и данные о стаже
работников, замещающих муниципальные должности и должности
муниципальной службы (Таблица 5)
Таблица 5 - Стаж работников, замещавших муниципальные должности и
должности муниципальной службы, чел. [6]
Стаж
на 1 октября 2013г.
на 1 октября 2016г.
до 1
года
от 1 года
до 5 лет
от 5 до
10 лет
от 10 до
15 лет
всего
455
304
983
1023
1258
1009
808
936
1129
1084
15 лет и свыше
в том числе
от 15 до 25 лет
25 лет и выше
866
263
831
253
Немаловажную роль играет и разница в материальном положении
работников – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
работников администраций в городских округах существенно выше чем в
муниципальных районах и сельских поселениях (Таблица 7).
Таблица 7 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
работников органов местного самоуправления1) в муниципальных районах,
городских округах и сельских поселениях, руб. [7]
январь- январь- январь- январь- январь- январь- январь- январьмарт
июнь
сентябрь декабрь
март
июнь сентябрь декабрь
2015 года 2015 года 2015 года 2015 года 2016 года 2016 года 2016 года 2016 года
Городские округа
38228
39597
38735
38999
40082
40651
39649
40348
Муниципальные районы
26066
27452
27544
27748
27704
29132
29180
29401
Сельские поселения
22704
23936
24048
24383
24648
25628
25740
26108
1)
Включая избирательные комиссии муниципальных образований.
На сегодняшний день в администрациях крупных городских округов
региона растет количество работников, имеющих высшее профессиональное
образование. В муниципальных районах, напротив, наблюдается снижение
количества квалифицированных кадров, имеющих высшее образование по
ключевым направлениям (Таблица 6), что в очередной раз подтверждает наличие
серьезных кадровых проблем.
9
6
-3
8
9
1
8
11
3
25
19
-6
2
4
2
91
73
-18
325
351
26
362
367
5
80
71
-9
933
742
-191
Не имели профессионального
образования
другие
182
176
-6
317
279
-38
среднее профессиональное
образование
сельское и рыбное
хозяйство
42
34
-8
33
36
3
культура и искусство
125
188
63
157
105
-52
здравоохранение
561
620
59
786
755
-31
образование и педагогика
200
213
13
222
238
16
физико-математические и
естественные науки
эконоэкономика и
управление
290
329
39
290
338
48
из неё по специальности
государственное и
муниципальное управление
из них по направлению
подготовки юриспруденция
1419
1531
112
1912
1877
-35
гуманитарные и социальные
науки
2013
Городские
округа:
2016
Динамика изменения
2013
Мунципаль
ные
районы:
2016
Динамика изменения
Из числа работников, замещавших муниципальные должности и должности
муниципальной службы, имели профессиональное образование
в том числе по укрупненным группам специальностей и
направлениям подготовки
высшее профессиональное
Год
Наименование категорий и групп
должностей
Таблица 6 - Базовое профессиональное образование работников, замещавших
муниципальные должности и должности муниципальной службы на 1 октября
7
6
-1
106
61
-45
В тоже время на базе высших учебных заведений региона по
направлениям, необходимым для решения кадровых проблем в муниципальном
управлении, ежегодно обучается достаточное количество студентов. Так,
например, по направлению экономика и управление в 2016 году было выпущено
408 молодых специалистов [8 , с. 66].
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что самым
значимым препятствием на пути развития кадрового потенциала
муниципальных районов является отсутствие у молодежи желания
реализовывать себя в муниципальной службе ввиду ее низкой
привлекательности.
Для выявления других причин низкой привлекательности муниципальной
службы на уровне муниципальных районов обратимся к социологическому
исследованию, проведенному в мае-августе 2016 года среди муниципальных
служащих местных администраций Коношского района.
В ходе исследования было установлено, что более чем у 60 % опрошенных
доходы покрывают только необходимые семейные расходы, а приобретение
большинства товаров длительного пользования вызывает затруднения. У трети
работников администраций денег хватает лишь на приобретение продуктов
питания [9, с. 44].
Для определения основных причин выбора муниципальной службы как
области профессиональной деятельности, респондентам предлагалось выбрать
три варианта ответов. В итоге самыми популярными стали: 1. Поиск гарантии
постоянной работы, уверенность в завтрашнем дне (50,5 %); 2. Возможность
обеспечить хорошие жизненные перспективы (30,1 %); 3. Желание полнее
реализовать свой профессиональный опыт для решения вопросов
жизнедеятельности населения (22,6 %) [9 с. 45].
Среди пяти самых популярных ответов на вопрос о явлениях в системе
муниципальной службы, препятствующих повышению профессионализма,
оказались: 1. Недостаточная оплата труда (57,0 %); 2. Отсутствие карьерного
роста (34,4 %); 3. Коррупция (31,2 %); 4, 5. Отсутствие мотивации эффективной
служебной деятельности и недостаточная техническая обеспеченность
деятельности муниципальных служащих (по 29,0 %) [9 с. 47].
Для определения ключевых ориентиров в решении проблем в регионе
разработана «Концепция организации местного самоуправления в
Архангельской области на 2015 – 2020 годы», согласно которой в числе
основных проблем местного самоуправления выделяется дефицит
квалифицированных кадров. В качестве одного из основных инструментов ее
решения приводится необходимость формирования резерва управленческих
кадров, далее говорится только о территориальной организации местного
самоуправления, структурных преобразованиях органов МСУ и повышении
эффективности их деятельности. Пути и механизмы решения кадровых проблем
не обозначены [10].
В качестве примера для оценки потенциала привлечения молодых
специалистов можно принять МО «Онежский муниципальный район». Выбор не
случаен, так как его территория входит в Арктическую зону РФ. Также на
территории МО «Онежское» 16 марта 2018 года создана территория
опережающего социально-экономического развития [11]. Реализация проектов
потребует обеспечение высококвалифицированными кадрами в долгосрочной
перспективе.
Анализ количества населения в возрасте от 16 до 19 лет показывает, что в
районе имеется достаточное количество учащихся старших классов школ и
индустриального техникума (Таблица 7).
Таблица 7 - Численность населения МО «Онежский муниципальный район» в
возрасте от 16 до 19 лет [12].
Год
Общая численность
населения, чел.
Численность населения в
возрасте от 16 до 19 лет, чел.
Численность населения в
возрасте от 16 до 19 лет на
1000 человек общей
численности населения
2012
2013
2014
2015
2016
2017
35253
33623
32968
32272
31456
30762
1351
984
1148
1234
1165
1071
38,32
29,27
34,82
38,24
37,04
34,82
Сегодня необходимо не только решать существующие проблемы с
кадрами, но и задуматься о будущем. Сегодняшние и завтрашние выпускники
школ и учреждений начального профессионального образования смогут в
перспективе спасти ситуацию. Для привлечения выпускников органам МСУ
необходимо проводить профориентационные мероприятия совместно с
региональными вузами. Как один из способов привлечения молодежи, можно
выделить организацию профильных олимпиад с последующим направлением
победителей на обучение в рамках целевого приема и дальнейшим
трудоустройством и обеспечением возможности продолжения обучения по
соответствующим программам магистратуры.
Литература:
1. Архангельская область – [Электронный ресурс] // Правительство
Архангельской области – Режим доступа: https://dvinaland.ru/-8vjeeb6s (дата
обращения 16.03.2018)
2. Численность и состав населения – [Электронный ресурс] // Управление
Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и
Ненецкому автономному округу – Режим доступа: http://arhangelskstat.
gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/resources/6273a58040803c4aae04
ef4d45abe5e4/CHISLS2018.doc (дата обращения 16.03.2018)
3. Областной закон от 23.09.2004 № 259-вн.-ОЗ «О статусе и границах
муниципальных образований в Архангельской области» //Волна. – 2004. - 8-14
октября (№38).
4. Число муниципальных образований Архангельской области без
Ненецкого автономного округа по состоянию на 1 января 2017 года –
[Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной
статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу –
Режим
доступа:
http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/
arhangelskstat/resources/2347ce004cf36321be58ff4fc772e0bb/tabladmin.doc (дата
обращения 16.03.2018)
5. Численность работников государственных органов и органов местного
самоуправления – [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы
государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому
автономному
округу
–
Режим
доступа:
http://arhangelskstat.gks.ru/
wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/resources/da57ae80481df8d98c6faced3bc
4492f/gms_2016.xls (дата обращения 18.03.2018)
6. Численность и состав работников, замещавших должности
государственной гражданской и муниципальной службы – [Электронный
ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по
Архангельской области и Ненецкому автономному округу – Режим доступа:
http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/resources/30c
4d7804cce921288c5dd4fc772e0bb/gs_ms_2016.xls (дата обращения 19.03.2018)
7. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
работников органов местного самоуправления в муниципальных районах,
городских округах и сельских поселениях – [Электронный ресурс] // Управление
Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и
Ненецкому автономному округу – Режим доступа:
http://arhangelskstat.
gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/resources/d6d7f4804f40b45eac1ae
f62f1bb3970/tabl_1mo.xls (дата обращения 19.03.2018)
8. Статистический ежегодник Архангельской области без Ненецкого
автономного округа. 2016 : статистический сборник / Федер. служба гос.
статистики, Упр. Федер. службы гос. статистики по Арханг. обл. и Ненец.
автоном. окр. (Архангельскстат) ; [редкол.: И.Н. Козакова (пред.) и др.]. –
Архангельск : [Архангельскстат], 2017. – 185 с.
9. Подготовка профессиональных управленцев: связь теории с практикой
: сборник докладов и статей : [материалы научно-практической конференции, 1314 апреля 2017 г., г. Архангельск / по общ. ред. Н. Я. Синицкой]. – Архангельск
: КИРА, 2017. – 233 с.
10. Постановление Правительства Архангельской области от 2 июня 2015
года № 200-пп «Об утверждении концепции организации местного
самоуправления в Архангельской области на 2015 - 2020 годы» – [Электронный
ресурс] // Система Техэксперт – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/
462618335 (дата обращения 21.03.2018)
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2018
года № 266 «О создании территории опережающего социально-экономического
развития «Онега» (Архангельская область)» – [Электронный ресурс] //
Правительство России – Режим доступа: http://government.ru/docs/31701/ (дата
обращения 21.03.2018)
12. Основные
показатели
социально-экономического
положения
муниципальных образований – [Электронный ресурс] // Управление
Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и
Ненецкому автономному округу – Режим доступа: http://arhangelskstat.
gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/municipal_statistics/main_indic
ators/3177e4804ee2e47b9d849d3467c8ff84 (дата обращения 21.03.2018)
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв