Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра педагогической возрастной и социальной психологии
На правах рукописи
Железная Анна Борисовна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА
В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Направление подготовки 37. 06. 01 Психологические науки
Профиль 19.00.01 – Общая психология, психология личности,
история психологии
Научный доклад об основных результатах научноквалификационной работы (диссертации)
Научный руководитель:
Шилова Тамара Алексеевна
доктор психологических наук, профессор
2
Москва 2020
Актуальность исследования состоит в том, что перед
государством
остро
стоит
высокопрофессиональных
кадров
вопрос
из-за
воспитания
быстрого
научно-
технического прогресса общества. Особое место в этом вопросе
занимает
система
общего
и
среднего
образования
подрастающего поколения. Ведь от того, насколько правильно
будет сделан профессиональный выбор молодыми людьми,
будет
зависеть
их
интерес
к
обучению
профессии
и
совершенствованию своих знаний, умений и навыков.
Психологическая
совершенствуется
сопровождения
в
служба
свете
учащихся.
школы
появления
Разработкой
непрерывно
новых
моделей
теоретических
и
практических методов профориентации молодёжи в разное
время занимались многие психологи: Божович Л.И., Гинзбург
М.Р., Григорьева Е.Е., Дубровина И.В., Климов Е.А., Леонтьев
Д.А., Махаева О.А., Митина Л.М., Пряжников Н.С., Резапкина
Г.В., Решетова З.А., Савченко М.Ю., Сафин Д.А., Тюшев Ю.В.,
Чернявская А.П., Чистякова С.Н. и др. В настоящее время
наибольшую
популярность
Александровской,
М.Р.
приобрели
Битяновой,
Е.И.
модели
Э.М.
Казаковой,
Е.А.
Козыревой, Р.В. Овчаровой, Т.И. Чирковой. Вместе с тем
психологическая
психологического
служба
школы
сопровождения
не
выработала
учащихся
в
систему
условиях
профильного обучения. Введение профильного обучения после
9-го класса создает ситуацию, при которой каждый подросток
должен будет в 13-16-летнем возрасте определиться со своим
3
профессиональным и жизненным будущим.
Необходимо
психолого-педагогическое
обоснование
модели психологического сопровождения школьников, главной
задачей
которой
самостоятельного
является
обеспечение
условий
принятия
подростками
решения
для
о
перспективах своего профессионального развития.
Неразрешенность
поставленных
вопросов
обусловило
выбор темы кандидатской диссертации.
Объектом диссертационного исследования является
профессиональное самоопределение школьников 7-го, 8-го, 9-го
классов.
Предмет исследования: психологические особенности
выбора
в
структуре
профессионального
самоопределения
школьников.
Цель
исследования:
особенности
выбора
в
выявить
структуре
психологические
профессионального
самоопределения школьников.
Гипотеза
исследования.
Социальные
установки,
социальный опыт, темперамент, регулятивные типы учеников
совместно с их учебными достижениями можно рассматривать
в
качестве
объективных
показателей
эффективного
профессионального самоопределения.
Исходя из цели и гипотезы, были определены задачи
исследования:
1. Проанализировать
условия,
способствующие
профессиональному самоопределению школьников;
4
2. Исследовать психологические особенности профессионального
самоопределения школьников: а) с разными социальными
установками; б) с разным социальным опытом; в) с разными
учебными достижениями; г) с разными регулятивными типами;
д) с разным темпераментом;
3. Обосновать психологические особенности выбора в структуре
профессионального самоопределения школьников.
Методологической
основой
исследования
выступили:
- субъектно-деятельностный подход к исследованию проблемы
профессионального
самоопределения
Абульханова-Славская,
Б.Г.
Ананьев,
подростков
А.Г.
Асмолов,
(К.А.
Е.Н.
Волкова, А.Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л.
Рубинштейн, Г.В. Суходольский и др.);
-
теоретические
положения
личностно-ориентированного
подхода к процессам самоопределения и профессионального
выбора (И.В. Дубровина, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С.
Кон. С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Орлов; А.В. Поддубная и др.);
- представления о механизме развития ценностно-смысловой
сферы подростка в контексте процесса его профессионального
самоопределения (Д.А. Леонтьев, Л.М. Митина, И.С. Кон, А.
Маслоу, В.Ф. Сафин, С.Н. Чистякова, В.Э. Чудновский, Е.А.
Климов, Н.С. Пряжников, Е.С. Романова и др.).
В
качестве
теоретический
методов
анализ
исследования
были
психологической,
определены:
педагогической,
философской литературы по теме исследования; эмпирические
методы:
наблюдение,
анкетирование,
психологическое
5
тестирование,
количественный
и
качественный
анализ
полученных данных, методы математической статистики.
Эмпирические методы:
1) Тест-опросник, направленный на измерение временной
перспективы, Ф. Зимбардо;
2) Тест-опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры»
Э. Шейн;
3) Тест-опросник Д. Кейрси для определения социального
типа личности;
4) Тест-опросник «Особенности регулятивных функций» Н.
А. Государева;
5)
Тест-опросник
для
определения
темперамента
Г.
Айзенка;
6) Анализ успеваемости по основным предметам: алгебре,
литературе, истории, физике.
Методы математической обработки эмпирических данных:
1) Метод проверки гипотез (Т- критерий Стьюдента);
2) Корреляционный и факторный анализ;
Эмпирическая база: в исследовании приняли участие 196
школьников в возрасте 13-16 лет. Все испытуемые учатся в 7ых, 8-ых, 9-ых классах. Исследование проходило на базе ГБОУ
Школа 1411 города Москвы, ГБОУ Школа № 216 города
Москвы, ДОЛ «Дружба» республика Крым.
Научная новизна исследования определяется тем, что
выявлены
новые
данные
о
психологических
особенностях
6
профессионального самоопределения школьников. Полученные
результаты говорят о необходимости учитывать их в работе
психологической службы в качестве потенциала личности
учащихся при выборе профессии.
Теоретическая
определяется
значимость
возможностью
исследования
связать
психологические
особенности личности школьников с их профессиональным
самоопределением и выявить условия формирования данного
выбора.
Обоснована
необходимость
качественного
преобразования существующих подходов к профессиональной
ориентации учащихся.
Практическая
определяется
значимость
возможностью
исследования
применения
полученных
результатов в диагностической и развивающей деятельности
школьных
психологов,
воспитательной
работы
в
ходе
образовательной
педагогов,
для
и
составления
коррекционно-развивающих программ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ведущее значение в переходе системы образования на
профильное
обучение
сопровождению
принадлежит
профессионального
психологическому
самоопределения
учащихся;
2. Программа психологического сопровождения включает в
себя работу психолога с учащимися предпрофильных классов;
3. Работа психолога с учащимися направлена на диагностику
социальных
установок,
социального
опыта,
способностей,
склонностей и интересов подростка, на выявление значимых
7
факторов выбора профиля обучения конкретным учеником, на
актуализацию
процессов
самопознания,
на
развитие
рефлексивных способностей, на самоопределение в процессе
обучения,
а
возможностях
также
на
информирование
профессионального
выбора,
учащихся
о
требованиях
и
перспективах выбираемого профиля обучения.
4.
В
исследовании
выявлено,
что
профессиональные
предпочтения школьников формируются под влиянием их
социальных установок и темперамента, социального опыта и
учебных достижений, а также регулятивных типов.
5. Проведенная в работе диагностика личностных качеств
школьников, обучающихся в средней школе, и последующий
сравнительный
предпочтений
качествам
анализ
в
направленности
контрастных
показал
профессиональных
группах
высокий
уровень
по
выявленным
ответственности
школьников за свое профессиональное будущее. Выявлено
высокое
своим
соответствие
личностным
между
осознаваемым
потенциалом
и
школьниками
соответствующим
профессиональным самоопределением.
6.
Психологические
особенности
личности
школьника
в
сочетании с его успеваемостью определяют его отношение к
своему будущему и предопределяют его профессиональное
самоопределение.
Достоверность исследования обеспечена опорой на
теоретическую методологию, теорию и практику современной
психолог-педагогической
науки,
качественным
и
количественным анализом данных, полученных с помощью
8
теоретических и эмпирических методов поиска.
Теоретически разработанная программа психологического
сопровождения
учащихся
профессионального
подтверждено
соответствует
самоопределения
процессу
школьников,
экспериментальным
что
исследованием
(качественный и количественный анализ данных).
Организация
исследования.
Для
достижения
цели
исследования, проверки выдвинутой гипотезы и накопления
научных фактов была разработана программа исследования
(2016 – 2020 гг.), включающая несколько этапов, на каждом из
которых
применялись
зависимости
различные
от
решаемых
экспериментальной
оптимизацию
работы
методы
исследования
задач.
Особенность
предполагала
психологической
в
поэтапную
поддержки
процесса
профессионального самоопределения школьников.
I
этап
(2016
–
2017
гг.).
философско-культурологической,
Проводилось
изучение
психолого-педагогической
литературы по теме исследования, диссертационных работ по
смежной проблематике. Осуществлялся анализ опыта работы
школ
по
психологической
поддержке
профессионального
самоопределения
Определялись
предмет,
гипотеза,
объект,
разработан
аппарат
цели,
процесса
школьников.
задачи,
исследования.
рабочая
Основными
методами исследования на данном этапе были теоретический
анализ
научной
литературы,
документации,
анализ
и
обобщение опыта психологических служб по обозначенной
проблеме.
9
II
этап
(2017
–
2019
гг.).
Продолжалось
изучение
литературы по теме исследования, разрабатывалась программа
психологического
сопровождения
самоопределения
показатели
школьников,
эффективности
развертывалась
Основные
литературы,
исследования:
психологической
методы
и
программы,
работы.
теоретический
профессионального
экспериментальные
критерии
экспериментальной
моделирование
процесса
выделялись
рассматриваемой
реализация
методы
профессионального
анализ
поддержки
самоопределения,
(наблюдение,
беседа,
анкетирование, тестирование школьников).
III
этап
(2019
–
2020).
Обобщались
результаты
экспериментальной работы. На основе анализа литературы по
исследуемой
проблеме
экспериментальной
и
обобщенных
работы
результатов
осуществлялось
текстовое
оформление диссертационного исследования.
Апробация
диссертации,
работы.
Материалы,
докладывались
на
XI
представленные
Московской
в
научно-
практической конференции «Студенческая наука» (Москва,
2016),
на
XI
Международной
научно-практической
конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы»
(Москва, 2018), на VIII Международной научно-практической
конференции
традиции,
«Педагогика
опыт,
и
современной
инновации»
Международной
(Пенза,
образование:
2019),
научно-практической
на
XIII
конференции
«Педагогика и психология как основа развития современного
общества»
(Саратов,
практической
2019),
конференции
на
Международной
«Психология
и
научно-
педагогика:
10
методологические
и
методические
проблемы
и
пути
их
решения» (Ижевск, 2019), на XXVII Международной научнопрактической
конференции
современном
мире:
«Педагогика
теоретические
и
и
психология
в
практические
исследования (Новосибирск, 2019), на Международной научнопрактической
конференции
«Цифровое
общество:
психологический и педагогический взгляд (Иркутск, 2019), на
Международной
научно-практической
конференции
«Конструктивизм в психологии и педагогике» (Стерлитамак,
2019), на Международной научно-практической конференции
«Диалог
культур
в
педагогическом
и
психологическом
континууме» (Магнитогорск, 2019), на LXV Международных
научных чтениях (памяти Н. И. Вавилова) (Москва 2020).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 16
работ, в том числе одна монография и 4 статьи в журналах
ВАК.
Объем
и
структура
диссертации.
Диссертация
изложена на 111 страницах машинописного текста и состоит из
введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы,
приложений. Работа содержит 37 таблиц и 20 рисунков. Список
литературы включает 96 наименований, в том числе 37 на
иностранных языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Профессиональное
неотъемлемым
процессом
самоопределение
является
социализации
подростков.
11
Cамоопределение школьников зависит от многих причин: от
личности педагога, социального окружения, влияния семьи, в
частности,
родителей,
собственной
мотивации.
Наличие
способностей у школьника еще не гарантирует его высокую
мотивированность на самоопределение, так как необходимы
желание, стремление учиться лучше и развиваться с прицелом
на будущую профессию и социальную роль в обществе. Без
мотивации
имеющиеся
способности
не
помогут
ученику
освоить в полной мере знания школьной программы. Основной
акцент психолого-педагогического воздействия на учеников
строится
на
их
собственном
желании
учиться
и
совершенствоваться в рамках школьной программы, интересов
школьников.
Ряд
психологов,
такие
как:
И.В.
Дубровина,
В.А.
Крутецкий, А.М. Прихожан считают, что влияние семьи на
профессиональное
развитие
школьников
велико.
Молодые
люди часто идут по стопам родителей, создавая династии по
определенным профессиям.
Это объясняется тем, что с детства ребенок находится в
определенной профессиональной среде, общается не только с
родителями, но и их коллегами, а также бывает на работе отца
или
матери.
Общение
с
семьей,
разговоры
на
профессиональные темы дают ребенку пищу для размышления,
направляют его на осмысление своей будущей роли в социуме.
Ученик хорошо успевает по всем предметам, но до конца
не может определить, какую специальность выбрать в будущем.
Если родители не помогли выявить у ребенка склонности к
12
определенной
профессиональной
деятельности,
то
у
него
случается стресс выбора будущей профессии. Такой ученик,
сдав ЕГЭ, подает заявления в ВУЗы разной профессиональной
направленности. Психологическая помощь в профориентации
именно таким подросткам особенно необходима.
Нужно
также
заметить,
что
школьник,
постоянно
изменяясь как внутренне, так и внешне, обладает разным
интересом к учебе. Он может учиться хорошо в начальной
школе, а потом резко снизить успеваемость при переходе из
начального звена в среднее. Он может плохо учиться в
начальной школе и наверстать упущенное в старших классах.
Важно, чтобы у преподавателей не складывалось стереотипное
восприятие учащегося. Так, обычно, троечникам, которые
неожиданно стали проявлять усердие и старание, по-прежнему
ставят
тройки.
перестали
А
отличникам,
заниматься,
-
которые
пятерки.
Это
разленились
вызывает
и
вполне
обоснованный протест и недовольство учащихся, которые видят
в этом предвзятое отношение учителя.
Учёба, как творческий процесс, вызывает у школьников
интерес к дальнейшему развитию, самосовершенствованию,
потребность в персональном росте, в приобретении новых
знаний, умений, навыков.
Стимулирование
учебных
и
воспитательных
успехов
учеников доказано на практике. Это приводит к повышению
самооценки, к становлению самоопределения, самореализации
и
развития
профессиональных,
личности школьника.
социальных
компетенций
13
В
исследованиях
можно
профессионального
выделить
четыре
психологической
самоопределения
направления:
готовности
к
изучение
профессиональному
самоопределению в подростковом и юношеском возрасте;
изучение
формирование
профпригодности,
проблемы
профотбора, профессиональных способностей и условий их
формирования;
изучение
отдельных
аспектов
личности,
формирующихся в процессе профессионального становления;
исследование
профессионального
развития
и
профессиональной типологии личности.
Итак, считается, что различные профессии требуют и
различных склонностей или особого таланта. Одни профессии
требуют умения согласовывать свои действия с действиями
других.
Для
других
необходимы
творческие
способности,
оригинальность и самостоятельность мышления.
Наличие определенных способностей может оказаться
решающим фактором для достижения быстрого успеха в
избираемой сфере деятельности, дает возможность получить
хорошие
результаты
после
соответствующего
обучения
и
приобретения необходимого опыта.
Поскольку многие выпускники школ часто не имеют
четкой
жизненной
испытывают
и
трудности
профессиональной
в
перспективы,
самостоятельном
и
осознанном
проектировании своего будущего значимость предпрофильной
подготовки школьников и профориентационной работы имеет
огромное значение. У обучающихся к окончанию школы
должна
быть
сформирована
готовность
к
осознанному
14
самостоятельному выбору траектории дальнейшего обучения и
профессионализации.
Понятие
обучения)
готовность
трактуется
объясняют
ее
как
к
выбору
профессии
по-разному.
(профиля
Некоторые
сформированность
авторы
профнаправленности
(наличие устойчивой иерархии интересов и склонностей),
другие пишут о готовности, как о сложном, комплексном
понятии,
знаний,
включающем
умений,
различных
определенный
личностных
подходов
можно
набор
компонентов:
особенностей.
выделить
На
пять
основе
основных
компонентов готовности, которые необходимы для совершения
осознанного самостоятельного выбора профессии или профиля
обучения и которые необходимо целенаправленно формировать
не только в рамках предпрофильной подготовки, но также в
различных
учебных,
воспитательных,
развивающих
мероприятиях: информированность, навыки проектирования,
рефлексивные
способности,
автономность,
эмоционально-
положительное отношение к ситуации выбора.
Информированность
включает
наличие
знаний
об
основных массовых профессиях, о рынке труда и образования,
возможностях трудоустройства, о требованиях, предъявляемых
к человеку, противопоказаниях и т. д.
Умения
и
навыки
проектирования
—
умение
видеть
перспективу, ставить дальние и ближние цели, планировать
свои
действия,
продумывать
запасные
варианты,
умение
принимать решения, учитывая возможности и ограничения.
Рефлексивные способности — осознанность собственных
15
мотивов,
потребностей,
адекватная
оценка
своих
возможностей, стремление к самопознанию и самоанализу.
Автономность — независимость суждений и поступков,
способность принимать самостоятельные решения, чувствовать
себя активным строителем собственной жизни.
Эмоционально-положительное
выбора
и
своему
образовательному,
самоопределении
фактор,
отношение
будущему
это
необходимый,
заинтересованность
важнейший,
чтобы
ситуации
(профессиональному,
социальному),
-
к
в
системообразующий
актуализировались
все
вышеназванные компоненты готовности.
Профессиональное
самоопределение
подростков
отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни
и
основывается
на
социальном
опыте
и
социальных
представлениях, предполагает учет своих возможностей и
внешних
обстоятельств,
опирается
на
формирующееся
мировоззрение учащегося, поэтому в этот период очень важна
комплексная психодиагностика.
Комплексная
профессиональное
психологическими
исследования
психодиагностика
самоопределение
особенностями.
могут
быть
позволила
соотнести
школьников
Полученные
использованы
с
их
результаты
педагогами-
психологами в профориентационной работе с подростками, а
также
для
составления
сопровождения учащихся.
программ
психологического
16
Исследование
особенности
профессионального
самоопределения школьников с разными социальными
установками
В
данном
исследовании
анализируются
результаты
ответов школьников на тест-опросник Д. Кейрси и тестопросник Э. Шейн.
Факторный анализ ответов учеников по 7 вопросам (Д.
Кейрси) позволил выявить три факторы, на основании которых
ученики были распределены на три группы по следующим
признакам:
31%),
“социальная
“приверженность
сознательность”
правилам”
(дисперсия
(дисперсия
–
–
17%),
“твердость убеждений” (дисперсия – 19%) (таблица 1).
Таблица 1 – три устойчивых типологических группы
школьников с полярной выраженностью качеств,
выявленные с использованием факторного анализа
Название
Социально
пассивный
полюс
скрытный,
беззаботный,
случайный (IP)
1 тип
Социальная
сознательность
2 тип
Приверженност
ь правилам
оригинальный,
опирающийся
на чувства (NF)
3 тип
Твердость
убеждений
творческий,
полагающийся
на случай (NP)
Социально
активный полюс
открытый,
серьезный,
организованный
(EJ)
практический,
опирающийся на
принятые нормы
(ST)
приземленный,
ориентирующийся
на свои
возможности (SJ)
Таблица 2 – Степень зависимости карьерных ориентаций
от типичных свойств учеников из группы “социальная
17
сознательность”
Социальная сознательность
скрытный,
беззаботны
й,
случайный
(IP)
Профессионализм
5,748
Менеджмент
5,626
Автономия
6,139
Стабильность работы
7,317
Стабильность
места
5,487
жительства
Служение людям
7,209
Вызов
5,061
Интеграция стилей жизни
6,313
Предпринимательская
5,557
деятельность
Ученики
из
группы
«социальная
открытый,
серьезный,
организован
ный (EJ)
7,224
7,424
6,541
8,206
7,124
8,600
6,741
7,918
6,718
сознательность»
разделились на подгруппы «скрытные, беззаботные» и на
«открытые,
серьезные,
организованные».
«Открытые,
серьезные, организованные» занимают активную жизненную
позицию,
больше
интересуются
своим
профессиональным
будущим, чем «скрытные, беззаботные» (таблица 2).
Ученики
из
группы
«приверженность
правилам»,
разделились на подгруппы «оригинальные, опирающиеся
на
чувства»
принятые
и
на
нормы».
«практические,
«Практические,
опирающийся
на
опирающиеся
на
принятые нормы» более активны в выборе своей карьерной
ориентации, чем «оригинальные, опирающиеся на чувства»,
которые обгоняют другую подгруппу только по карьерной
ориентации «Стабильность работы» (таблица 3).
Таблица 3 – Степень зависимости карьерных ориентаций
18
от типичных свойств учеников из группы
“приверженность правилам”
Приверженность правилам
оригинальны
й,
опирающийс
я на чувства
(NF)
Профессионализм
Менеджмент
Автономия
Стабильность работы
Стабильность
места
жительства
Служение людям
Вызов
Интеграция стилей жизни
Предпринимательская
деятельность
5,779
6,414
6,269
7,745
5,262
практическ
ий,
опирающий
ся на
принятые
нормы (TS)
7,420
7,360
6,700
7,630
7,190
7,510
5,793
6,959
6,028
8,800
7,020
7,640
6,460
Ученики из группы «твердость убеждений» разделились
на подгруппы «творческие, полагающиеся на случай» и на
«приземленные,
ориентирующиеся
на
свои
возможности». «Приземленные, ориентирующиеся на свои
возможности» активнее в выборе профессий, чем «творческие,
полагающиеся
на
случай»,
которые
обгоняют
первую
подгруппу только в карьерных ориентациях «Автономия»,
«Стабильность работы», «Стабильность места жительства».
Таким
образом,
для
«творческих,
полагающихся
на
случай» людей важен надежный тыл: стабильность работы,
стабильность места жительства, - чтобы быть достаточно
автономным и независимым для реализации своих идей и
творческих замыслов; они готовы отказаться ради этого от
продвижения по службе и от других возможностей (таблица 4).
19
Таблица 4 – Степень зависимости карьерных ориентаций
от типичных свойств учеников из группы “твердость
убеждений”
Твердость убеждений
творчески
й,
полагающ
ийся на
случай
(NP)
Профессионализм
5,700
Менеджмент
5,500
Автономия
6,450
Стабильность работы
8,142
Стабильность
места
6,500
жительства
Служение людям
7,217
Вызов
5,183
Интеграция стилей жизни
6,700
Предпринимательская
5,633
деятельность
приземленны
й,
ориентирующ
ий ся на свои
возможности
(SJ)
6,579
7,007
6,021
7,641
5,534
8,255
6,352
7,028
6,290
Итак, из шести подгрупп можно выделить две большие
группы
по
отношению
к
жизненным
приоритетам.
Самостоятельные, активные, социально зрелые – это люди
«открытые,
серьезные,
опирающиеся
на
ориентирующиеся
креативные,
беззаботные»,
организованные»,
принятые
на
свои
свободолюбивые
«оригинальные,
нормы»,
«практические,
«приземленные,
возможности».
–
это
Независимые,
люди
опирающиеся
«скрытные,
на
чувства»,
«творческие, полагающиеся на случай».
Факторный анализ карьерных ориентаций школьников в
соотношении с тремя ранее выделенными группами учеников
по методике Д. Кейрси позволил выявить следующее:
группа учеников «социально сознательных» чаще всего
20
выбирает карьерные ориентации «Менеджмент», «Вызов»,
«Предпринимательская деятельность»;
группа учеников «приверженных правилам» чаще всего
выбирает
карьерные
ориентации
«Профессионализм»,
«Стабильность места жительства», «Служение людям»;
группа учеников с «твердостью убеждений» чаще всего
выбирает
карьерные
ориентации
«Автономия»,
«Стабильность работы».
Исследование
особенности
профессионального
самоопределения школьников с разным социальным
опытом
В
ответов
данном
исследовании
учеников
анализируются
на тест-опросник
Ф.
результаты
Зимбардо
и тест-
опросник Э. Шейн.
Факторный
анализ
отношения
школьников
к
своему
прошлому, настоящему и будущему выявил 2 фактора с
дисперсией 41% и 15%, характеризующие разный социальный
опыт школьников, определяемый характером переживаний в
прошлом и настоящем. Первый фактор включает в себя
негативное прошлое и фаталистическое настоящее и может
быть назван «негативный социальный опыт».
Второй фактор
содержит
и
позитивные
моменты
прошлого
ориентацию
человека на будущее и может быть назван «позитивный
социальный опыт».
Данные испытуемых по этим двум факторам объединяются
21
и
усредняются.
предпочтений
Сравнительный
школьников
анализ
профессиональных
проводится
между
группами
школьников с высокими и низкими показателями по каждому
из выбранных факторов.
Таблица 5 – Распределение отношения школьников к
своему прошлому, настоящему и будущему по основным
2 факторам (в таблице представлены весовые
коэффициенты конкретных показателей в конкретных
факторах)
Негативное прошлое
Гедонистическое
настоящее
Будущее
Позитивное прошлое
Фаталистическое
настоящее
Ранее
из
сознательность»,
трех
групп
Компонента
1
,812
,509
2
-,032
,564
,147
-,368
,733
,770
,813
,023
учеников:
«приверженность
«социальная
правилам»,
«твердость
убеждений», - мы выделили шесть подгрупп, а потом эти шесть
разделили
на
полученных
ответов
беззаботные»,
«творческие,
две
большие
группы
на
Д.
тест
«оригинальные,
полагающиеся
в
зависимости
Кейрси:
опирающиеся
на
случай»;
1)
«скрытные,
на
2)
от
чувства»,
«открытые,
серьезные, организованные», «практические, опирающиеся на
принятые нормы», «приземленные, ориентирующиеся на свои
возможности». Факторный анализ отношения школьников к
своему прошлому, настоящему и будущему по методике Ф.
Зимбардо показал следующее: одна группа (с негативным
социальным опытом) ориентируется на негативное прошлое и
22
фаталистическое настоящее, другая группа (с позитивным
социальным опытом) – на позитивное прошлое и на будущее
(таблица 5).
У школьников с негативным социальным опытом есть
интерес к таким карьерным ориентациям, как «Менеджмент»,
«Служение
людям»,
«Интеграция
стилей
жизни»,
«Предпринимательская деятельность», и нет интереса к таким
карьерным
ориентациям,
как
«Стабильность
места
жительства», "Стабильность места работы».
У школьников с позитивным социальным опытом есть
интерес ко всем карьерным ориентациям, кроме «Стабильность
места жительства».
Исследование
особенности
самоопределения
профессионального
школьников
с
разными
регулятивными типами
В
данном
исследовании
анализируются
результаты
ответов школьников на тест-опросник Э. Шейн и тест-опросник
Н. А. Государева.
Факторный анализ карьерных ориентаций школьников в
соотношении с тремя регулятивными типами по методике Н. А.
Государева позволил выявить следующее:
группа учеников с потребностной активностью выбирает
карьерные
ориентации
«Предпринимательская
деятельность», «Автономия», «Интеграция стилей жизни»;
группа учеников с мотивационной активностью выбирает
23
карьерные
ориентации
«Менеджмент»,
«Вызов»,
«Служение людям»;
группа
учеников
с
целевой
активностью
выбирает
карьерные ориентации «Стабильность места жительства»,
«Стабильность работы», «Профессионализм».
В
данном
исследовании
анализируются
результаты
ответов школьников на тест-опросник Д. Кейрси и тестопросник Н. А. Государева, а также ученикам был предложен
опросный лист о намерениях продолжить обучение в школе
или уйти после 9-го класса в колледж.
По
результатам
обработки
опросного
листа
дети
поделились на две группы: те, что оставались в школе, условно
были названы «теоретики», а те, что уходили для дальнейшего
обучения в колледж, условно были названы «практики».
По
методике
Государева
Н.
А.
выявлялся
ведущий
психологический тип с потребностной, мотивационной или
целевой активностью.
Факторный анализ ответов учеников по методике Д.
Кейрси позволил распределить их на три группы по следующим
качественным
характеристикам:
EJ/IP
–
социальная
сознательность, ST/NF – приверженность правилам, SJ/NP –
твердость убеждений. Каждая из трех групп делилась на две
подгруппы по степени социальной активности.
Где
E/I
– радикалы
экстраверсии/интроверсии,
T/F
–
логики/этики, S/N – сенсорики/интуиции. Соответственно, в
социально активную группу (А) вошли дети с показателями E/S/
T/J, а в социально пассивную группу (П) – с показателями I/N/F/
24
P.
«Сдержанные, беззаботные, действующие по ситуации»
(IP)
из
группы
«мечтательные,
группы
«социально
полагающиеся,
«твердость
сознательных»,
а
на волю случая»
убеждений»
выбирают
также
(NP)
из
продолжить
обучение в 10-11 – х классах с дальнейшим поступлением в
ВУЗ.
«Реалистичные, ориентирующиеся на свои возможности»
(SJ) из группы «твердость убеждений» выбирают поступление в
колледж после 9 класса, чтобы быстрее приступить к работе.
«Открытые, определенные, полагающиеся на порядок»
(EJ) из группы «социально сознательных», «практические,
руководствующиеся
принятыми
нормами»
(ST)
и
«оригинальные, руководствующиеся своими чувствами» (NF) из
группы
«приверженность
правилам»
разделились
на
два
лагеря: желающих продолжить учиться в школе и желающих
продолжить обучение в колледже (таблица 6).
Таблица 6 – Распределение социальных установок
школьников в зависимости от регулятивного типа
личности
Теоретик
и/
Практик
и
Регулятивн
ый тип
Теоретик Потребност
и
ная
активность
Мотивацион
ная
активность
Социальная
сознательн
ость
Приверженн
ость
правилам
А
А
ST
П
IP
IP
П
NF
Твердост
ь
убежден
ий
А
П
NP
25
Практик
и
Целевая
активность
Потребност
ная
активность
Мотивацион
ная
активность
Целевая
активность
EJ
IP
NP
ST
EJ
NF
EJ
ST
SJ
Выяснилось, что ученики психологических типов INTP,
INTJ, ENTP, INFP, ENFP, ISTP, ISFP, как правило, стремятся
получить высшее образование, ISFJ, ESFP, ENTJ – выбирают
среднее профессиональное образование, ESTJ, ISTJ, ESTP, ESFJ,
ENFJ, INFJ – могут выбрать тот или иной профессиональный
путь.
Социально
пассивная
группа
учеников,
в
основном,
выбирает продолжить обучение в школе, в 10-11 – х классах,
социально активная группа учеников, в большинстве своем,
покидает школу и уходит в колледжи по причинам осознанного
представления о своем профессиональном предназначении и
будущей работе.
На
выбор
образования
учеников
повлияли
9-х
не
классов
только
своего
их
дальнейшего
психологические
особенности, но и успеваемость. Так ученики с хорошей
успеваемостью выбирают продолжить обучение в школе после
9-го класса чаще, чем те, которым учеба дается с трудом.
Замечено, что ученики с радикалами I/N/T/J успевают по
предметам лучше, чем с радикалами E/S/F/P. Это объясняется
тем, что первые «сдержанные, определенные, оригинальные,
26
руководствуются принятыми нормами, полагаются на порядок
и на свои возможности», а вторые «открытые, беззаботные,
действующие по ситуации, практические, руководствуются
своими чувствами, полагаются на волю случая».
Регулятивные
психические
типы
представляют
собой
интеграцию структур интеллекта и характера, когнитивных и
коммуникативных
функций.
Преобладание
потребностной,
мотивационной или целевой активности взаимообусловлено
факторами определенных способностей и социальных условий
для их реализации и влияет на структурирование когнитивных
и коммуникативных психологических типов.
Для
учеников
потребностная
сенсомоторной
с
радикалами
психическая
сенсорной
и
IP
активность,
одаренностью,
бессознательной
ST
что
свойственна
обусловленная
проявляется
интуиции
и
в
моторной
импровизации. Такая потребность формирует черты смелого,
общительного человека, увлекающегося приобретением нового
опыта и познанием многообразия мира, и связана с органами
ориентации и добычи (ощущения и движения).
Для
учеников
с
радикалами
NF
и
NP
свойственна
мотивационная психическая активность, основывающаяся на
эмоциональном способе деятельности, развивающая волевые
душевные и духовные способности, которые проявляются в
поиске совершенства и идеала в образе одного предмета
любви,
объекта
страсти
на
фоне
множества
других
отвергнутых. Такая психическая активность формирует черты
одержимой, страстной, волевой натуры.
27
Для учеников с радикалами EJ и SJ свойственна целевая
психическая активность, которая связана с репродуктивной
способностью, воспроизведением чужого опыта, формирует
черты осторожности, деловитости, ответственности, хитрости,
дисциплинированности.
связанна
с
Целевая
психическая
планированием
и
активность
программированием
деятельности, направлена на реальное обладание предметом
удовлетворения потребности.
Потребностная
психическая
активность
предполагает
сенсомоторный ведущий способ деятельности, при котором
эмоциональность
поверхностна,
создает
фон
настроения,
фиксирует в памяти приятные или неприятные ощущения.
Мотивационная
психическая
эмоционально-волевой
способ
активность
деятельности,
предполагает
при
котором
эмоции сосредоточены на мечтах, чувствах, воображении.
Целевая
психическая
активность
предполагает
рациональный ведущий способ деятельности, при котором
эмоции
подчинены
действий,
контролю
подавляются
сознания,
или
целесообразности
выполняют
нередко
инструментальную функцию манипулирования людьми.
Исследование
самоопределения
особенности
школьников
профессионального
с
разными
типами
темперамента
В данное исследовании анализируются результаты ответов
школьников на тест-опросник Э. Шейн и тест-опросник Г.
28
Айзенка.
Факторный
анализ
карьерных
ориентаций
школьников
в
соотношении с четырьмя типами темперамента по методике Г.
Айзенка позволил выявить следующее:
школьники с меланхолическим темпераментом выбирают
карьерные
ориентации
«Автономия»
и
«Интеграция
стилей жизни»;
с флегматическим – «Профессиональная компетентность»,
«Стабильность
места
работы»,
«Стабильность
места
жительства»;
с холерическим – «Вызов», «Менеджмент»;
с
сангвиническим
–
«Служение
людям»,
«Предпринимательская деятельность».
Таблица 7 – Влияние свойств темперамента на
карьерные ориентации
Экстравер
сия
Интроверс
ия
Как
Устойчивость
«Служение людям»
«Предпринимательская
деятельность»
«Профессионализм»
«Стабильность места
работы»
«Стабильность места
жительства»
видно
из
таблицы
7,
Лабильность
«Менеджмент»
«Вызов»
«Автономия»
«Интеграция
стилей жизни»
флегматиков
интересует
спокойная постоянная работа, способствующая раскрытию
творческого потенциала, сангвиников – работа с людьми,
стартапы,
предпринимательская
деятельность,
постоянный
29
поиск
новых
возможностей,
необходимостью
холериков
организовывать
–
людей,
работа
с
преодолевать
трудности, меланхоликов – работа без административного
давления, не мешающая разносторонним личным интересам.
Исследование
особенности
самоопределения
школьников
профессионального
с
разными
учебными
достижениями
Данное
исследование
успевающие
по
истории
показало,
и
что
физике,
ученики
выбирают
хорошо
карьерные
ориентации «Менеджмент», «Служение людям», «Интеграция
стилей
жизни»,
деятельность».
А
«Вызов»,
ученики,
«Предпринимательская
успевающие
по
алгебре
и
литературе, «Менеджмент», «Служение людям», «Интеграция
стилей жизни».
Ученики, увлеченные историей и физикой, более разнообразны
в выборе своей карьерной ориентации, чем ученики, хорошо
успевающие по алгебре и литературе.
Это объясняется двумя факторами: 1) качеством, уровнем
преподавания, личностью учителя; 2) наличием сложившихся
интересов, связанных с профессиональной направленностью.
Ученики из подгрупп «открытые, серьезные, организованные»,
«практические,
«приземленные,
успевают
по
опирающиеся
на
ориентирующиеся
предметам
на
принятые
свои
гуманитарной
и
нормы»,
возможности»
технической
направленности лучше, чем ученики из подгрупп «скрытные,
30
беззаботные»,
«оригинальные,
опирающиеся
на
чувства»,
«творческие, полагающиеся на случай». Это объясняется тем,
что первые мотивированны на успех, достижение социальной
значимости, на стремление занять достойное место в жизни.
Для вторых важен не социальный статус, а индивидуализм,
самовыражение, собственный внутренний мир.
Исследование
особенности
влияния
свойств
темперамента на учебные достижения школьников
Данное исследование показало, что интровертированные
рациональные логики лучше успевают по всем предметам, чем
экстравертированные иррациональные этики, и чаще
выбиваются в отличники. Видимо, рациональное логическое
мышление в сочетании с самоуглубленностью и вдумчивостью
позволяет достичь больших успехов в учебе. Также было
замечено, что сенсорики лучше успевают по физике и
литературе, а интуиты по алгебре и истории. Это объясняется
тем, что алгебра и история требует многовариантности
решений и возможных трактовок, тогда как в физике и
литературе все более или менее определено и разъяснено.
3.8
3.7
3.6
3.5
3.4
3.3
3.2
3.1
3.0
а)
б)
Алгебра
Физика
Литература
История Средний балл
31
Рисунок 1 – Успеваемость учеников, предпочитающих быть
открытыми, доступными людям или сдержанными, скрытными.
Как видно из рисунка 1, интровертированные ученики лучше
успевают по всем предметам, чем экстравертированные.
4.0
3.5
3.0
2.5
2.0
1.5
1.0
.5
.0
а)
б)
Алгебра
Физика
Литература
История
Средний балл
Рисунок 2 – Успеваемость учеников серьезных, определенных и
беззаботных, беспечных
Как видно из рисунка 2, рациональные ученики лучше
успевают по всем предметам, чем иррациональные.
4.0
3.5
а)
3.0
б)
2.5
2.0
1.5
1.0
.5
.0
Алгебра
Физика
Литература
История Средний балл
Рисунок 3 – Успеваемость учеников, которых фразеры,
32
мечтатели обычно раздражают или которым довольно
симпатичны
Как видно из рисунка 3, лабильные ученики лучше успевают по
всем предметам, чем устойчивые.
4.0
3.5
3.0
2.5
2.0
1.5
1.0
.5
.0
а)
б)
Алгебра
Физика
Литература
История Средний балл
Рисунок 4 – Успеваемость учеников, предпочитающих
действовать тщательно, оценив все возможности, или
полагаясь на волю случая
Как видно из рисунка 4, рациональные ученики лучше
успевают по всем предметам, чем иррациональные.
4.5
4.0
3.5
3.0
2.5
2.0
1.5
1.0
.5
.0
а)
б)
Алгебра
Физика
Литература
История Средний балл
Рисунок 5 – Успеваемость учеников, руководствующихся в
33
принятии принятыми нормами или своими чувствами,
ощущениями
Как видно из рисунка 5, логики лучше успевают по всем
предметам, чем этики.
3.8
3.7
3.6
3.5
3.4
3.3
3.2
3.1
3.0
2.9
а)
б)
Алгебра
Физика
Литература
История Средний балл
Рисунок 6 – Успеваемость учеников, действующих, как человек
практического склада или человек оригинальный, необычный
Как видно из рисунка 6, сенсорики лучше успевают по физике
и литературе, а интуиты – по алгебре и истории.
4.5
4.0
3.5
3.0
2.5
2.0
1.5
1.0
.5
.0
а)
б)
Алгебра
Физика
Литература
История
Средний балл
34
Рисунок 7 – Успеваемость учеников, полагающихся на
организованность, порядок или случайность, неожиданность
Как видно из рисунка 7, рациональные ученики успевают
лучше по всем предметам, чем иррациональны.
Формула отличника может выглядеть так INTJ или так
ISTJ.
ВЫВОДЫ
1. Сравнительный анализ различий в своих профессиональных
предпочтениях
полярно
между
школьниками,
противоположные
в
демонстрирующими
социальном
плане
формы
поведения выявил следующее:
• группа учеников «социально сознательных», выбравших
ответы «Вы чаще склонны быть сдержанным, скрытным», «Вы
человек
скорее
беззаботный,
беспечный»,
«Вы
обычно
полагаетесь на случайность, неожиданность» или «Вы чаще
склонны быть открытым, доступным людям», «Вы человек
скорее серьезный, определенный», «Вы обычно полагаетесь на
организованность, порядок», выбирает карьерные ориентации
«Менеджмент»,
«Вызов»,
«Предпринимательская
деятельность»;
• группа учеников «приверженных правилам», выбравших
ответы «В принятии решений Вы руководствуетесь скорее
своими чувствами, ощущениями», «Вы чаще действуете как
человек оригинальный, необычный» или «В принятии решений
Вы руководствуетесь скорее принятыми нормами», «Вы чаще
35
действуете как человек практического склада», чаще всего
выбирает
карьерные
ориентации
«Профессионализм»,
«Стабильность места жительства», «Служение людям»;
• группа учеников с «твердостью убеждений», выбравших
ответы
«Фразеры,
мечтатели
обычно
симпатичны
Вам»,
«Обычно Вы предпочитаете действовать, полагаясь на волю
случая» или «Фразеры, мечтатели раздражают Вас», «Обычно
Вы
предпочитаете
действовать
тщательно,
оценив
все
возможности», чаще всего выбирает карьерные ориентации
«Автономия», «Стабильность работы».
2. Анализ успеваемости по четырем ведущим предметам:
алгебре, физике, литературе, истории, - показал, что ученики,
имеющие
высокие
отметки
разнообразны
в
предпочтений,
чем
по
выборе
ученики,
физике
своих
и
истории
более
профессиональных
добивающиеся
хороших
результатов по алгебре и литературе. Кроме того, увлеченность
физикой и литературой больше присуща сенсорикам, а
историей, алгеброй – интуитам.
3. Интроверты учатся лучше, чем экстраверты, видимо, потому,
что вдумчивы и не досаждают учителям непоседливостью во
время урока. Рационалы успевают лучше, чем иррационалы,
так
как
умеют
систематизировать
материал
и
более
организованны. Логики обгоняют по успеваемости этиков, так
как умеют структурировать полученную информацию, интуиты
обгоняют по успеваемости сенсориков, так как внимательно
слушают, не отвлекаясь на внешние впечатления.
Замечено, что ученики с радикалами I/N/T/J успевают по
36
предметам лучше, чем с радикалами E/S/F/P. Это объясняется
тем, что первые «сдержанные, определенные, оригинальные,
руководствуются принятыми нормами, полагаются на порядок
и на свои возможности», а вторые «открытые, беззаботные,
действующие по ситуации, практические, руководствуются
своими чувствами, полагаются на волю случая».
4.
Меланхолики
выбирают
карьерные
ориентации
«Автономия», «Интеграция стилей жизни», холерики –
«Менеджмент»,
«Вызов»,
«Профессионализм»,
«Стабильность
флегматики
«Стабильность
места
жительства»,
«Предпринимательская
–
работы»,
сангвиники
деятельность»,
–
«Служение
людям».
5.
Школьники
с
потребностной
активностью
выбирают
карьерные ориентации «Предпринимательская деятельность»,
«Автономия», «Интеграция стилей жизни», с мотивационной
– «Вызов», «Менеджмент», «Служение людям», с целевой –
«Стабильность работы», «Стабильность места жительства»,
«Профессионализм».
6. «Сдержанные, беззаботные, действующие по ситуации» (IP)
из
«социально
группы
сознательных»,
а
также
«мечтательные, полагающиеся, на волю случая» (NP) из
группы
«твердость
убеждений»
выбирают
продолжить
обучение в 10-11 – х классах с дальнейшим поступлением в
ВУЗ. «Реалистичные, ориентирующиеся на свои возможности»
(SJ)
из
группы
поступление
в
«твердость
колледж
после
убеждений»
9
класса,
чтобы
выбирают
быстрее
37
приступить к работе. «Открытые, определенные, полагающиеся
на порядок» (EJ) из группы «социально сознательных»,
«практические, руководствующиеся принятыми нормами» (ST)
и «оригинальные, руководствующиеся своими чувствами» (NF)
из группы «приверженность правилам» разделились на два
лагеря: желающих продолжить учиться в школе и желающих
продолжить обучение в колледже.
7.
На
выбор
образования
учеников
повлияли
9-х
классов
не
только
своего
их
дальнейшего
психологические
особенности, но и успеваемость. Так ученики с хорошей
успеваемостью выбирают продолжить обучение в школе после
9-го класса чаще, чем те, которым учеба дается с трудом.
Итак,
можно
сделать
вывод,
что
психологические
особенности личности школьника в сочетании с успеваемостью
предопределяют его профессиональное самоопределение и
отношение к своему будущему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В докладе
личностных
рассмотрены
возможные
социальных
установок
и
аспекты
на
влияния
формирование
профессиональных интересов подростков в период с 13-16 лет,
определена взаимосвязь между особенностями социализации
личности, темперамента, школьной успеваемости и характером
профессионального
самоопределения.
Показаны
приемы
выбора методик, а также их модификации и адаптации в
условиях школьного обучения.
Комплексное
профориентационное
тестирование
38
позволяет
подобрать
подходящих
определить
оптимальные
школьнику,
пути
а
варианты
консультация
освоения
с
специальности,
направлений,
психологом
чтобы
–
хорошо
представлять мир профессий, перечень требований, которые
они предъявляют человеку, востребованность их на рынке
труда,
пути
получения
образования
и
профессионального
становления специалиста, а также раскрыть свои собственные
возможности: мотивы, интересы, способности, особенности
характера и темперамента, - и научиться сопоставлять эти
возможности с требованиями профессионального выбора.
Ориентируясь на положения системной психологии и
учитывая
системную
интеллектуальной
структуру
сферы,
личности,
состоящую
эмоционально-волевой
из
и
мотивационно-потребностной, психолог подбирает комплекс
психодиагностических методов и методик, позволяющих давать
прогнозы на профессиональное будущее.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ
1. Железная,
А.
Б.
профессионального
Самоопределение
развития
как
школьников
фактор
/
А.
Б.
Железная; науч. рук. Шилова Т. А. // Современный мир и
психология: сборник статей студентов – участников XI
Московской
научно-практической
конференции
«Студенческая наука», 17. 11. 2016 г. / Сост. Т. А. Шилова;
[ред. совет конф.: Е. С. Романова, Т. А. Шилова, Б. М.
39
Абушкин]. – М.: Перо, 2017. – С. 213 – 216.
2. Железная,
А.
учащегося
Б.
как
Профессиональное
результат
самоопределение
его
психологических
особенностей / А. Б. Железная // Высшая школа: опыт,
проблемы, перспективы: материалы XI Международной
научно-практической конференции Москва, РУДН, 29-30
марта 2018 г.: в 2 ч. / науч. ред. В.И. Казаренков. – Москва:
РУДН, 2018. С. 442 – 446.
3. Железная, А. Б. Профессиональное самоопределение как
результат психологических особенностей школьников //
Психология. Историко-критические обзоры и современные
исследования. 2019. Т8. № 3А. – С. 158 – 164.
4. Железная, А. Б. Мотивы и страхи школьников в учебной
деятельности / А. Б. Железная // Сборник статей VIII
Международной
научно-практической
конференции
«Педагогика и современное образование: традиции, опыт
и инновации». – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение»,
2019. – С. 218 – 220.
5. Железная,
А.
Б.
Арт-терапия
в
системе
методов
психологической коррекции экзистенциальных страхов у
школьников / А.Б. Железная // Сборник статей XIII
Международной
научно-практической
«Педагогика
психология
и
как
конференции
основа
развития
современного общества» (Саратов, 15. 08. 2019). – Уфа:
НИЦ «Аэтерна», 2019. – С. 71 – 76.
6. Железная,
А.
Б.
Проблемы
профессионального
самоопределения школьников в подростковый период / А.
40
Б. Железная // Сборник статей Международной научнопрактической конференции «Психология и педагогика:
методологические и методические проблемы и пути их
решения» (Ижевск, 15. 09. 2019). – Уфа: НИЦ «Аэтерна»,
2019. – С. 23 – 29.
7. Железная, А. Б. Компьютерные игры в структуре качества
жизни школьников / А.Б. Железная // Педагогика и
психология
в
современном
мире:
теоретические
и
практические исследования: сб. ст. по материалам XXVII
Международной
«Педагогика
научно-практической
и
психология
в
конференции
современном
мире:
теоретические и практические исследования». – № 9 (27). –
М., Изд. «Интернаука», 2019. – C. 95 – 98.
8. Железная, А. Б. Психологические особенности учащихся
школ в структуре выбора профессионального пути //
Интеллектуальный капитал и инновационное развитие
общества, науки и образования: монография / Под общ.
ред.
Г.
Ю.
Гуляева
–
Пенза:
МЦНС
«Наука
и
Просвещение». – 2019. – С. 137 – 145.
9. Железная, А. Б. Особенности профессионального выбора
старшеклассников на базе основного общего образования /
А. Б. Железная // Сборник статей Международной научнопрактической
конференции
«Цифровое
общество:
психологический и педагогический взгляд» (Иркутск, 26.
09. 2019 г.). – Стерлитамак: АМИ, 2019. – С. 16 – 20.
10.
Железная,
А.
Б.
Мотивационно-ценностные
опросники и их использование в условиях школы / А. Б.
41
Железная // Сборник статей Международной научнопрактической
конференции
«Конструктивизм
в
психологии и педагогике» (Волгоград, 26. 10. 2019 г.). –
Стерлитамак: АМИ, 2019. – С. 34 – 44.
11.
Железная, А. Б. Альтруизм и гедонизм в структуре
профессионального
актуальные
выбора
проблемы
/
теории
Современная
наука:
и
Серия
практики.
«Познание», 2019. № 10. – С. 32 – 36.
12.
Железная, А. Б. Кубическая система координат
методики «М-тест» в психодиагностике / А. Б. Железная //
Сборник
статей
конференции
Международной
«Диалог
психологическом
культур
континууме»
научно-практической
в
педагогическом
(Магнитогорск,
10.
и
11.
2019). – Стерлитамак: АМИ, 2019. – С. 27 – 33.
13.
Железная,
А.
Б.
Социотипы
и
эннеатипы
в
психодиагностике / Этносоциум, 2019. № 10. – С. 116 – 120.
14.
Железная,
школьников
в
предпочтений
А.
Б.
контексте
/
Психологические
будущих
Психология.
качества
профессиональных
Историко-критические
обзоры и современные исследования. 2019. Т8. № 4А. – С.
201 – 210.
15.
Железная, А. Б. Метаболизм и питание психотипов //
LXV Международные научные чтения (памяти Н. И.
Вавилова):
сборник
статей
Международной
научно-
практической конференции (Москва, 12. 02. 2020 г.). –
Москва: ЕФИР, 2020. – С. 32 – 35.
16.
Anna,
Zheleznaya,
Grigory,
Zheleznyy.
System-vector
42
psychodiagnostics in profile orientation // The European
Journal
of
Education
and
Applied
Psychology,
Publishing s.r.o. Vienna. № 2, 2020. – P. 33 – 39.
Premier
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывДанная работа полезна, понятна, информативна! Надеюсь, Вам понравится и моя диссертационная работа https://nauchkor.ru/pubs/vneurochnaya-deyatelnost-kak-uslovie-formirovaniya-sotsialnogo-opyta-u-mladshih-shkolnikov-s-narusheniyami-sluha-5edddf83cd3d3e0001fda1f6 Внеурочная деятельность как условие формирования социального опыта у младших школьников с нарушениями слуха