САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
Факультет журналистики
На правах рукописи
Сулейманова Диляра Ришатовна
«Социальные программы на студенческом радио (на примере
программы "Неравнодушные" на ТРК "Первая линия")»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению «Журналистика»
творческий проект
Научный руководитель
старший преподаватель
Клюев Ю. В.
Кафедра телерадиожурналистики
Очная форма обучения
ВХ. №_________от_____________
Секретарь ГАК__________________
Санкт-Петербург
2016
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….…..……...2
Глава 1. Социальная журналистика в России.....................…………….......…..5
1.1.Понятие социальной журналистики: цели, задачи, функции........................5
1.2.Социальные программы на радио..................................................................11
1.3. Актуальные темы социальной журналистики ….......………...…....….…14
Глава 2. Авторские программы
из цикла «Неравнодушные»..................
………….........................................................…..24
2.1. Процесс создания и работы над тематической программой о трудовых
мигрантах...................................................................................………..…..........
2.2. Процесс создания и работы над программой о бездомных людях...........
2.3.Процесс создания и работы над программой о детях-сиротах....................
Заключение……………...…………………….……………………….……......
Литература……………………………………….…................…………...…....
3
ВВЕДЕНИЕ
Современные средства массовой информации невозможно представить
без радиовещания. Главными преимуществами этого типа журналистики по
нашему мнению, является в первую очередь доступность, так как даже в
самых отдаленных уголках, радио служит для людей главным источником
информации, отсюда следует еще одно преимущество – массовость. Сегодня
человек может слушать радио дома, на работе, в машине. К тому же развитие
технических средств позволяет этому виду вещания быть одним из главных в
аудиовизуальной журналистике.
Современность вносит свои коррективы, в том числе и в деятельность
радиовещания. С появлением интернета открылось еще одно направление
развития радио, это вещание онлайн, которое сейчас пользуется
популярностью у аудитории.
Ю.В. Клюев в статье «Публицистичность радиоречи» пишет:
«Благодаря Интернету радио получило мощный инструмент для расширения
масштаба вещания, для дополнительного завоевания популярности
слушателей,
для
воплощения
своего
организационно-структурного
и
профессионально-творческого потенциала»1.
Обладая такими мощными, на современном этапе, преимуществами,
как массовость и доступность, радиовещание играет большую роль в
формировании общественного мнения. СМИ, в том числе радиовещание,
выступают оперативными посредниками между актуальной социальной
проблематикой и обществом, между государственными органами и
благотворительными организациями, обеспечивающими социальную защиту
граждан. Создание социальных передач как особый вид творческой работы
радиожурналиста, является, по сути, практическим исследованием
социальных проблем и поиском путей их решения. Это говорит об
1 Клюев Ю.В. Публицистичность радиоречи, // Учёные записки ЗабГУ. 2015. № 2 (61). С 90.
4
общественной значимости программ, посвященных социальной тематике.
Этим и определяется актуальность исследования.
По данным Роскомнадзора, в 2014 году было выдано 6943 лицензии на
осуществление радиовещания, это на 13% больше, чем в предыдущем. Это
подтверждает то, что радио продолжает свое развитие. А аудитория
радиослушателей остается стабильной уже три года подряд.
В Санкт-Петербурге радио слушают в основном женщины, их процент
составляет 50,5%, хотя отрыв от мужской аудитории незначителен – 49,5%.
«В общей структуре аудитории более высока доля пожилых людей
(23,0%), при
этом
довольно
многочисленной
оказывается
группа
в
возрасте 20-29 лет (21,3%)».2
Со второй половины
1980 годов наблюдается большой интерес к
социальной журналистике как отечественных, так и зарубежных
исследователей. В изучении этого направления в журналистике принимают
участие М.А. Бережная, M. Гессен, М. Назари, И.М.Дзялошинский, Т.И.
Фролова и др.
Практическое изучение социальной журналистики говорит о том, что
социальная сфера общества на данном этапе играет главенствующую роль.
Акцент в таких программах делается на отдельных героев, на их историях,
где через них можно выйти к самой сути проблемы и найти возможные пути
решения.
Целью данного исследования является создание, а в дальнейшем
описание процесса разработки, подготовки и выпуска цикла программ,
п о с в я щ е н н ы х с о ц и а л ь н ы м п р о б л е м а м ( н а п р и м е р е п е р е д ач
«Неравнодушные» на ТРК «Первая линия»).
2 Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Радиовещание в
России в 2014 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. М., 2015. С. 62.
5
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1)
выявить особенности социальной журналистики в России,
2)
выделить о сновные темы отече ственной социа льной
журналистики,
3)
разработать цикл авторских программ социальной тематики,
4)
подготовить сценарии авторских программ на социальные темы,
5)
записать цикл авторских социальных передач.
Объект исследования – социальная проблематика в отечественной
журналистике, а предмет исследования – авторский стиль подготовки и
ведения цикла передач на социальные темы (на примере программы
«Неравнодушные»). В нашей работе мы обратимся к таким социальным
проблемам как трудовые мигранты, бездомные люди и дети-сироты.
Для достижения поставленных задач использованы следующие методы
исследования: наблюдение, включенное наблюдение, описание, экспертное
интервью.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе изучены
теоретические положения социальной журналистики, ее предмет и задачи. Во
второй главе описывается процесс подготовки и реализации ряда авторских
программ на социальные темы на студенческом радио.
6
ГЛАВА 1
СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ
1.1.Понятие социальной журналистики цели, ЗАДАЧИ функции
Для того чтобы охарактеризовать социальной журналистики, в первую
очередь раскроем термин «социальный». Как отмечает М.А. Бережная,
«слово "социальный пришло в русский язык в XIX веке из немецкого языка, а
немцы заимствовали его из французского. Традиционно значение его
соотносится со значением слова «общественный»»3.
Трактовка термина социальный сейчас используется в двух смыслах, в
широком и узком: «в широком – как синоним общественного, в отличие от
природного, и в узком – как обозначение части общественного, определенных
сторон общественной жизни»4.
Толковый словарь Д.Н. Ушакова дает следующее толкование термину
«социальный»: «Порождаемый условиями общественной жизни, условиями
той или иной общественной среды, общественной формации. Связанное с
принадлежностью к какой-нибудь общественной группе, классу».5
Опираясь на эти толкования, можно сказать, что слово социальный
можно вполне заменить словом общественный, во многих понятиях
связанных с обществом.
Общество принято разделять на политическую, экономическую,
духовную и социальную сферы. Социальная сфера определяет тематические
особенности социальной журналистики: «проблемы труда, занятости,
д оход о в , о б р а зо ва н и я , зд р а во ох р а н е н и я , с о ц и а л ь н о й з а щ и т ы ,
межнациональных отношений, женщин, детей, семьи, других социальных
групп и отдельных сегментов, социальной инфраструктуры и т. д.
3 Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб.:
Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та. 2009. С. 6.
4 Там же
5 Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант. 201,С. 644.
7
Проблематика более подвижна, изменчива, злободневна: каждое сообщество
решает свои собственные проблемы, вытекающие из характера социальных
связей в конкретный исторический период».6
Социальная журналистика неотделима от понятия «социальная
проблема». Проблема является главным звеном в этой отрасли журналистики,
ведь это ее фундамент. Если смотреть с предметной точки зрения, то
социальная проблема - это любая проблема, связанная с обществом, так что
список довольно длинный, но точного толкования этого термина нет, так как,
во-первых, общество разное, и для одних какая-то определенная проблема
это действительно социальная проблема, а для других нет. Например, если
для России нелегальные трудовые мигранты это проблема, то для стран,
откуда они приехали, Узбекистана, Таджикистана - нет. Также со временем
такая проблема может вообще исчезнуть. «В социологии существуют
различные подходы к пониманию того, что такое социальная проблема.
Согласно конструкционистскому подходу, «социальные проблемы – это то,
что люди считают социальными проблемами».7
Впрочем, споры среди социологов довольно горячие, одни утверждают
что: «проблемы возникают просто в результате процессов социального
изменения, порождающих конфликты между группами, когда одной
группе удается достичь общественного признания своего требования о том,
ч то н а п о вед е н и е д ру го й г ру п п ы с л ед уе т н а к л е и т ь « я рл ы к »
проблематичного». 8 Широкую огласку проблема получает именно через
средства массовой информации, а значит СМИ в какой-то степени, сами
делают из прецедента проблему. А
присутствующее
проблем о
то,
другие «критикуют
во многих официальных определениях
что
эти
проблемы
скрыто
социальных
являются результатом
личных
6 Вычуб Г.С., Фролова Т.И. Проблематика периодической печати. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2008. С.
62.
7 Фролова Т. И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек,
Общество. М.: МедиаМир. 2014. С. 166.
8 Аберкромби Н. Социологический словарь. Пер. с англ. // под ред. С.А.Ерофеева, М.: ЗАО «Издательство
«Экономика». 2004. С. 254.
8
характеристик индивидов, а не структурных особенностей социальной
системы, на которую индивиды не оказывают значительного влияния».9
Но с другой стороны, СМИ все же играют огромную роль в поисках
решений этих проблем. Потому что только от них зависит, обратят ли власти
внимание на проблему, найдут ли решения и, возможно, даже искоренят ее.
Поэтому перед СМИ стоит важная задача найти острую социальную
проблему, проанализировать ее, осветить довольно подробно и, самое
главное, попробовать найти пути решения и предложить их.
Эти функции ложатся на плечи социальной журналистики. Сейчас в
СМИ стали уделять большое внимание человеку, на первый план выходит
социальная тематика. А в профессиональную журналистскую деятельность
термин «социальная журналистика» вошел в 1994 году, когда было создано
Агентство социальной информации.
Трактовка термина «социальная журналистика» имеет также два
подхода: узкий и широкий. В узком смысле социальная журналистика
понимается «как совокупность текстов, отражающих проблемы социально
незащищенных людей», 10 но многие исследователи не согласны с этим
утверждением, так как социальная журналистика охватывает наибольший
кругозор тем, не ограничиваясь только темами о социально незащищенных
людях.
«Самое широкое понимание социальной журналистики – это
журналистика социальной сферы».11 Широкое понимание понятия также не
устраивает исследователей, так как по их утверждению: «В такой трактовке
предмет размывается, и при желании им может стать все что угодно – на этом
основании можно услышать суждения о том, что никакой особой
9 Там же
10 Вычуб Г.С., Фролова Т.И. Проблематика периодической печати. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2008. С.
61.
11 Бережная М.А. Социальная тележурналистика. СПб.: Роза мира, 2005,С. 8.
9
«социальной журналистики» нет».12 Мы полностью разделяем эту точку
зрения, так как вся журналистика по сути социальная, так как главный
потребитель это общество, социум. И если судить по этому определению, то
действительно отдельного вектора, как социальная журналистика нет, но
многие, в том числе и мы с этим утверждением не согласны.
«В большинстве теоретических исследований,
теме,
посвященных
этой
отмечается, что понятие «социальная журналистика» несводимо
просто к социальной теме. Формально материал может быть обращен к
социальной проблематике, но по сути не раскрывать значения события для
общества».13
Т.И.Фролова утверждает, что социальная журналистика включает
многие аспекты журналистской деятельности:
«•
отражение в прессе проблем социальной сферы в ее связях с
другими сферами общественной жизни;
•
анализ любой информации с позиций обще ственного
большинства и в интересах развития всего общества;
•
использование профессиональных ресурсов и особых методов,
формирующих творческое своеобразие социальной журналистики;
•
вовлечение в информационный обмен самих граждан, создание
их собственных информационных ресурсов».14
Предметом социальной журналистики выступает ряд проблем человека,
которые составляют его жизненные интересы. Именно обширная предметная
специфика ставит под сомнение выделение социальной журналистики в
отдельную ветвь.
12 Там же
13 Назарова Т.В. Социальная проблематика в городской газете. // Вестник ВолГУ., вып. 6. 2007. С. 122.
14 Вычуб Г.С., Фролова Т.И. Проблематика периодической печати. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008,
С.62.
10
«Предмет социальной журналистики, таким образом, определяется
самой природой социального и непрерывно происходящих в социуме
объективных процессов социализации, институциализации, стратификации,
мобильности. Проще говоря, это пространство человека во всем
разнообразии его отношений: с другими людьми, с социальными
институтами, с самим собой».15
Так же как и предмет, функции социальной журналистики
многообразны. И тут также нет единого мнения у исследователей. По нашему
мнению, главной функцией все же должна быть помощь людям, оказавшимся
в этой проблеме.
И.М.Дзялошинский отметил, что «социальная
журналистика
отличается от всех других «журналистик» тем, что не просто отображает
действительность, информируя аудиторию о происходящих событиях и
давая возможность обменяться мнениями по различным поводам, но и
особым образом участвует в регулировании отношений между людьми и
социальными
общностями, стремясь позитивно повлиять как на сами эти
отношения, так и на социальные структуры, управляющие различными
сферами общественной жизни».16
В этом и заключается основа социальной журналистики, потому что
она должна не только информировать социум об острых проблемах, но и
быть внутри проблемы и найти выход из нее путем ее решения.
«Социальные перемены в обществе не только расширили круг
социальных тем: экология, безработица, миграционные процессы, права
человека, - но и заставили рассматривать их в системе, в совокупности с
иными глубокими проблемами экономики, государственного устройства,
политики».17
15 Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге. М.: Пульс. 2003. С.7.
16 Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными
Людям. М., Престиж. 2006. С.19.
17 Бережная М.А. Социальная тележурналистика. СПб.:Роза мира. 2005. С. 8.
11
М.А.Бережная выделяет следующие задачи, в которых социальная
журналистика должна:
«Давать полную и постоянную информацию о состоянии
социальной сферы;
Помогать жить в меняющемся мире: оказывать помощь в
конкретной ситуации, информировать о прецедентах решения проблем,
искать пути решения проблем;
Участвовать в формировании и осуществлений социальной
политики, подвергать общественной экспертизе законопроекты;
Поддерживать равновесие интересов в обществе, вырабатывать
общую позицию, снимать социальную напряженность;
Давать нравственную оценку событиям, ставить интересы и идеи
гуманизма и добра выше ситуативных интересов отдельных групп»;18
Т.И. Фролова помимо вышеназванных задач выделяет еще одну
сверхзадачу, по ее мнению социальная журналистика должна давать надежду,
и социальную журналистику нужно оценивать именно с этой точки зрения.
И.М.Дзялошинский утверждает, что журналисты социальной сферы
создают себе проблему тем, что «сохраняют и даже развивают в
общественном сознании такие представления, как уверенность в том, что все
социальные проблемы обязано решать государство». 19
Мы считаем, что это так только частично, так как только у государства
есть рычаги давления и решения конкретных проблем в обществе. Будь то
финансовая поддержка, или принятие какого-то специального законопроекта.
Но и сам человек, конечно же, должен думать о совей жизни.
Исследователи ставят перед социальной журналистикой новые задачи.
Одна из них - равноправное место среди других направлений журналистики,
потому что социальную сферу журналистики исследователи в других
18 Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб.:
Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та. 2009. С 106.
19 Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными
Людям. М., Престиж. 2006. С. 21.
12
областях журналистики часто не выделяют как отдельную ветвь, не признают
ее. Поэтому возникает необходимость способствовать развитию социальной
журналистики, но и выносить социальные задачи на первый план социальные
задачи в публичном общении.
Т.И. Фролова отмечает: «Сегодня,
«социальной
журналистики» как
когда
научная
легитимность
самостоятельного объекта фактически
признана, пришла пора развивать направление и утверждать не столько
потребность в нем, сколько качественные основания, константы, способные
вывести проблематику человека в современной инфоструктуре на более
высокий профессиональный уровень».20
1.2 Социальные программы на радио
В России радио традиционно выполняет в большей степени
социальные функции чем телевидение. Во многом этому способствует этому
доступность радио, и значительный охват территории его вещанием. Часто
проблемы которые нужно решать, актуальны для конкретной местности и их
решение возможно с помощью радиожурналистики.
Да и в больших городах, как например, в Санкт-Петербурге радио
является неотъемлемой частью жизни людей. Форматы радиостанций
различны, очень много музыкальных радиостанций, но разговорный формат
тоже не уступает им. Например «по данным TNS, в Санкт-Петербурге в
2014 году наибольшую долю аудитории имело «Радио России» - 9,6%».21
На представленном ниже графике показана среднегодовая доля
аудиторий радиостанций в Санкт-Петербурге. На нем видно, что кроме
«Радио России», из разговорного формата довольно высокий уровень имеет
20 Фролова Т.И. Человеческое развитие в коммуникационных стратегиях российской журналистики. // М.
2014 .С. 90.
21 Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Радиовещание в
России в 2014 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. М., 2015. С. 67.
13
«Эхо Москвы», которое расположилось в рейтинге на третьем месте, и
радиостанция «Вести fm», которая занимает девятую строчку.
Программы о социальных проблемах поднимаются именно на
разговорных радиостанциях. Т.И.Фролова пишет «Обсуждение в радиоэфире
наболевших социальных проблем, которые замалчивались десятилетиями,
вошло в практику в годы «перестройки» и с тех пор неизменно остается в
повестке».22
Рисунок 1 Среднегодовая доля аудитории в Санкт-Петербурге. Источник: отраслевой доклад
Федерального агентства.
Проблемы здравоохранения, образования, уровня жизни, демографии, а
также сирот, мигрантов и социально незащищенных слоев населения – такова
является то, что благодаря им моментально можно получить обратную связь с
аудиторией, и зачастую аудитория воспринимает это как открытое поле для
обсуждения
и высказывания своих претензий к той или иной социальной
сфере. Это является огромным преимуществом.
«Разговорное радио работает в прямом эфире, это открывает большие
возможности для интерактивности – включенности слушателя в создание
22 Фролова Т. И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. М.:
МедиаМир. 2014. С. 130.
14
радиоконтента (высказывание мнений и оценок, вопросы и комментарии и
пр.).23
Если рассматривать радиостанции именно на наличие программ
социального содержания, то они могут быть представлены на радиостанциях
информационно-разговорного формата, на региональных радиостанциях и в
новостной повестке музыкального радио.
На «Радио России» есть специальный блок «Социальный проект», куда
входят двадцать программ. Среди них: «Адреса милосердия» - программа,
рассказывающая о благотворительных организациях; «Вашей помощи ждут»
- программа о малообеспеченном слое населения; «Детский вопрос. Поезд
надежды» - программа о детях-сиротах, ищущих свой дом; «Национальный
акцент» - программа об этнических проблемах, возникающих в современном
обществе; «Учебный год» - программа о проблемах, возникающих в
российском школьном образовании и другие.
На оппозиционной радиостанции «Эхо Москвы» также очень много
передач социального характера. Например, такие как: «Без посредников» передача, в которой главный редактор отвечает на любые интересующие
вопросы аудитории; «Водная среда» - программа, в которой обсуждают
вопросы экологии, загрязнения воды и т.д; «Добро на радио» благотворительная программа, с помощью которой людям оказывают
необходимую помощь; «Ищем выход» - круглый стол с экспертами, которые
обсуждают какую-то проблему и пытаются найти из нее выход и другие.
Радиостанция «Вести FM», хотя и считается информационной, но в ее
сетке вещания тоже уделяется внимание социальным проблемам, существуют
даже специальные проекты.
Например, «Тревожная кнопка» -
«всероссийская книга жалоб и предложений» именно такое описание этой
специальной программы дается на официальном сайте радиостанции;
23 Фролова Т. И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. М.:
МедиаМир. 2014. С. 133.
15
«Интерактив» - обсуждение в прямом эфире вместе со слушателями
злободневных тем и другие.
Подобные передачи играют важную роль не только с точки зрения
решения проблем, а также с точки зрения того, что благодаря им в социум
выдвигаются такие идеи как милосердие, сострадание, доброта и т.д.
Проанализировав передачи социальной тематики, мы не можем сказать,
что радио постоянно и целенаправленно освещает социальные проблемы.
«Радиожурналисты скорее следуют за информационными поводами, чем
сами ищут их. Рассмотрение социальной проблематики ограничивается
преимущественно констатационным уровнем; выявлением причинноследственных связей внутри социальных явлений журналисты практически
не занимаются. Можно утверждать, что социальная журналистика на радио
пока не упрочилась»24.
1.3. Актуальные темы социального журналиста
Тематический диапазон социальной журналистики очень велик, и
зачастую некоторые темы всплывают часто, другие же довольно редко. В
определенный период времени актуальны определенные проблемы. Как тема
становится актуальной для журналиста, в первую очередь, конечно же, она
становится актуальна для общества, а затем для журналиста, так как
журналист в первую очередь опирается на потребности социума.
На данном этапе актуальны следующие темы социальной
журналистики:
- Тема незащищенных слоев населения, куда входят безработные,
бездомные, дети-сироты, мигранты и т.д.
- Тема проблем современной молодежи, рассматриваются такие
проблемы как алкоголизм, наркомания, ВИЧ-инфицирование и т.д.
24 Фролова Т. И. «Гуманит арная пове стка ро ссийских СМИ. Журна листика, человек,
общество»[Академические монографии],М.: МедиаМир, 2014, С. 133
16
- Тема социальной и экономической политики государства, где
рассматриваются доходы населения, уровень жизни в стране, регионе, или
отдельном городе, а также социальное обеспечение, то есть выплаты пенсий,
стипендий, пособий и т.д.
В нашем исследовании мы специально рассмотрим ряд проблем
незащищенных слоев населения, так как по-нашему мнению они являются
очень острыми, это- дети сироты, мигранты и бездомные люди.
1.
Тема детей-сирот.
З ач а с ту ю ге р о и с о ц и а л ь н ы х п р о г р а м м в С М И в ы гл я д я т
беспомощными, вызывающими жалость у слушателей, телезрителей,
читателей. С одной стороны такой журналистский прием мы считаем
правильным, но с другой, не логичным. Люди просто не смогут постоянно
воспринимать такого рода информацию, каждому хочется слышать
что-то
позитивное, интересную историю жизни, личность героя, увидеть все его
таланты, и оценить его ценность в обществе.
А теперь давайте представим, что таким беспомощным героем
является ребенок. Думаю, вывод здесь напрашивается сам собой. Поэтому
изображать ребенка как личность, показывать к чему он стремится, чего уже
добился, было бы разумнее и интересней, этим можно зацепить человека.
Галина Артеменко подтверждает нашу точку зрения: «Чем больше
ужасов, тем меньше зрителей. То есть зрителей-то, может и больше, но вот
информация, просьба, крик о помощи просто стучится в стекло телевизора с
другой стороны. Нас не услышат».25
В России около 36 миллионов детей, почти четверть от общей
численности населения страны. В нашей стране ратифицирована Конвенция
о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 1989 году,
разработаны федеральные программы «Дети России», «Национальный план
25 Бережная М.А. Социальная тележурналистика: Учеб.-метод. Пособие – СПб.: Роза мира, 2005 . С.131
17
действий в интересах детей», принят «Федеральный закон об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»26.
Дети – это один из самых сложных и часто встречающихся социальных
субъектов. К тому же он неоднороден: «Внутри него сосуществуют малыши,
подростки, школьники, выпускники, социальные сироты/безнадзорные дети,
малолетние преступники, дети-инвалиды»27.
Эта тема интересует многих, вызывая большой интерес, а все благодаря
тому, что «проблемы с которыми сталкиваются дети, как правило, не решить
без вмешательства взрослых. Однако их невозможно решить и без участия
самих детей. Алгоритм «социальный субъект» фиксирует совместные усилия,
сотрудничество разных людей и социальных групп, но при этом дети
остаются активной действующей силой, а не пассивным объектом
приложения усилий взрослых»28.
В современном мире большой проблемой для общества становятся
дети, оставшиеся без попечительства родителей.
По данным российского сайта Усыновите.ру в 2014 году в России без
попечительства родителей остался 61621 ребенок, сумМАРНОЕ
КОЛЛИЧЕСТВО было выявлен в течение отчетного года (рис. 2). Но по
сравнению с 2013 годом этот показатель меньше на 10,4 %. В последние годы
наблюдается спад этого показателя, но снизить его до минимума все равно
остается неразрешенной проблемой.
26 Т.И. Фролова, Человек и его мир в информационной повестке дня, М., 2009, стр 115
27 Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики – СПб.:
Издательский Дом С.-Петер. гос. ун-та, 2009. стр. 247
28 Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики – СПб.:
Издательский Дом С.-Петер. гос. ун-та, 2009. С.262
18
Рисунок 2 Численность детей сирот
Тем временем счетная палата Российской Федерации заявляет, что в
России число детей-сирот за 2014 год сократилось на 9 тысяч и составляет
621 тысячу 774 человека, цифры довольно высокие. Возможно они таковые
из-за сложности оформления усыновления.
Каждый ребенок должен жить в семье, ведь именно там и формируется
личность, индивид. Человек – не одинокое существо, поэтому с древних
времен в приоритете всегда была семья. «В последние годы ситуация с
устройством сирот и безнадзорных детей и улучшилась. Свою роль в этом
сыграли пресса, общественные организации - больше детей стали брать в
семью, усилился общественный контроль над детскими учреждениями» 29.
Но несмотря на такие хорошие показатели, есть и неудачные случаи.
«Участились возвраты детей, раскрылись случаи домашнего насилия,
обнажаются неблаговидные мотивы усыновления. Все это свидетельствует о
глубоком духовном неблагополучии в обществе и оставляет проблемы
детства в числе самых острых и требующих более активной и грамотной
социальной политики, более тщательного анализа в прессе». 30
29 Т.И. Фролова, Человек и его мир в информационной повестке дня, М., 2009, С. 117
30 Т.И. Фролова, Человек и его мир в информационной повестке дня, М., 2009, стр 117
19
2. Тема мигрантов.
Тема миграции в России стала актуальна в последнее время. Сегодня
все чаще и чаще можно увидеть на страницах газет, услышать по радио или
увидеть по телевизору различные материалы о мигрантах. Вызвано это тем,
что в 2012 году была принята «Концепция государственной миграционной
политики до 2025 года».
Для начала дадим толкование термину «миграция»: «Миграция
любое
территориальное
перемещение
населения, связанное
с
пересечением как внешних, так и внутренних границ административнотерриториальных
образований
с
целью
смены постоянного места
жительства или временного пребывания на территории для осуществления
учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим
воздействием
каких
факторов
оно
происходит - притягивающих или
выталкивающих».31
По нашему мнению это может быть Одно из возможных вариантов
решения демографиче ского вопро с а для ро ссийской
федерации.Общеизвестно, что в России существует демографический кризис,
и вероятно государство путем привлечения мигрантов решило поднять
численность населения страны. Разработанную концепцию планируется
осуществляться в три этапа:
1этап: 2012-2015гг.
2 этап: 2016-2020гг.
3 этап: 2020-2025гг.
«Основными целями миграционной политики России, определенными
в вышеуказанной Концепции являются:
31 Кобылинская С.В., Усенко А.С., «Современная миграционная политика России», научный журнал
КубГАУ, №103(09), 2014, С. 1
20
а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации,
максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения
Российской Федерации;
б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения
Российской Федерации;
в) содействие обеспечению потребности экономики Российской
Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и
повышении конкурентоспособности ее отраслей;»32
«По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году
обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего
Востока».33
В целом миграционная практика показывает, что в последние годы в
Российской Федерации усилился поток мигрантов, которых разделяют на
следующие категории: 1.беженцы; 2.вынужденные переселенцы; 3.трудовые
мигранты;
Для социальной журналистики интерес составляет именно последняя
категория мигрантов. Так как этот тип вызывает
недовольство, как у
граждан, так и у власти. Вызвано это тем, что возросло число нелегальных
мигрантов. Исследователи О.Д. Воробьева, А.В. Топилина выделяют
несколько категорий нелегальных мигрантов: «Первая категория это те из
них, которые въехали в нашу страну легально, получив разрешение на
работу или въезд, но остались в России после истечения срока трудового
договора или туристической визы. Вторая категория –
это мигранты,
законно прибывшие в Россию и пребывающие в ней, но не имеющие
разрешения на работу и занятые в теневом секторе экономики. Третья
32 «Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года: заявленные планы и
реальная жизнь», М., 2015, С. 3
33 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025
года//http://www.latvia.mid.ru/migration/kontseptsiya_gos_migr_polit_rf_2025.pdf ,С. 12
21
категория – те мигранты, которые пересекли границу нелегально и
находятся на территории России без регистрации». 34
Правительство решило ужесточить контроль над мигрантами, и с 1
января 2015 года вступили в силу новые положения Федерального закона «О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Для
получения разрешения на работу, сейчас это называется патент, нужно
предоставить сертификат подтверждающий владение русским языком, знание
истории России и основ законодательства РФ.
По данным главного управления по вопросам миграции МВД России
за 2015 год по всей стране было оформлено 1 788201 патент на работу.
Приезжают работать в основном мужчины в возрасте от 30 до 39 лет, их
численность составляет 752 586 человек.
По нашему мнению проблема нелегальных мигрантов актуальна в СМИ
по ряду причин, во-первых, это нарушение законодательства РФ, во-вторых,
это связано с частыми нарушениями мигрантами РФ с высокой
преступностью и разногласиями в этнических взглядах, и в третьих, с
сокращение рабочих мест для граждан России.
Поэтому, хотя миграция
является одним из источников увеличения численности населения, она может
нести за собой негативные последствия для российского общества.
3.Тема бездомных людей
Тема бездомных людей в СМИ поднимается довольно редко, но все же
остается одной из наиболее актуальных в обществе. Сегодня существуют
различные благотворительные организации, помогающие бездомным людям
восстановить документы, получить необходимую медицинскую или
юридическую помощь, а иногда и получить приют.
34 Миграционное движение населения: теория, политика, практика,
Воробьевой, А.В.Топилина. М., 2013. С.126.
перспективы / под общ. ред. О.Д
22
Е.А.Коваленко определяет бездомность как: «состояние (социальное
положение) человека, связанное с отсутствием у него места, пригодного для
проживания, в связи с тем, что у него либо нет прав на конкретное жилое
помещение, которое он мог бы использовать для проживания, либо нет
возможности такие права реализовать. Кроме того, можно выделить
скрытую бездомность, когда человек имеет возможность где-то жить, но при
этом не имеет регистрации по месту жительства и его жилищная ситуация
нестабильна».35
Конечно, реализуются различные программы помощи бездомным,
например: «Пункт обогрева» -
где бездомным предоставляется ночной
приют, питание и при необходимости первая медицинская помощь; «Ночной
автобус» - волонтеры которого раздают горячее питание в разных районах
Петербурга, а программа «Транзит» - занимается доставкой бездомных в те
регионы, откуда они родом.
Потеряв свой дом, человек оказывается в социальном вакууме,
изолированным от общества, и с каждым днем эта воронка затягивает его все
глубже и глубже. Поэтому задача журналистики в том, чтобы помочь таким
людям снова адаптироваться в обществе, восстановить свои права.
В России
много бездомных, по официальной статистике около трех
миллионов, но как известно, их количество намного больше, потому что
вести точный учет бездомных невозможно. Самое большое количество
насчитывается в крупных городах, потому что люди едут а такие города,
чтобы улучшить свое финансовое состояние, но к сожалению, многие
оказываются на улице.
35 Коваленко Е.А. «Воронка бездомности и ограничение потенциальных возможностей», журнал
исследований социальной политики, том 8, №4 ,С. 520
23
В Петербурге, по данным благотворительной организации
«Ночлежка», на 2013 год насчитывалось 60 тысяч бездомных, а в имеющихся
четырнадцати домах ночного пребывания всего 220 мест.
Рисунок 3 Причины по которым люди оказываются на улице
Влада Гасникова, сотрудник одной из благотворительных организаций
рассказала, по каким причинам люди оказываются на улице: «Самая частая
проблема, почему люди оказываются на улице это - семейные конфликты.
Вторая по распространенности причина бездомности - это мошенничество с
недвижимостью, а также выпускники детдомов, которые получают свое
жилье, есть которые его так и не получают, хотя им оно положено по закону,
срок ожидания до 15 лет, а где 15 лет человек жить будет, мало кого волнует.
И третья категория – это люди, которые возвращаются из тюрьмы».
(рис.3)36Исследователи выделяют еще несколько критериев, это безработица,
недостаточное количество средств для проживания, нехватка доступного
жилья.
36 Экспертное интервью с Владой Гасниковой // Личный архив автора. 2015. Декабрь.
24
Решать эту проблему нужно на государственном уровне. И здесь стоит
большая задача перед СМИ, для того чтобы поднять эту тему на всеобщее
обсуждение, но пока это не делается. Дважды делалась попытка создать
законопроекты, закрепляющие права и обязанности бездомных: «О
профилактике бродяжничества», «Об основах законодательства Российской
Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных»,
которые остались в стадии разработки.
В центре по правовой поддержке граждан нам подтвердили эту
информацию: «У нас в РФ нет такой правовой основы. У нас есть полиция,
есть методы физической расправы и теплотрассы, а правовых актов по
бездомным нет, к сожалению, на данный момент у нас не разработана такая
правовая система. В Госдуме проходил закон, по поводу непосредственно
питания да, но сами понимаете, когда государство выделяет из бюджета
какие-то средства, они не всегда расходуются по назначению. Естественно,
финансируется питание, финансируются ночлежки для бездомных, но все
это, конечно в таком виде - не как в Штатах, не как в Европе».37
По нашему мнению, тема довольно острая и ей не уделяется должного
внимания в современной журналистике.
ГЛАВА 2
АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ «НЕРАВНОДУШНЫЕ»
37 Экспертное интервью с адвокатом. личный архив
25
В этой главе мы будем описывать процесс разработки, создания и
выпуска цикла авторских программ на социальные темы. Данный цикл
выйдет в эфир на ТРК «Мост», под названием «Неравнодушные».
Для начала давайте разберем, что такое авторская программа.
Авторская программа – это программа на определенную тематику созданная
журналистом, в которой он зачастую, выполняет роль не только ведущего, но
и создателя, сценариста, звукорежиссера, редактора, координатора,
продюсера и т.д. Иными словами авторская программа, это программа,
полностью сделанная автором, в которой он выбирает тему, героев,
экспертов, хронометраж, музыкальное оформление и т.д. Но естественно
программа должна соответствовать формату радиостанции, на которой
выходит в эфир.
Главной целью авторской программы является то, что автору нужно
заинтересовать слушателя своей передачей, потому что авторская программа
это не сообщение просто сухих фактов, а их обсуждение, анализ и выявление
подводных камней. Здесь конечно главную роль играет то, как автор
расположит к себе эксперта. Для этого нужно создать непринужденную
обстановку, может даже встретиться с экспертом накануне, обсудить
сценарий, сходить прогуляться и поговорить на какие-то отдаленные темы,
про свою жизнь и т.д.
Что касается самой передачи, то для того чтобы программа
запомнилась слушателям (а радио это в первую очередь звук), можно
придумать специальные авторские подложки, перебивки, слоганы, которые
соответствуют тематике программы и т.д. Как отмечает Ю.В. Клюев в своей
статье «Публицистичность радиоречи», «именно с помощью звуков любое
выступление по радио приобретает эфирное звучание, именно звуки, их
сочетание составляют живую ткань речевого общения на радио» 38.
И конечно важную роль играет актуальность темы авторской
программы. О ней поговорим подробней.
38 Клюев Ю.В. Публицистичность радиоречи. Учёные записки ЗабГУ. 2015. № 2 (61), С. 90.
26
Так как тематика нашей авторской программы социальная, то мы будем
рассматривать актуализацию социальной информации.
Одним из самых важных критериев актуализации социальной
и н ф о рм а ц и и э то в к л юч е н и е с о ц и а л ь н ы х п р о бл е м в
информационную повестку дня. Так как зачастую очень многие
социальные проблемы остаются в стороне, потому что СМИ не
обращает на них внимание. Проблема существует для того, чтобы
ее решать, и если постоянно обращать на нее внимание, то и
результат не заставит ждать.
Следующий критерий это создание определенных рубрик в
программе. Благодаря рубрикам, слушателю будет удобней
слушать систематизированную информацию, которая в ней
представлена, и в дальнейшем привыкать к формату передачи.
Также главным критерием является персонификация, когда через
историю конкретного человека раскрывается проблема, и здесь
можно ярко увидеть, как какая-то определенная проблема влияет
на общество и на конкретного человека.
Основной жанрообразующей особенностью авторской программы
является то, что здесь автор может выступать от себя, т.е. комментировать
проблему и высказывать свое мнение. Однако журналист должен точно
определить свою позицию и придерживаться ее, так как отказ от нее может
повлечь за собой плохие последствия для передачи. Если позиция автора
будет меняться из программы в программу, аудитория потеряет доверие к
транслируемой в ней информации и к журналисту.
Название программы «Неравнодушные» выбрано не случайно, оно
подчеркивает главную идею передач, которая заключается в слогане, который
мы придумали для передачи: «Мы говорим о темах, которые не могут быть
безразличны для людей».
В этой программе уже работали наши коллеги и архив программ
многочислен. Но мы полностью изменили формат программы. Раньше
27
программа состояла из двух ведущих, которые обсуждают в студии тему на
любую тематику, давая синхронны героев и экспертов, многие передачи
выполняли рекреативную функцию. Нами же была разработана тематическая
направленность передачи (социальная тематика) и преобразование ее в более
серьезный аналитический разряд. Социальная тематика программы была
выбрана неслучайно, потому что автору не безразличны проблемы, которые
есть сейчас в обществе. Также автор посетил два спецкурса по социальной
журналистике, преподаваемых Бережной Мариной Александровной.
Нами был составлен план разработки программы, который включал в
себя:
1. Выбор темы
2. Поиск информации по исследуемой теме
3. Поиск героев, экспертов
4. Разработка сценария
5. Утверждение сценария у редактора
6. Согласование времени проведения записи программы с экспертами
7. Запись программы
8. Монтаж передачи
9. Выпуск в эфир
Было подготовлено три выпуска программ на социальные темы,
которые актуальны сейчас для общества. Это проблема трудовых мигрантов,
бездомных людей и детей-сирот. Хронометраж каждой программы составляет
в среднем двадцать минут. Жанр программы синтетический, это обусловлено
тем, что – основа это интервью с экспертом в студии, при этом в программу
включены истории героев, синхронны других экспертов, репортажи и
рубрики.
Д а д и м тол ко ва н и е т е рм и н у и н т е р в ью : « И н т е р в ью – э то
целенаправленный обмен вопросами и ответами с целью получения
информации. Он служит для того, чтобы в кратчайшие сроки получить от
опрашиваемого исчерпывающие и четкие сведения. С одной стороны,
28
интервью – это самостоятельная форма изложения материала в
журналистике. С другой стороны, полученная информация может быть
использована в новостях, сообщениях, репортажах или комментариях.
Общий принцип всех интервью: главное действующее лицо – опрашиваемый.
Его высказывания – важнейшая составляющая интервью» 39. Э т о
действительно так, так как вся наша передача основывается на фактах,
которые нам рассказывает эксперт в студии.
Ю.В. Клюев отмечает, что: «смысл любого интервью – в получении
зрителем, читателем, слушателем новой информации, поэтому мастерство
журналиста заключается в умении формулировать и так выстраивать вопросы
своему собеседнику, чтобы ответы на них были неожиданными,
содержательными или, например, разоблачающими»40. В своей авторской
программе мы будем придерживаться этого положения.
Нами была разработана следующая модель программы:
ВСТУПЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО – КРАТКИЙ ОБЗОР, ИССЛЕДУЕМОЙ
ПРОБЛЕМЫ – БЕСЕДА С ЭКСПЕРТОМ – ИСТОРИЯ ГЕРОЯ – БЕСЕДА С
ЭКСПЕРТОМ – РУБРИКА – КОММЕНТАРИИ ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
– БЕСЕДА С ЭКСПЕРТОМ – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВЕДУЩИМ.
Мы включили в программу две рубрики:
1. «Человеческий фактор» - рубрика, в
которой приведены мнения
людей по определенному вопросу, опрошенных на улице.
Особенностью этой рубрики считается то, что вопросы задаваемые
прохожим носят этический характер, через которые мы узнаем
ответы на очень неоднозначные явления.
2. «Цифры» - рубрика, в которой приводится актуальная на данный
момент статистика по какой-то определенной теме. Порой именно
цифры дают понять, насколько актуальна та или иная проблематика
в обществе.
39 Хюллен П., Карг Т. Пособие для радиожурналистов (на русском языке). Deutschland, Bonn. Deutsche Welle
DW-AKADEMIE, 2010. С. 76.
40 Гессен М., Назари М. По жизни. Пособие по социальной журналистике. М.,2002. С.23
29
Так же для программы было разработано авторское звуковое
оформление, которое включает себя: шапку, перебивки, подложку, фоновую
музыку для рубрик и отводку.
Цель программы изучить выбранную проблематику, выделить
основные сегменты проблемы, получить комментарии специалиста и найти
пути решения проблемы.
2.1.
Процесс создания и работы над тематической программой о
трудовых мигрантах
Выбор темы.
Тема трудовых мигрантов, была первой темой, которую мы решили
взять для анализа в нашей программе. Это обусловлено тем, что автор этой
ВКР знает эту проблему изнутри, так как является гражданином Республики
Узбекистан, и приехал в Россию для обучения. В первую очередь автор хотел
сам понять феномен миграции людей из стран ближнего зарубежья для
работы в Россию. Мы использовали слово феномен неспроста, так как для
нас это явление не объяснимо. Главный вопрос, в котором хотел разобраться
автор, зачем мигранты приезжают работать в Россию. Так как мы прожили в
Республике Узбекистан 20 лет, мы знаем, что ситуация с работой в стране не
такая плачевная.
Годом ранее мы уже занимались этой темой, но тогда возникла
проблема
в поиске героев, потому что мигранты были замкнутыми, не
идущими на контакт и совершенно не знающими русский язык. По этой
причине мы оставили эту тему, для того чтобы исследовать ее в будущем.
Мы решили продолжить изучение этой социальной проблемы в рамках
нашей авторской программы «Неравнодушные». Эта тема нам близка и
думаем нам удастся сделать хорошую программу.
Поиск информации по исследуемой теме.
В нашей программе мы делаем акцент на тот факт, что правительство с
1 января 2015 года ужесточило въезд иностранным гражданам приезжающих
работать. Поэтому первым делом мы ознакомились с новыми положениями
30
Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации». Из которого следует, что теперь трудовые мигранты
для того чтобы получить разрешение на работу (в законе дается новое
понятие "патент") должны сдать комплексный экзамен по русскому языку,
истории России и основам законодательства Российской Федерации.
Следующим этапом поиска информации стало посещение этого самого
единого центра тестирования. Согласовав это с директором, нам разрешили
присутствовать на экзамене и посмотреть задания, которые включает в себя
этот тест. Из этого включенного наблюдения мы узнали, каким образом
проходит этот экзамен и как мигранты справляются с ним. У большинства
сложность вызывала история России, хотя вопросы были не сложные. Этот
экзамен поможет отсеивать трудовых мигрантов, которые практически не
говорят по-русски, а таких достаточное количество.
Приведу пример: как сказала мне лаборант, которая проводила
тестирование мигрантом можно немного помогать, но не называть
правильный ответ, а лишь подтолкнуть к нему. Когда одной из сдающей
женщине понадобилась помощь, лаборант отправила меня. У женщины был
вопрос «Кто работает в магазине?», и варианты ответов среди, которых был
«продавец», и женщина не знала на него ответ, по-нашему мнению это легкий
вопрос.
После посещения центра тестирования, нам захотелось узнать, сколько
мигрантов все же сдают этот экзамен и получают патент. Интересующую
информацию мы нашли на сайте Федеральной службы государственной
статистики, процент довольно большой.
Следующим этапом стало посещение мероприятия, которое было
организовано «Петербургским комитетом по межнациональным отношениям
и реализации миграционной политики» специально для мигрантов. Оно
состояло из двух этапов, первый – бесплатные консультации мигрантов по
различным вопросам, второй – развлекательный концерт. На мероприятии
31
присутствовали различные ведомственные структуры, благотворительные
организации и сами мигранты.
Поговорив с мигрантами на этом мероприятии, мы поняли, что очень
многие стали жертвами мошенников, и получали от них фальшивые
документы. Поэтому после этого мы начали поиск информации о том, каким
образом можно проверить подлинность патента. Такую функцию мы нашли
на сайте «Главного управления по вопросам миграции МВД России», а так
же в магазине «Play Маркет» нашли бесплатное приложение для смартфонов,
которое называется «Мигрант».
Поиск героев и экспертов
В качестве эксперта для нашей программы требовался компетентный
человек, который непосредственно работает с трудовыми мигрантами.
Такового мы нашли на мероприятии «Под крылом Петербурга», о котором
упоминалось выше. Им стала Жучкова Мария Викторовна, пресс-секретарь
«Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной
политики в Санкт-Петербурге». Однако перед записью программы она резко
отказалась участвовать, мотивируя это тем, что мои коллеги из школы
межэтнической журналистики, написали не очень корректную статью41 о
мероприятии.
Поэтому в качестве эксперта в программу мы пригласили сотрудницу
центра языкового тестирования мигрантов, Арефьеву Анастасию, которая
подробно рассказала про систему сдачи экзамена и условия получения
патентов.
В качестве героев нам нужны были трудовые мигранты, которые
приехали работать в Россию, и столкнулись с новыми правилами оформления
разрешений на работу.
Их поиск мы начали с центра, где они проходили тестирование. Было
очень сложно найти с ними общий язык, большинство вообще отказывались
41 Национальный акцент. Молчание мигрантов, статья. //http://nazaccent.ru/content/20044-molchaniemigrantov.html
32
давать интервью и рассказывать что-то из своей жизни. Тут нам помогло
знание узбекского языка, и благодаря этому был собран. Проведение
интервью было согласовано с директором центра, но произошел следующий
инцидент. Начальник охраны потребовал стереть все записи, которые были
сделаны нами в центе, в противном случае нас оттуда бы не выпустили. Так
что пришлось снова искать героев для программы. Следующих героев мы
искали на улицах. Из них в программу включили пятерых.
Разработка сценария.
В сценарий мы включили всю полученную информацию, составили ряд
вопросов оставшихся неосвещенными для беседы с экспертом. Сценарий
строился по модели, которую мы разработали, но были некоторые
дополнения. В сценарий была включена только одна рубрика – «Цифры», в
которой были даны данные по трудоустройству иностранных граждан в
Санкт-Петербурге, о числе полученных патентов как в Санкт-Петербурге так
и по всей России. Также в сценарий был включен репортаж с мероприятия
«Под крылом Петербурга».
Модель этой программы такова:
Приветствие – обзор исследуемой проблемы – беседа с экспертом –
герой – беседа с экспертом – рубрика – беседа с экспертом – репортаж –
беседа с экспертом – подведение итогов.
2.2. Процесс создания и работы над программой о бездомных людях
Выбор темы.
Выбор следующей темы был обусловлен тем, что мы уже занимались
темой бродяжничества. Ранее нами был подготовлен специальный репортаж 42
«Люди на улице, люди без дома» на ТРК «Мост». Тема была изучена, и был
42 Сайт института Высшая школа журналистики массовых коммуникаций // http://jf.spbu.ru/radio/350724606.html
33
выявлен ряд проблем. Мы решили провести новое исследование и понять
остались ли эти проблемы или нет. Если говорить о бродяжничестве, то этой
проблематикой мы начали заниматься потому что видя постоянно людей,
которые поздней осенью купаются в фонтане задумываешься над их судьбой
и не можешь просто так пройти рядом. А по-нашему мнению главная роль
СМИ это в первую очередь помощь людям, тем более нуждающимся.
Конечно, искоренить бродяжничество невозможно, но помогать каким-то
отдельным людям вполне возможно.
В прошлый раз, когда мы занимались этой темой, было выявлено, что
по бездомным нет никаких законопроектов. Поэтому думаем пока не будет
предпринята новая попытка создания какого-то законопроекта, СМИ не
должны оставлять эту тему, а наоборот постоянно поднимать ее на всеобщее
обсуждение. Нашими коллегами один раз поднималась тема, связанная с
бездомными людьми, в рамках этой же программы «Неравнодушные».
Ведущие Ярославна Фролова, Елизар Пирогов и Екатерина Прокопенко
обсуждают в студии вопрос, нужно ли давать милостыню. Они
рассматривают этот вопрос с разных точек зрения. Приводя мнения горожан,
полиции и служителей церкви.
Поиск информации по исследуемой теме
Поиск необходимой информации мы начали с благотворительной
организации «Ночлежка». Провели интервью с Владой Гасниковой, которая
рассказала о положении бездомных людей и о проблемах, с которыми они
сталкиваются. Привела ужасающие данные статистики и провела экскурсию
по «Ночлежке». Хронометраж интервью составил один час двадцать минут.
Посещение «Ночлежки» позволило нам пообщаться с людьми,
оставшимися без дома. Большинство из них мужчины, и довольно
приветливые, рассказывали свои истории. Женщины были закрытыми,
34
замкнутыми. К сожалению, никто из присутствующих не согласился
рассказать свою историю жизни на диктофон.
Следующим шагом стало то, что мы попытались выяснить у юристов о
правовых актах, которых год назад не было. Адвокаты снова подтвердили,
что никаких улучшений в этой сфере не было и не предусматривается
в
ближайшем времени.
Поиск героев и экспертов.
Экспертом в данной передаче должен выступить человек не просто
хорошо разбирающийся
в проблемах бездомных, но в первую очередь
сопереживающий. Евгений Захарченко – социальный работник,
занимающийся помощью бездомным, именно тот человек. Евгений рассказал
кто такие бездомные, какого человека можно считать бездомным, а так же дал
ответ на более интересующий нас вопрос, почему не создаются
законопроекты по бездомным людям.
Героиня Дарья или
Дуся так она привыкла, чтобы ее называли,
рассказала историю своей жизни, где было место и радостным моментам и
печальным. С Дарьей мы познакомились во время кормления бездомных,
куда я выезжала с волонтерами Санкт-Петербуркого фонда святого Димитрия
Солунского. Очень интеллигентная женщина лет сорока пяти, сирота,
которую воспитывал тетя. После ее смерти Дарья осталась на улице, так как
ее выгнали братья. Но удача улыбнулась ей и она встретила молодого
человека и вышла за него замуж, но через некоторое время она снова
осталась одна на улице. Сейчас Дуся живет в подвале одного из
Петербургских домов вместе со своей семьей еще 4 такими же бездомными, и
не хочет возвращаться к нормальной жизни: «Но единственно очень холодно
зимой, мы избиваем друг друга к сожалению. Таким образом, попадаем
бесплатно в больницу, где можно согреться, поесть, помыться. Ну так мы
35
выживаем друг с другом, вместе, как, это даже не друзья, это можно даже
ближе назвать – семья, мы настоящая семья!»43.
Так же в этом выпуске программы мы провели интервью с двумя
волонтерами, которые помогают бездомным.
Волонтер Елизавета Кудрявцева рассказывает: «Мы провели два мастер
класса, по каллиграфии и художественной мозаике. Первый мастер класс
прошел не очень хорошо, так как люди в ночлежке, отзывчивые и легко идут
на контакт, но с недоверием относятся к новым посетителям. А во второй раз
мы проводили художественную мозаику, здесь было интересно, нужно было
выкладывать из стекла рисунки. Рисунки были простыми, на уровне детского
сада, им понравилось, сначала они были скованными, а в процессе
выкладывания мозаики, становились более общительными»44.
Мария Самойленко рассказала, как они помогают бездомным. Что
выездные кормления проходят каждый день, и что им всегда нужны
волонтеры: «Я участвовала в программе, фонда Святого Димитрия
Солунского. Это
международная организация, при католической церкви,
основанная в Риме. В разных странах и городах созданы небольшие
молодежные общества, студенческие кружки, которые стараются в свободное
время закупать продукты, необходимые медикаменты, и готовить небольшие
сухие пайки. Потом мы все ходили по городу, небольшой группой, и
разговаривали с бездомными, узнавали, как их зовут, как у них настроение,
что они тут делают»45.
Разработка сценария.
Разработка второго сценария, строилась по тем же принципам. В этот
выпуск мы включили две рубрики «Цифры» и «Человеческий фактор»,
причем вторая рубрика представлена дважды. В первой рубрике мы показали
43 Личный архив автора
44 Личный архив автора.
45 Личный архив автора
36
картину проблемы путем цифр. Была приведена статистика по общей
численности бездомных в России, а так же отдельно в Санкт-Петербурге.
В рубрике «Человеческий фактор», жители высказали свое мнение
сразу по двум вопросам. Первый из них «Как можно решить проблему
бездомных людей?», ответы людей были разные, но основная масса отвечала,
что это забота государства, оно в первую очередь должно заботиться о таких
людях. Так же многие говорили, что нужно строить больше ночлежек, домов
ночного пребывания и столовых для бездомных. Второй вопрос был
этического характера «Подаете ли вы милостыню?», в основном люди
отвечали нет, у каждого была своя причина, одни не доверяют людям,
которые просят деньги, другие говорят что нужно идти работать и т.д.
Подают милостыню только стареньким бабушкам, причем так ответило 100%
респондентов. Всего для этой рубрики было опрошено 50 человек.
Модель этой программы:
Приветствие – беседа с экспертом – рубрика – беседа с экспертом герой – беседа с экспертом – рубрика – беседа с экспертом – история
волонтеров – беседа с экспертом – рубрика – подведение итогов.
2.3.Процесс создания и работы над программой о детях сиротах
Выбор темы.
Дети это цветы жизни, и очень жаль, что порой они становятся никому
не нужными сорняками. В современной действительности это наблюдается
все чаще и чаще, а ребенок такое хрупкое существо жаждущей любви ласки.
Такая тема не могла не затронуть нас как исследователей в социальной
журналистике.
Данной проблематикой мы уже занимались ранее, проводя
исследовательскую работу в сфере телевизионной социальной журналистики,
где ребенок выступал как социальный субъект программы ТВ про
усыновление. В этой работе мы опирались на программу на 5 канале «День
37
ангела» – это благотворительная программа, которая создана для того чтобы
дети, которые остались без родителей нашли новую семью и смогли
построить новую счастливую жизнь. Передача выходит в эфир с 20 апреля
2013 года, и помогла обрести семью уже 91 ребенку, показатель довольно
высокий, всего 110 выпусков, значит, что только 19 человек не смогли
обрести семью. Программу ведут: Дарья Александрова и Максим Брызгалин.
Это практический показатель, того что «в последние годы ситуация с
устройством сирот и безнадзорных детей и улучшилась. Свою роль в этом
сыграли пресса, общественные организации – больше детей стали брать в
семью, усилился общественный контроль над детскими учреждениями»46.
Мы хотим обратить внимание на то, что именно таких результатов
должна добиваться социальная программа, не зависимо от тематики.
Поиск информации по исследуемой теме.
При поиске информации о детях-сиротах мы в первую очередь
обратились к детскому психологу, так как много теорий о том, что такие дети
с очень ранимой психикой и генами. Это оказалось просто догадками,
конечно, многое зависит от возраста и жизненной ситуации.
Поиск героев и экспертов.
При поиске эксперта по данной проблематике мы подошли серьезно.
Здесь, как и в случае с бездомными, должен был быть человек не только
разбирающийся в теме, но и сам участвующий в жизни детей-сирот.
Таким экспертом выступила – Ксения Панает, наставник
благотворительной организации «Старшие братья, старшие сестры». Ксения
является наставником девочки, которой 12 лет. На регулярной основе
забирает ее домой, для прогулки. Как утверждает Ксения, она не является для
нее мамой, скорее сестрой, которая подготавливает ее к жизни за стенами
детского дома. Дети в детском доме не знают бытовых вещей, даже посуду
мыть не умеют – говорит Ксения.
46 Т.И. Фролова, Человек и его мир в информационной повестке дня, М., 2009, стр 117
38
Героем в этом выпуске выступила счастливая мама Полина
Абросимова, которая два года назад усыновила Никиту, от которого не
скрывает факт усыновления. У Полины есть дочь, они с Никитой одногодки.
По нашим ощущениям, когда Полина рассказывала про Никиту, казалось, что
она любит его больше чем родную дочь.
Так же в программе есть история, рассказанная от лица волонтера
Дениса Федорова: «Работа с детьми сиротами заключалась в том, что мы
работали по программе «Старший брат». Основная наша деятельность была
связанна с тем, что мы приезжали в детские дома и школы интернаты, для
того чтобы просто пообщаться с детьми, попытаться их социализировать,
вывести на разговоры, просто приспособить к общению, потому что у них
этого не достаточно. Занимались организацией различных конкурсов,
мероприятий, концертов, чаепитий и т.д.»
Именно по работе с детьми, можно отметить, что все те мифы, которые
существуют о таких детях, развеиваются, как только ты перешагиваешь порог
детского дома. Это связанно с тем, что они очень общительны, они не сразу,
но все же, идут на контакт, они очень любознательны и интересуются всем,
т.е. у них очень много как у любых детей очень много вопросов, на которые
ты обычно даже и ответа не можешь найти, но приходилось, как-то все это
обыгрывать.
Конечно, мы не могли обойти стороной программу «День ангела», мы
провели интервью с ведущей Дарьей Александровой, которая рассказывала
удивительные вещи, которые происходили с ней на съемочной площадке.
Конечно, Дарья отметила, что бывает сложно прощаться с детьми после
окончания программы, и вот этот психологический аспект является
единственной трудностью в ее работе с детьми-сиротами: «Очень многие
дети просят приехать потом к ним в детский дом, им это очень важно, чтобы
кто-то приезжал с подарками. И тогда они безумно благодарны. Других
сложностей нет, хотя мы снимаем по 12 часов в любую погоду. Есть
39
сложности, но все это ерунда по сравнению с той эмоциональностью, которая
царит во время съемок. Тяжело конечно всем что говорить, но мы стараемся
сделать праздник для ребенка все равно».47
Психолога Анастасия Леонтьева сказала, что к программам такого рода
относится хорошо, «а именно ко «Дню ангела» особенно. Сама идея очень
интересная. Это осуществление желаний ребенка. Он хоть один день, но
находится в центре внимания. В этот день все для него. И даже если не
найдется людей, которые готовы забрать этого ребенка к себе, у него будет
хотя бы один сказочный день. Думаю, разрыв с родителями самое сильное
переживание в жизни таких детей. Да может быть разочарование после
программы, но ребенок получает целый день посвященный ему. Это дорогого
стоит».48
Разработка сценария
Сценарий строился на беседе ведущего и эксперта. В данной программе
было использовано две рубрики «Человеческий фактор» и «Цифры».
В рубрике «Человеческий фактор» жители высказывали свое мнение на
вопрос «Как вы думаете, почему люди не берут детей из детского дома?».
Ответы горожан были разные, в основном отвечали, что не позволяет
финансовое положение и что у таких детей плохие гены.
В рубрике «Цифры» мы дали статистику Счетной Палаты Российской
Федерации по численности детей-сирот в стране. А так же численность детей
сирот в Петербурге.
Модель этой программы:
Приветствие – информационная справка о проблеме – беседа с
экспертом – рубрика – беседа с экспертом – герой – беседа с экспертом –
47 Личный архив. Интервью с ведущей Дарьей Александровой
48 Личный архив. Интервью с детским психологом Анастасией Леонтьевой
40
рубрика – беседа с экспертом – Дарья Александрова– беседа с экспертом –
психолог– подведение итогов.
Заключение
В современном обществе, большую значимость получает именно
социальная журналистика. В этом, мы могли убедиться, исследуя
теоретическую базу по социальной журналистике. Такие исследователи как
М. А. Бережная, Т. И. Фролова внесли существенный вклад в развитие и
становлении социальной журналистики в России. Их многочисленные,
научные работы практически вывели социальную журналистику в отдельное
направление.
Радиовещание является неотъемлемой частью современных аудио –
визуальных СМИ. Именно радио, в отличии от телевидения, где все же
41
главную роль занимает развлекательные программы, является главной
трибуной для поднятия социальных проблем в обществе. Социальную
проблематику в программах, успешно освещают в аналитических жанрах,
интервью, а так же смешанных жанрах, то есть синтетических.
Перед нами была поставлена цель, создать цикл социальных программ
на «ТРК Мост» - неравнодушные. Исходя из цели, были поставлены задачи:
Завершая исследование можно сделать следующие выводы:
Во-первых, социальная журналистика в России только начала
развиваться.
Во-вторых, в СМИ еще не уделяется достаточного внимания.
В третьих, социальная журналистика оказывает неимоверную помощь
обществу.
В четвертых, все проблемы, которые существуют в социуме,
искоренить невозможно. Однако, журналистика, может попытаться улучшить
ситуацию в обществе.
В пятых, огромную роль, в решении социальных проблем, могут
сыграть благотворительные организации, посредством освещения этого в
СМИ.
В дальнейшем мы не собираемся останавливаться на этом этапе. Нами
будут разработаны дополнительные социальные программы, но уже в рамках
неучебной деятельности.
42
Список литературы
1. Аберкромби Н. Социологический словарь. Пер. с англ. // под ред.
С.А.Ерофеева, М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2004.
2. Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах
телевизионной журналистики. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос.
ун-та. 2009.
3. Бережная М.А. Социальная тележурналистика. СПб.: Роза мира, 2005.
4. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ
полезными людям. М., Престиж. 2006.
5. Назарова Т.В. Социальная проблематика в городской газете. // Вестник
ВолГУ., вып. 6. 2007.
43
6. Вычуб Г.С., Фролова Т.И. Проблематика периодической печати. М.:
ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2008
7. Гессен М., Назари М. По жизни. Пособие по социальной журналистике.
М.,2002.
8. Клюев. Ю.В. Публицистичность радиоречи, // Учёные записки ЗабГУ.
2015. № 2 (61).
9. Кобылинская С.В., Усенко А.С., «Современная миграционная политика
России», научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014.
10.Коваленко Е.А. «Воронка бездомности и ограничение потенциальных
возможностей», журнал исследований социальной политики, том 8,
№4 ,
11. «Концепция государственной миграционной политики на период до
2025 года: заявленные планы и реальная жизнь», М., 2015.
12.Концепция государственной миграционной политики Российской
Федерации
на
период
до
2025
года//http://www.latvia.mid.ru/migration/kontseptsiya_gos_migr_polit_rf_2
025.pdf .
13.Миграционное движение населения:
теория, политика, практика,
перспективы / под общ. ред. О.Д Воробьевой, А.В.Топилина. М., 2013.
14.Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям. Радиовещание в России в 2014 году. Состояние,
тенденции и перспективы развития. М., 2015.
15.Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям. Радиовещание в России в 2014 году. Состояние,
тенденции и перспективы развития. М., 2015.
16.Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка.
Аделант. 2011.
М.:
44
17.Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее роль в общественном
диалоге. М.: Пульс. 2003.
18.Фролова Т.И. Человеческое развитие в коммуникационных стратегиях
российской журналистики. // М. 2014.
19.Фролова Т. И. Гуманитарная пове стка ро ссийских СМИ.
Журналистика, человек, общество. М.: МедиаМир. 2014.
20.Фролова, Человек и его мир в информационной повестке дня, М., 2009.
21.Хюллен П., Карг Т. Пособие для радиожурналистов (на русском языке).
Deutschland, Bonn. Deutsche Welle DW-AKADEMIE, 2010.
Электронные источники
22.Н а ц и о н а л ь н ы й а к ц е н т. М о л ч а н и е м и г р а н т о в , с т а т ь я .
//http://nazaccent.ru/content/20044-molchanie-migrantov.html
23.С а й т и н с т и ту т а В ы с ш а я ш кол а ж у р н а л и с т и к и м а с с о в ы х
коммуникаций // http://jf.spbu.ru/radio/3507-24606.html
24.Сайт Вести FM//http://radiovesti.ru/
25.
Сайт радио Росмии // http://www.radiorus.ru/
26.Сайт Эхо Москвы // http://echo.msk.ru/
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв