МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М. В. ЛОМОНОСОВА
Факультет журналистики
Кафедра истории зарубежной литературы и журналистики
Телесность в романах-антиутопиях
XX века
(на материале произведений О.Хаксли, Дж.Оруэлла и Р.Брэдбери)
Работу выполнила
студентка III курса (гр.310)
Трищенко Н.Д.
Научный руководитель –
кандидат филологических наук
Михайлова Л.Г.
Москва, 2015 г.
Содержание
I. Введение ....................................................................................... 2
II. О романах .................................................................................... 4
III. Роль тела в романах-антиутопиях ............................................ 7
IV. Заключение .............................................................................. 13
V. Библиографический список .................................................... 14
1
I. Введение
XX век оказался очень неоднозначным периодом в истории человечества: с одной
стороны, небывалый технологический прорыв обещал людям светлое будущее в тепле и
сытости, с другой стороны – самые разрушительные в истории войны, изобретение
оружие массового поражения и волны революций показали, что радоваться
преждевременно. Писатели остро реагировали на переживания современников, обеспечив
расцвет жанру антиутопии, – с пессимизмом, достойным экономической разрухи, военной
истерии и гнета тоталитарных систем.
В работе рассмотрено три романа: «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (1932 г.),
«1984» Джорджа Оруэлла (1949 г.) и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбри (1953 г.).
Все произведения были созданы в период социальной нестабильности, под впечатлением
от кровопролитных войн и становления новых государственных режимов. Обстановка
обусловила преемственность темы «романа-предупреждения», которую на рубеже веков
начал Герберт Уэллс («Машина времени», «Война миров»). Его произведения также были
своего рода напоминанием для людей, которые в поисках модели «общества всеобщего
благополучия» слишком увлеклись техническим прогрессом и упускали из виду вопросы
отношений и чувств, забывали о высших духовных потребностях и необходимости
сохранить человеческое в человеке.
Ситуация в мире располагала к развитию жанра: «Основой и условием
возникновения утопии является недовольство действительностью. Следствием этой
неудовлетворённости стало моделирование альтернативного общества, построенного на
иных социально-исторических основаниях и этических моделях. Система институтов,
формы политической организации, отношения между людьми представлены в утопии в
идеализированном виде»1. Однако оформление науки социологии, международная
обстановка и применение лучших произведений человеческой мысли для убийств и
разрушений не настраивали на позитивные концепции. Антиутопия – пессимистический
пересмотр идеалистических воззрений на возможность построения стабильного общества,
в котором все люди счастливы.
Для антиутопий характерен пересмотр истории (запрет на книги у Брэдбери и
Хаксли, Министерство Правды Оруэлла), уничтожение старого мира, каким люди его
знали – в котором было место для духовной и интеллектуальной свободы. Именно
вопросы личного и общественного, свободы и счастья нашли свое отражение в
произведениях писателей-антиутопистов, показавших миру, какой сценарий развития
может ждать человечество в условиях тоталитарных систем и чем опасно общество
потребления.
Пожалуй, произведения посвящены вопросам скорее духовного, чем
материального плана, ведь задача антиутопии – обрисовать «механизм и последствия
тоталитарного режима, моральное разрушение личности в результате манипулирования
1
Вераксич И.Ю. Зарубежная литература. ХХ век. Курс лекций. Лекция № 12. Антиутопия в
западноевропейской литературе. URL: 20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/veraksich-hh-vek-kurs-lekcij/lekciya12.htm.
2
человеческим сознанием»2. И все же нельзя недооценивать роль физического мира –
особенно тела, материальной оболочки, которая во многом определяет наши стремления,
поведение и отношение к жизни.
Исследователи по-разному трактуют понятия «тела» и «телесности»: например, о
теле пишут «внешнем и внутреннем» (М.М. Бахтин), телесность выделяют «природную,
социальную и культурную» (И.М. Быховская)3. В данной работе под «телесностью»
понимаются физические проявления человека (живого организма с определенными
потребностями), а также восприятие этих проявлений индивидом и обществом. Таким
образом, все трактовки понятия получают некоторый обзор, хотя и в разной степени.
2
Вераксич И.Ю. Зарубежная литература. ХХ век. Курс лекций. Лекция № 12. Антиутопия в
западноевропейской литературе. URL: 20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/veraksich-hh-vek-kurs-lekcij/lekciya12.htm.
3
Цветус-Сальхова Т.Э. «Тело» и «телесность» в культурологических исследованиях // Вестн. Том. гос. ун-та
. 2011. №351. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/telo-i-telesnost-v-kulturologicheskih-issledovaniyah.
3
II.О романах
Несмотря на некоторые идейные различия, у отобранных антиутопий много общих
черт: в каждой из них присутствует контроль над личной жизнью человека, его мыслями,
которые должны быть правильными – либо из-за возможного наказания, либо в силу того,
что при любых отклонениях человек перестает вписываться в схемы и неизбежно
становится несчастным. Также прослеживается обязательное наличие массовой
пропаганды и воспитание «правильного» человека с самого раннего возраста, упадок
науки и культуры – первая подчинена узким потребностям (совершенствование
вооружений у Оруэлла и Брэдбери, развитие отдельных разделов биологии и химии в
нуждах дальнейшего развития сформированной общественной системы – у Хаксли),
вторая становится массовой и теряет истинную художественность.
Кроме того, как уже было сказано, все произведения служат иллюстрацией
отрицательных сценариев, которых человечеству необходимо избегать. По признанию
Олдоса Хаксли, основным посылом его книги было: «Это возможно, ради всего святого,
будьте осторожны!»4. С полной уверенностью можно сказать то же самое и о двух других
авторах: Оруэлл был близок к паранойе (известен «список Оруэлла», за который
журналист российского издания «Коммерсант. Власть» наградил писателя званием
«честного ябедника»5), Брэдбери видел, как современники теряют интерес к чтению, и
предполагал последствия смены медиумов для общественного развития.
1. «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли
Роман был издан в 1932 году, когда фашистские режимы только начинали
формироваться и еще не успели показать всю безжалостность своей идеологии. Хаксли
активно участвовал в антивоенном движении, но видел угрозу не столько в тоталитарных
системах, сколько в бездушном научно-техническом прогрессе, на который человечество
возлагало огромные надежды. В этом плане «О дивный новый мир» в гораздо большей
степени, чем другие описываемые произведения, перекликается с романами Уэллса, т.к.
тоже демонстрирует торжество развития науки, направленной на обеспечение наиболее
«благополучного» состояния общества, вкупе с полным упадком морально-нравственных
установок и разрушением отношений между людьми. «Картина мира, спасшегося от
смерти физической, но превращенного в некую модель, напоминающую тоталитарное или
фашистское государство. “Все счастливы. Все получают то, чего хотят, и никто никогда
не хочет того, чего он не может получить”. Человек такого рода создается искусственным
путем, он запрограммирован, как всякий другой механизм»6, - так характеризуют роман
исследователи.
Перекличка с литературой рубежа веков состоит еще и в том, что для Хаксли тоже
было характерно «ощущение разрыва "связи времен", крушения ценностей и
установлений, казавшихся еще недавно незыблемыми и вечными. Война стимулировала
4
Апенко Е. Настоящее и будущее по Олдосу Хаксли. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articlesangliya/apenko-nastoyaschee-i-buduschee.htm.
5
Журнал "Коммерсантъ Власть" №26 от 14.07.1998, стр. 4. URL:http://www.kommersant.ru/doc/14556.
6
Зарубежная литература XX века / Под ред. Андреева Л.Г. М.: «Высшая школа», 2004, с. 308.
4
кардинальные изменения в экономике, политике, науке, материальной и духовной
культуре. Между веком нынешним и веком минувшим пролегла четкая грань, и сделалась
для многих явной несостоятельность разработанных в прошлые века представлений о
человеке и человеческой цивилизации. Отсюда - стремление создать другую "картину
мира", найти адекватные новой реальности способы ее осмысления, как идейнофилософские, так и эстетические»7.
2. «1984» Джорджа Оруэлла
Роман был издан через 4 года после окончания Второй мировой войны, когда еще
очень свежими оставались впечатления ото всех ужасов фашизма, а в Советском Союзе
процветал культ личности Сталина. В «1984» описан, пожалуй, самый страшный сценарий
развития общества, здесь не остается места никаким радостям, кроме беззаветной любви к
Старшему Брату и искоренения его врагов: «Оруэлл, как и Хаксли, показывает, сколь
мало значит личность в Океании, но, в отличие от Хаксли, ставит подавление личных
свобод в зависимость от грубого насилия и страха, а не от технического прогресса. В
«1984» государство контролирует не только настоящее, постоянно подогревая военную
истерию и запугивая граждан внешней угрозой; столь же строгому контролю подлежит и
прошлое»8. В каком-то смысле идеология оруэлловского мира напоминает строгую
религию, ведь такое тотальное подчинение сознания, посвящение жизни некому
единственному существу и бесконечная вера (а без истинной веры невозможно прожить в
мире «двоемыслия) характерны скорее для религиозного культа, чем для государственной
идеологии.
Антиутопия во многом основывается на разоблачении советского мифа о
торжестве революции и жизни всего народа ради великой цели – построения
социалистического государства. В книге воплотились многие черты реальности: борьба с
прошлым, подделывание настоящего, то самое «двоемыслие», когда вчерашние лидеры
становились врагами народа (как известно, Льва Троцкого считали прототипом
Голдстейна). И, кстати, отношение к телу – «секса в Советском Союзе не было», зато
стремление к воспитанию «бесполых» граждан – процветало.
3. «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери
Самая поздняя из трех описываемых антиутопий – книга «451 градус по
Фаренгейту», которая была издана Р.Брэдбери в 1953 году (хотя легший в его основу
рассказ «Пожарный» увидел свет в 1949-м). Как и в романе Оруэлла, важную функцию в
сюжете произведения выполняет война, однако здесь она не носит постоянный характер, а
наоборот, служит некой отправной точкой, которая может изменить существующий ход
вещей и вернуть общество на путь эволюции («Мы можем отпечатать несколько книг и
7
Апенко Е. Настоящее и будущее по Олдосу Хаксли. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articlesangliya/apenko-nastoyaschee-i-buduschee.htm.
8
Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. М.
Толмачева. М., 2003, с. 437.
5
ждать, пока не начнётся война, которая разрушит нынешний порядок вещей и даст нам
нужный толчок»9, - говорит Фабер Монтэгу).
Много общего у книги Брэдбери с романом Хаксли: все та же установка на
внешнее благополучие, удовольствия и удобство, а также запрет на интеллектуальное
развитие, которое может сделать людей только несчастными.
И все же общество, описанное Рэем Брэдбери, гораздо более узнаваемо для
современного читателя, чем социальные модели других антиутопистов. Книги, конечно,
никто насильно не сжигает, но этого и не требуется: люди сами предпочитают
информационный фастфуд, пока печатные тома мирно пылятся на полках.
9
Брэдбери Рэй. 451 градус по Фаренгейту. URL:
http://modernlib.ru/books/bredberi_rey_duglas/451_gradus_po_farengeytu/read.
6
III. Роль тела в романах-антиутопиях
В указанных произведениях телу отведена разная роль: у Оруэлла проявления
телесности важны для развития сюжета – физически воплощенного преступления против
системы и последующего слома главных героев; Хаксли строит общество будущего на
открытиях в области биологии, благодаря которым возможно выращивание нужных
людей и распределение социальных функций; Брэдбери уделяет сфере телесного меньше
внимания, однако стоит помнить, что люди в его романе становятся носителями знаний –
вместилищем текстов, без которых возрождение общества невозможно.
1. Отношение к физической оболочке
В представлении человеческого тела романы Хаксли и Оруэлла в некотором
смысле противоположны. В «1984» вообще очень мало красивых людей. Лишь здоровая
молодежь может претендовать на приятные глазу внешние признаки: такой, например,
представляется главная героиня Джулия («сильное стройное тело, перехваченное алым
кушаком, который подчеркивал крутые бедра»10, тонкая талия, пышные каштановые
волосы). Главный герой же выглядит совсем иначе: по сравнению с девушкой он
чувствует себя «грязным и чахлым — комнатное существо с забитыми лондонской пылью
и копотью порами»11. Эта «чахлость» и «запыленность» проявляется и в других
персонажах романа, облик которых соответствует окружающему миру (так, миссис
Парсонс описана следующим образом: «Впечатление было такое, что в морщинах ее лица
лежит пыль»12). Плохое физическое состояние и быстрое увядание людей неудивительно
при той обстановке, в которой приходится жить даже членам партии, пусть и Внешней:
«еды никогда не было вдоволь, никогда не было целых носков и белья, мебель всегда
была обшарпанной и шаткой, комнаты — нетопленными, поезда в метро —
переполненными, дома — обветшалыми, хлеб — темным, кофе — гнусным, чай —
редкостью, сигареты — считанными: ничего дешевого и в достатке, кроме синтетического
джина»13.
Тело в романе – лишь функциональная оболочка, которая не должна отличаться
излишней энергией; в отношениях с системой первичны мысли, а не действия – именно
«мыслепреступление» определяет судьбу героя, и не так важно, решился бы он на
физическое воплощение своих желаний или нет. В романе «О дивный новый мир» люди
свободнее хотя бы в мыслях, пока демонстрируют правильное поведение.
Произведения Брэдбери и Хаксли перекликаются в большей степени: здесь идеал
тела соответствует ценностям «общества потребления», где человек стремится
соответствовать образцам с журнальных обложек. Но если у Брэдбери стандарты
физической красоты близки к современным («сожжённые химическими составами,
ломкие, как солома, волосы, глаза с тусклым блеском, словно на них были невидимые
бельма, накрашенный капризный рот, худое от постоянной диеты, сухощавое, как у
10
Оруэлл Джордж. 1984. URL: http://modernlib.ru/books/oruell_dzhordzh/1984/read/_gradus_po_farengeytu/read.
Там же.
12
Там же.
13
Там же.
11
7
кузнечика, тело, белая, как сало, кожа»14, - описание жены главного героя, которая явно
следит за собой; идеальные женщины в этом мире – «раскрашенные фигурки с
фарфоровыми глазами и яркими, как рубин, губами»15), то в романе «О дивный новый
мир» прекрасным телом как особой привилегией наделены представители высшей касты.
При этом искусственно выращенная физическая оболочка предельно отчуждается от
человека («каждый принадлежит всем остальным»16), а восприятие тела близко к
животному (достаточно вспомнить «тела восьмидесяти превосходных экземпляров
женской особи»17 в раздевальной).
«Олдос Хаксли ничего не придумал, когда "строил" его [общества] экономическую
модель. Он просто "продлил в будущее" основные принципы "общества массового
потребления". Человечество научилось много производить, и массово потреблять
произведенное, чтобы потом снова производить и потреблять... Но писателю, как,
впрочем, и многим другим в наше время, ясно, что "на той огромной фабрике, какую
являет собой современный индустриализированный мир, нет места ни человеку как
биологической особи, ни человеку-творцу, ни человеческой индивидуальности"»18.
Примерно то же сделал и Брэдбери, и хотя тело не становится определяющим фактором
общественного положения (его все-таки определяют деньги), в «451 градусе по
Фаренгейту» люди воспринимают друг друга через внешность, живут идеальными
картинками с экрана. На физических характеристиках, например, строится политическая
игра, и лидера страны выбирают по росту («Разве можно выставлять такого коротышку
против человека высокого роста?»19).
2. Физические приметы социальных классов
По наблюдениям главного героя «1984», «жители Взлетной полосы I в
большинстве были мелкие, темные и некрасивые» («Любопытно, как размножился в
министерствах жукоподобный тип: приземистые, коротконогие, очень рано полнеющие
мужчины с суетливыми движениями, толстыми непроницаемыми лицами и маленькими
глазами»)20. Красота человеческого тела встречается больше на телеэкранах, где
показывают «высоких мускулистых юношей и пышногрудых дев», в реальности же даже
представители высшего класса – Внутренней Партии – мало похожи на «идеальный тип».
Вторая и большая часть общества – пролы – тоже не отличаются внешней
привлекательностью, но все же более естественны, им присуща некая природная красота:
«Ему никогда не приходило в голову, что тело пятидесятилетней женщины, чудовищно
раздавшееся от многих родов, а потом загрубевшее, затвердевшее от работы, сделавшееся
14
Брэдбери Рэй. 451 градус по Фаренгейту. URL:
http://modernlib.ru/books/bredberi_rey_duglas/451_gradus_po_farengeytu/read.
15
Там же.
16
Хаксли Олдос. О дивный новый мир / пер. с англ. О.Сороки, В.Бабкова. URL: Хаксли Олдос. О дивный
новый мир / пер. с англ. О.Сороки, В.Бабкова. URL: http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt.
17
Там же.
18
Апенко Е.: Настоящее и будущее по Олдосу Хаксли. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articlesangliya/apenko-nastoyaschee-i-buduschee.htm.
19
Брэдбери Рэй. 451 градус по Фаренгейту. URL:
http://modernlib.ru/books/bredberi_rey_duglas/451_gradus_po_farengeytu/read.
20
Оруэлл Джордж. 1984. URL: http://modernlib.ru/books/oruell_dzhordzh/1984/read/_gradus_po_farengeytu/read.
8
плотным, как репа, может быть красиво. Но оно было красиво, и Уинстон подумал: а
почему бы, собственно, нет? С шершавой красной кожей, прочное и бесформенное,
словно гранитная глыба, оно так же походило на девичье тело, как ягода шиповника — на
цветок. Но кто сказал, что плод хуже цветка?»21.
В книге «О дивный новый мир» параметры тела позволяет определять конвейер
производства, идеалом становится красота, лишенная индивидуальности («96
тождественных близнецов, работающих на 96 тождественных станках!»22).
Различия общественных групп в романе представлены очень наглядно: чем ниже
социальный класс, тем ущербнее человек в физическом и интеллектуальном плане – из-за
уменьшения подачи кислорода на определенном этапе развития в пробирке. «Гаммы,
дельты и эпсилоны приучены были в какой-то мере связывать кастовое превосходство с
крупнотелостью»23, отчего страдал низкорослый Бернард. В новом обществе «все
телесные недуги старости устранены»24, поэтому молодость тоже не может стать
преимуществом.
Механизм очень эффективен, ведь ничто так не упрочняет неравенство, как
физические особенности, которые изменить нельзя. Мысли могут трансформироваться,
способности – развиваться, но тело становится поистине непреодолимым препятствием –
достаточно вспомнить историю расовых отношений. В этом плане тоже ярко проявились
приметы времени, хотя Хаксли свое несколько определил: чуть позже проявится
массовый геноцид Гитлера, идеология, построенная на чистоте расы, обладающей
вследствие каких-то физических особенностей особыми привилегиями, которые людям
другой крови не получить, как бы они не пытались. С другой стороны и в начале XX века
иллюстраций подобных отношений в обществе было достаточно: рабство в Америке,
борьба между африканскими племенами, которая продолжается до сих пор.
Надо сказать, что Олдос Хаксли противостоял неравенству не только с помощью
художественного творчества – например, писатель выступал защитником интересов
немецких евреев.
Кроме классов нового общества есть еще дикари – обычные люди, биологические
механизмы которых остались нетронутыми (таково описание старика из обитателей
резервации: «Лицо его было изморщинено и черно, как обсидиановая маска. Беззубый рот
ввалился. По углам губ и с боков подбородка торчали редкие длинные щетинки, белесо
поблескивая на темной коже. Незаплетенные волосы свисали на плечи и грудь седыми
космами. Тело было сгорбленное, тощее»25). Тело и здесь становится непреодолимым
21
Там же.
Хаксли Олдос. О дивный новый мир / пер. с англ. О.Сороки, В.Бабкова. URL:
http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt.
23
Хаксли Олдос. О дивный новый мир / пер. с англ. О.Сороки, В.Бабкова. URL:
http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt.
24
Хаксли Олдос. О дивный новый мир / пер. с англ. О.Сороки, В.Бабкова. URL:
http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt.
25
Там же.
22
9
барьером – болеющий и стареющий дикарь никогда не сможет стать частью нового
общества.
3. Потеря тела
У Оруэлла слом психики несогласных с системой определяется физическими
страхами, инстинктами тела. Для Уинстона главным кошмаром были крысы, и он не
перенес мысленной картины: «Они прыгнут вам на лицо и начнут вгрызаться. Иногда они
первым делом набрасываются на глаза. Иногда прогрызают щеки и пожирают язык»26.
Использовав единственный способ спастись (поставив между собой и крысами Джулию),
главный герой предал не только свою любовь, но и себя.
В антиутопии Хаксли девушка-бета, лишившись красоты своего тела, теряет и
возможность вернуть общественное положение. Восприятие Ленайной Линды
демонстрирует, насколько противна она представителям «дивного нового мира»: «Жирная
такая. И все эти морщины, складки дряблого лица. Обвислые щеки в лиловых пятнах
прыщей. Красные жилки на носу, на белках глаз. И эта шея, эти подбородки; и одеяло
накинуто наголову, рваное, грязное. А под коричневой рубахой-балахоном эти бурдюки
грудей, это выпирающее брюхо, эти бедра»27.
В «451 градусе по Фаренгейту» изначально люди равны в своих возможностях:
никто не идеален, но каждый в меру материальной обеспеченности волен настолько
приближать себя к изображениям с экрана, насколько ему хочется.
4.Сфера интимных отношений
Отношение к интимной сфере в романах Хаксли и Оруэлла также
противоположно, что во многом определяет описание системы «дивного нового мира» как
«"мягкой деспотии патерналистского толка", а не жестокой тирании, представленной в
знаменитой антиутопии "1984"»28. Брэдбери же и в данном аспекте сохраняет скорее
нейтральную позицию.
В романе «1984» физическое желание и его осуществление становятся формой
протеста против общественных устоев. «Партия стремилась не просто помешать тому,
чтобы между мужчинами и женщинами возникали узы, которые не всегда поддаются ее
воздействию. Ее подлинной необъявленной целью было лишить половой акт
удовольствия. Главным врагом была не столько любовь, сколько эротика — и в браке и
вне его… У брака признавали только одну цель: производить детей для службы
государству. Половое сношение следовало рассматривать как маленькую противную
26
Оруэлл Джордж. 1984. URL: http://modernlib.ru/books/oruell_dzhordzh/1984/read/_gradus_po_farengeytu/read.
Хаксли Олдос. О дивный новый мир / пер. с англ. О.Сороки, В.Бабкова. URL:
http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt.
28
Апенко Е.: Настоящее и будущее по Олдосу Хаксли. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articlesangliya/apenko-nastoyaschee-i-buduschee.htm.
27
10
процедуру, вроде клизмы»29. В этом мире «удачный половой акт — уже восстание.
Страсть — мыслепреступление»30.
В столкновении интересов личности и государства человек не имеет шансов
Индивид в соответствии со своими естественными стремлениями жаждет физической
любви, но государство требует всей энергии человека, в т.ч. эмоциональной, чтобы
система не теряла стабильности.
У Хаксли та же стабильность сохраняется другим путем: любовь и секс лишают
интимности, таинственности, переживания сводят к минимуму. Эротические игры в
«дивном новом мире» практикуются еще в детском возрасте: «Под теплым июньским
солнцем шестьсот-семьсот голеньких мальчиков и девочек бегали со звонким криком по
газонам, играли в мяч или же уединялись по двое и по трое, присев и примолкнув в
цветущих кустах»31. Когда человек становится взрослым, мало что в сфере половых
отношений может его удивить, вызвать по-настоящему сильные эмоции
У Брэдбери тема сексуальных отношений не получает особого распространения
(при этом интересно, что впервые роман издавался частями в журнале Playboy32). Однако
ясно, что ограничений в этой сфере мало, ведь ни о каких глубоких чувствах между
супругами речи не идет – одного человека можно легко заменить другим, ведь какая, в
сущности, разница, в чьей компании смотреть телевизор?
5. Материнство
Материнство как один из самых сильных видов связи между людьми, в т.ч.
физической, во всех произведениях сведено на нет.
В романе Оруэлла дети описаны по-настоящему страшно: они напоминают
«тигрят, которые скоро вырастут в людоедов», в глазах – «расчетливая жестокость»33.
Отношения между родителями и детьми соответствуют воспитанию последних: «Стало
обычным делом, что тридцатилетние люди боятся своих детей. И не зря: не проходило
недели, чтобы в «Таймс» не мелькнула заметка о том, как юный соглядатай — «маленький
герой», по принятому выражению, — подслушал нехорошую фразу и донес на родителей
в полицию мыслей»34. Впоследствии мистер Парсонс оказывается в одной камере с
Уинстоном именно «благодаря» родной дочери. А по любви в этом мире детей завести
практически невозможно, главные герои точно не имеют шансов: «Их тела никогда не
произведут ребенка»35.
29
Оруэлл Джордж. 1984. URL: http://modernlib.ru/books/oruell_dzhordzh/1984/read/_gradus_po_farengeytu/read.
Там же.
31
Хаксли Олдос. О дивный новый мир / пер. с англ. О.Сороки, В.Бабкова. URL:
http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt.
32
http://www.imdb.com/name/nm0001969/bio.
33
Там же.
34
Оруэлл Джордж. 1984. URL: http://modernlib.ru/books/oruell_dzhordzh/1984/read/_gradus_po_farengeytu/read.
35
Оруэлл Джордж. 1984. URL: http://modernlib.ru/books/oruell_dzhordzh/1984/read/_gradus_po_farengeytu/read.
30
11
В антиутопии Хаксли женщины обходятся трехмесячным курсом
псевдобеременности для поднятия тонуса, большинство «самок» лишены детородных
функций, а слово «мать» в «дивном новом мире» становится худшим ругательством,
которое молодежь даже стыдится произнести.
В «471 градусе по Фаренгейту» отношения родителей и детей напоминают схему
Хаксли в плане отвращения к этой связи родителей (вот что говорит о своих детях миссис
Бауэлс: «Девять дней из десяти они проводят в школе. Мне с ними приходится бывать
только три дня в месяц, когда они дома. Но и это ничего. Я их загоняю в гостиную,
включаю стены — и всё. Как при стирке белья. Вы закладываете бельё в машину и
захлопываете крышку»36; вторая гостья Милдред вообще считает, что никто в здравом уме
не захочет в их время заводить детей). Отпрыски же – в своей жестокости к родителям –
почти соответствуют миру оруэлловскому: «А нежностей у нас никаких не полагается. Им
и в голову не приходит меня поцеловать. Скорее уж дадут пинка»37.
36
Брэдбери Рэй. 451 градус по Фаренгейту. URL:
http://modernlib.ru/books/bredberi_rey_duglas/451_gradus_po_farengeytu/read.
37
Там же.
12
IV. Заключение
В целом антиутопии достаточно физиологичны, иллюстрациями к этому
утверждению служат несколько моментов. В «1984» очень ярки сцены в Министерстве
Любви, где от главного героя остается лишь жалкое подобие человека: «Измученное лицо
арестанта с шишковатым лбом, лысый череп, загнутый нос и словно разбитые скулы,
дикий, настороженный взгляд. Щеки изрезаны морщинами, рот запал… Он сильно
облысел… Там и сям из-под грязи проглядывали красные шрамы от побоев, а варикозная
язва превратилась в воспаленное месиво, покрытое шелушащейся кожей. Но больше всего
его испугала худоба. Ребра, обтянутые кожей, грудная клетка скелета; ноги усохли так,
что колени стали толще бедер»38. Не менее «материально» описаны пытки, выбивание
зубов, физиологические проявления («Парсонс обильно и шумно опростался в ведро.
Потом выяснилось, что крышка подогнана плохо, и еще несколько часов в камере стояла
ужасная вонь»39).
В произведении Хаксли акцент на человеческое тело переносится при описании
жителей резервации (кровь, текущая по спине юноши, жаркое приветствие Линды: она
целует Ленайну «слюнявыми губами, и от тела запах скотский, видимо, не принимает
ванны никогда, и разит изо рта алкоголем»40).
Брэдбери гораздо менее телесен: у него в обществе будущего контроль не столь
силен, относится больше к сфере сознания, поэтому проявляется менее явно. И все же в
романе также присутствуют описания физиологических процессов (например, очищение
желудка героини от снотворного: «Одна [машина] пробиралась в желудок, как чёрная
кобра на дно заброшенного колодца в поисках застоявшейся воды и загнившего
прошлого. Она пила зелёную жижу, всасывала её и выбрасывала вон… Она пила молча,
по временам захлёбываясь, издавая странные чмокающие звуки, как будто шарила там на
дне, что-то выискивая… Вся эта процедура напоминала рытьё канавы в саду»41).
Антиутопии объединяет пренебрежение к отдельной личности как таковой,
поэтому человек – в т.ч. и его физическая оболочка – сам по себе не обладает никакой
ценностью. Проявления телесности определяются необходимостью продемонстрировать
сущность устройства социальной системы. Однако симптоматично, что в каждом из
произведений находится место для выражения физиологических потребностей, привязки
человеческого духа, вопросов соотношения Истины и Счастья к бренной материальной
оболочке, от которой никуда не деться. Даже в мире самом (не)идеальном.
38
Оруэлл Джордж. 1984. URL: http://modernlib.ru/books/oruell_dzhordzh/1984/read/_gradus_po_farengeytu/read.
Оруэлл Джордж. 1984. URL: http://modernlib.ru/books/oruell_dzhordzh/1984/read/_gradus_po_farengeytu/read.
40
Хаксли Олдос. О дивный новый мир / пер. с англ. О.Сороки, В.Бабкова. URL:
http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt.
41
Брэдбери Рэй. 451 градус по Фаренгейту. URL:
http://modernlib.ru/books/bredberi_rey_duglas/451_gradus_po_farengeytu/read.
39
13
V. Библиографический список:
1. Брэдбери Рэй. 451 градус по Фаренгейту. URL:
http://modernlib.ru/books/bredberi_rey_duglas/451_gradus_po_farengeytu/read;
2. Оруэлл Джордж. 1984. URL:
http://modernlib.ru/books/oruell_dzhordzh/1984/read/_gradus_po_farengeytu/read;
3. Хаксли Олдос. О дивный новый мир / пер. с англ. О.Сороки, В.Бабкова. URL:
Хаксли Олдос. О дивный новый мир / пер. с англ. О.Сороки, В.Бабкова. URL:
http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt;
4. Апенко Е. Настоящее и будущее по Олдосу Хаксли. URL: http://20v-eurolit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-angliya/apenko-nastoyaschee-i-buduschee.htm;
5. Вераксич И.Ю. Зарубежная литература. ХХ век. Курс лекций. Лекция № 12.
Антиутопия в западноевропейской литературе. URL: 20v-euro-lit.niv.ru/20v-eurolit/veraksich-hh-vek-kurs-lekcij/lekciya-12.htm;
6. Рабинович В. С.: Явление массовой культуры глазами Олдоса Хаксли: эволюция
отношения. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-angliya/rabinovichyavlenie-massovoj-kultury.htm;
7. Цветус-Сальхова Т.Э. «Тело» и «телесность» в культурологических исследованиях
// Вестн. Том. гос. ун-та . 2011. №351. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/telo-itelesnost-v-kulturologicheskih-issledovaniyah;
8. Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003;
9. Зарубежная литература XX века / Под ред. Андреева Л.Г. М.: «Высшая школа»,
2004;
10. Журнал "Коммерсантъ Власть" №26 от 14.07.1998, стр. 4.
URL:http://www.kommersant.ru/doc/14556.
11. http://www.imdb.com/name/nm0001969/bio.
14
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв